Посуда

Жостовские подносы: история и особенности

Жостовские подносы: история и особенности

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. История возникновения
  2. Описание
  3. Разнообразие форм
  4. Виды рисунков и узоров
  5. Этапы росписи

Небольшой поселок Жостово, что недалеко от Мытищ, стал известен и за пределами Московской области (и даже России) благодаря уникальной, колоритной, узнаваемой среди десятков смежных направлений росписи. Жостовские подносы – один из символов русского народного искусства. Он возник в XIX веке, его могла постигнуть печальная участь многих преждевременно исчезнувших ремесел, но жостовская роспись живет и сегодня.

История возникновения

В 1825 году деревенские умельцы Вишняковы, крепостные графа Шереметьева, узнали на мануфактуре, где трудились, технологию лакирования металлических изделий и конструкций из папье-маше. Так в селах и деревнях некогда Троицкой волости появились мастерские, которые производили расписную продукцию из папье-маше, покрытую лаком. Есть и другая версия: сын хозяина столичной фабрики миниатюрист Вишняков зародил именитый промысел.

Путаница, возникшая из-за фамилий, не позволяет точно сказать, кто стал прародителем знаменитых жостовских подносов. Но в искусстве есть понятие, которое можно назвать «назреванием творчества». Так вот, в той самой Троицкой волости, в нескольких ее поселениях создавалась обстановка, которая породила уникальное творческое направление. И уже не так важно, кто был первым: откупившиеся на волю братья Вишняковы или миниатюрист с той же фамилией.

Жостовский промысел интересен тем, что у мастеров не было образцов, они писали по воображению, импровизационно. Но за этой импровизацией стояли четкое понимание правил и отточенная техника. Справедливости ради нужно сказать, что мотивы росписи подносов жостовские мастера заимствовали у тагильских художников. Тагильский промысел на столетие старше жостовского и ему свойственна та же отделка металлических подносов.

В XX столетии в Новосельцево, одном из сел Мытищинского района, сформировалась Новосельцевская трудовая артель. Предприятие производило металлические подносы с лаковым покрытием. Через два года в Жостово образовались еще две ветки – «Жостовская трудовая» и «Спецкустарь», а вслед за ними и «Лакировщик», «Свой труд» (только в Троицке). В 1928 г. все они объединились в единую систему.

Географическое расположение села было на руку художникам: они могли, не пользуясь услугами посредников, продавать товар в Москве. Там же удобно было закупать сырье для работы. В то же время первые советские годы не были легкими для жостовских мастеров: пришла пора соцреализма и натурализма в искусстве, традиционный промысел становился неуместным. Но художникам удалось сохранить направление, интерес к которому вновь появился во времена хрущевской «оттепели». Российские творения попали на международные выставки, и заграничный спрос породил массовое производство недорогих сувениров.

Сегодня можно посетить интереснейший музей в Жостово, экскурсии познакомят и маленьких, и больших посетителей не только со знаменитыми подносами, но и с другой расписной посудой, уникальной техникой, сюжетами и особенностями старинного промысла.

Описание

Ключевым мотивом жостовской росписи стал цветочный букет. В творческом направлении четко отмечается сочетание реалистичности живой формы цветка и декоративной общности, которая схожа с традиционной кистевой росписью, украшающей прялки, сундуки и туесочки. Закладывают такое решение цветочного букета давние разработки декоративных схем, в них просматривается набор садово-полевых цветов – это собранный букет, букет враскидку, гирлянда и венок.

Жостовским работам присущи две основные особенности.

  • Яркие краски. Традиционен черный фон, но вместе с ним появляются синий, зеленый и красный варианты. По краям подноса – легкий витой флористический орнамент.
  • Техничность, традиционность нанесения рисунка. Художник работает широкой кистью – умело набрасывает на самом подносе композицию. Во время работы он следит за тем, чтобы цветочный образ был довольно выразительным, а также за ритмичной локацией красочных пятен.

Работают мастера беличьими кисточками и масляной краской. Краску по традиции разбавляют льняным маслом, кисточки промывают в скипидарном растворе. У каждого художника богатая коллекция кистей: от тоненьких, с иголочку толщиной, до самых крупных. И каждая кисть отрабатывает собственный мазок.

Разнообразие форм

Сегодня фабричные изделия штампуют на профессиональных прессах, которые позволяют задать изделию любую форму. Если заготовку штампуют, то изначально эскиз прорисовывают с помощью трафарета, а потом уже он вырубается и вытягивается на электропрессе.

Но эксклюзивные заказы тоже бывают, и тогда мастер вручную кует утварь. Коваль берет железный лист, вырезает форму специальными ножницами, потом выбивает форму и вытягивает. Краешек изделия закатывают, приклеивают к нему проволоку, которая придает рельефную форму изделию и в то же время упрочняет его. Конечно, выкованное вручную изделие будет стоить очень дорого.

Жостовские подносы могут быть:

  • круглыми;
  • овальными;
  • гитарными;
  • восьмиугольными;
  • прямоугольными (частый вариант);
  • крылатыми (с фестончатыми краями);
  • комбинированными.

Нельзя сказать, что одна форма популярнее другой: круглые и овальные подносы выглядят более традиционно, но и гитарные пользуются спросом, и комбинированные изделия находят своего покупателя (и, к слову, становятся интерьерной изюминкой).

Виды рисунков и узоров

В XXI веке строгой канонизации, когда фон должен быть четко черным и никаким более, уже не соблюдают. Серебристый, красный и малахитовый фоновые цвета уже не являются чем-то неожиданным относительно жостовских подносов. А вот цветы так и остаются основным рисунком промысла. Такую тематику жостовцы взяли у уральских мастеров, которые тоже художественно осмысливали красоту полевых и садовых цветов.

Расписные подносы в жостовском стиле имеют множество узнаваемых нюансов.

  • Центр композиции с крупными растениями, да еще с такой рисовкой, словно цветок растет из середины подноса. По краям – цветочки помельче.
  • Основной принт – цветочный букет или цветочный венок, обязательны и флористические орнаменты, различающиеся по сложности.
  • Выбор цветов согласно личному решению автора. Каждый художник изображал на подносе те цветы, что нравились ему самому.
  • Современное расширение тем и узоров. Сегодняшние мастера жостовской росписи рисуют натюрморты, птиц, животных, пейзажи и различные тематические изображения.

Творчество – живой процесс. Современные мастера, продолжающие и прославляющие именитое направление, находятся в поиске новых идей (форм, узоров, цветов). Это не противоречит канонам, но развивает жостовскую роспись, отчасти встраивает ее в актуальные творческие запросы, ни в коем случае не обезличивая, не лишая индивидуальности.

Надо сказать, что и это художественное направление немало терпит от мошенников, которые производят подделки и выдают их за настоящие жостовские подносы.

Но подделку от подлинника отличить можно.

  1. На настоящем изделии обязательно стоит штамп-логотип мастерской, его произведшей.
  2. Подносы-подделки могут иметь острые края, а вот истинные мастера никогда не допустят такого недостатка – края точно будут завальцованными. Обработка края необходима не только с художественной точки зрения, но и для того, чтобы поднос обрел прочность.
  3. Настоящий поднос довольно толстый: он и должен быть таким, дабы удержать самовар и посуду, которая подается вместе с ним. Если же вы поставили на поднос что-то тяжелое, а он прогнулся – это не подлинное жостовское изделие.
  4. Настоящий поднос имеет зеркальную поверхность. Его неоднократно грунтуют, каждый слой обязательно шлифуется. И лак на поверхность накладывают как минимум в два слоя, каждый из них полируется. Можно сказать, что в жостовском подносе все отражается словно в зеркале. А если такового не случается, значит, этап лакирования пропущен, что может быть только у подделки.
  5. Идеальная техника. У настоящих мастеров не может быть кривых линий, тусклых цветов, нечеткой прорисовки. Это недопустимо, все должно соответствовать стандарту, традициям.

По этой причине слишком дешевое изделие априори не может быть жостовским подносом. Такая многоэтапная кропотливая работа с четко выверенным контролем качества стоит недешево, но и прослужит поднос многие годы.

Это замечательный подарок, если вы хотите передать какой-то презент с родины либо просто порадовать близких вещью долговечной, красивой, классической.

Этапы росписи

Роспись подносов из Жостово отличает и многослойность. Первый слой – это замалевка. Разбеленной краской мастер делает раскидку цветовых пятен, бутонов и листьев в различные композиционные схемы. Всякое пятно должно найти свое место и не отходить от авторского замысла.

После этого начинается сушка, а уже после сушки мастер переходит ко второму этапу – тенежке. Прозрачной краской для лессировки художник наносит темные, более мелкие детали флористических элементов.

Следующий этап именуется прокладкой, во время которой автор плотной и непрозрачной краской выписывает светлые зоны. Потом идет бликовка, причем у каждого мастера она авторская: у кого мелкая, а у кого и широкая. Бликовку можно сравнить с музыкальным ритмом.

Следующий этап – чертежка. Мастер прочерчивает светлые лепестковые края, края листочков, цветов, бутонов. Например, «сделать семенца» означает прописать мельчайшие детали в бутонах/цветах. Далее начинается привязка: нежная травка, заполняющая пустующие места между элементами, делает композицию единой, гармоничной.

Один мастер большое внимание уделяет привязке, кропотливо прописывает мельчайшие детали, другой работает по минималистичным принципам. У одного автора привязка будет яркой, у другого она динамично впишется в фон подноса.

На этом этапе роспись подноса фактически оканчивается: поднос высушивают и передают орнаменталисту.

Если схематически изобразить процесс работы над подносом, он будет включать ряд шагов.

  1. Слабым оттенком основного цвета мастер прорисовывает эскизы цветов и прочих компонентов композиции.
  2. Далее художник работает над полупрозрачными тенями. На этом этапе рисуются соцветия и листочки.
  3. Цветам придается форма с помощью финишного оттенка.
  4. После высыхания автор наносит на рисунок блики, которые придадут ему объемность.
  5. Тонкой кистью автор прорисовывает мельчайшие детали работы, которые завершают ее.
  6. Идет работа над фоном рисунка.
  7. На края подноса наносится орнамент – обычно это цветы либо геометрическая фигура. Данную процедуру считают отделочной, но все же представить без нее жостовский поднос невозможно.

Сегодня необязательно дистанционно постигать секреты совершенства жостовского ремесла. В Москве открыта единственная студия Жостово, где лучшие мастера обучают всех желающих.

На специальных курсах можно пройти более глубокую подготовку.

Посмотреть поближе на процесс производства подносов вы можете далее.

Написать комментарий
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.