Знать все о профессии автомеханика, о том, каково его место работы, очень важно многим людям. Полезно выяснить, как проходит обучение и какую зарплату можно будет получать. Дополнительно стоит разобраться с обязанностями автомехаников и другими пунктами должностной инструкции.
Описание профессии
Высокая актуальность автомехаников мало кем ставится под сомнение ввиду широкого распространения автомобилей. Но далеко не все люди знают тонкости этой профессии и то, чем занимаются специалисты на подобной должности. Дело не сводится просто к ремонту транспорта в духе «это заменить, этот проводок перебросить на другой контакт, поменять масло и проверить гидравлику». Настоящий автомеханик по умолчанию контактирует с людьми. Клиенты отнюдь не всегда знают устройство машин, принципы работы отдельных устройств и инженерную терминологию.
Именно этот специалист должен выслушать жалобы и понять, что конкретно за ними стоит. Порой неверно выбранное направление поиска неисправностей означает затрату нескольких часов на ненужные процедуры. Автомеханики занимаются и контролем состояния авто. К ним обращаются, если никаких явных проблем нет, но нужно проверить машину. Например, после аварии, длительного простоя, снятия с консервации, определенного пробега либо перед ответственной поездкой, которая не должна сорваться. Автомобильная отрасль постоянно совершенствуется. Непрерывно появляются свежие технологии. За несколько лет можно стать высококлассным востребованным мастером.
С нуля попасть в крупное СТО, особенно ремонтирующее дорогостоящие машины, невозможно.
Плюсы и минусы работы
Одно из достоинств этой профессии уже названо — речь идет о ее постоянной востребованности. Количество автомашин и не думает сокращаться, более того, оно будет только возрастать. Сложность конструкции современного транспорта достаточно велика, и вероятность успешной его починки в гараже сводится практически к нулю. Потому умеющие справляться с различными неполадками специалисты вряд ли останутся без дел. Те, кто неплохо разбирается в технике и инженерии, найдут себе занятие по душе. Заработок практически гарантирован. Порог вхождения в профессию невелик, сложное образование не понадобится (хотя и будет преимуществом). Желающие развиваться в том или ином направлении починки машин точно смогут стать первоклассными узкими специалистами. Потенциально есть возможность работать индивидуально, хотя тут все больше фирмы теснят частников. Зарекомендовавшие себя специалисты могут подрабатывать.
Однако есть и слабые места в деятельности автомеханика. Прежде всего, даже при современном уровне технологий, необходимость «тягать тяжести» и прилагать усилия почти не сократилась по сравнению с 1960-ми. Придется контактировать с парами бензина, растворителей, масла и многими другими небезопасными веществами. Фактором риска является и опасность поражения электрическим током.
Кроме того, многие механики зачастую работают на открытом воздухе вне зависимости от сезона. Порой понадобится работать сверхурочно, вне всяких графиков, если есть наплыв заявок или поступают срочные заказы.
Должностная инструкция
Обязанности
В зависимости от квалификации, автомобильные механики могут заниматься обследованием и ремонтом:
- ходовых частей;
- моторов;
- антиблокировочных систем;
- топливной аппаратуры;
- коробок передач;
- форсунок;
- картеров и других частей автомашины.
Описанные операции в первом приближении должен знать специалист любого профиля. Регулярно приходится также проверять развал-схождение, заниматься шиномонтажом, балансировкой. Любые проводимые ремонтные, диагностические манипуляции и их результаты обязательно заносятся в технический лист. В надлежащих случаях автомеханик обязан использовать средства индивидуальной защиты. Ему предписано также информировать заказчика ремонта и/или должностных лиц предприятия о достигнутых результатах и других важных фактах.
Знания и навыки
Любой автомеханик должен знать:
- принципы работы основного оборудования автомашины;
- функционирование той части авто, на которой он специализируется;
- устройство ключевых узлов;
- основные нюансы работы электрооборудования;
- виды систем зажигания;
- тонкости работы вспомогательной аппаратуры и сигнализации.
Профстандарт по специальности «автомеханик» указывает дополнительные знания и навыки. В частности, это проведение всего спектра регламентных работ по поддержанию автомобилей в исправном состоянии. Также специалисты обязаны консультировать посетителей относительно сервиса и оформления всех требуемых документов. Кроме этого, они должны:
- быть способными самостоятельно контролировать сроки и объемы выполнения работ;
- уметь вести гарантийный учет;
- уметь вести учет компонентов и агрегатов, применяемых при ремонте;
- знать все, чтобы консультировать руководителей насчет развития сервиса.
ЕТКС добавляет еще такие навыки, как:
- знание свойств материалов;
- представление об антикоррозийных смазках и маслах;
- технические нормы испытания;
- знание размеров и допусков деталей;
- знание классов точности;
- знания об устройстве, принципах работы и методах использования контрольно-измерительной аппаратуры.
Личные качества
Этому моменту тоже надо уделить особое внимание. Автомеханики обязаны иметь первоклассные зрение и слух. Даже небольшое нарушение этих восприятий, а также обоняния, ведет к дисквалификации в профессии. Другие важные нюансы:
- отличное объемное мышление (способность представлять, что как работает);
- приличная физическая форма;
- умение быстро реагировать;
- высокий интеллектуальный уровень;
- умение работать кропотливо;
- придирчивость в диагностике автомобилей и их компонентов;
- готовность досконально выполнять распоряжения руководства;
- выносливость;
- наблюдательность;
- самодисциплина;
- точная координация;
- точность и выверенность движений.
Ответственность
Автомеханик должен отвечать за:
- несвоевременное или неполное исполнение своих обязанностей;
- введение в заблуждение руководства, других сотрудников предприятий и клиентов;
- нанесение материального ущерба;
- правонарушения, указанные в действующем законодательстве;
- нарушение правил трудового распорядка и дисциплины;
- растрату средств;
- нарушение норм пожарной и электрической безопасности;
- несоблюдение прочих норм безопасности.
Разряды
Автомеханики 1 разряда обязаны уже иметь представление о браке и методах его предупреждения. Им надо четко понимать, какие бывают расходные материалы и как их применять. Дополнительно обязанностью считается знание норм производственной санитарии. Такие специалисты полностью готовы заниматься базовым техобслуживанием. Они занимаются еще и подушками безопасности.
Специалисты 2 разряда могут собирать простые узлы. Они могут выполнять крепежные работы и налаживать электрическую инфраструктуру автомобиля. При работе применяют весь спектр электрического и пневматического инструмента. Придется изучить допуски и квалитеты. Механики 3 разряда ремонтируют все марки машин и обслуживают их моторы. Они готовы работать уже не только с легковым, но и с грузовым автотранспортом. Обязательно необходимо знать тонкости различных металлов и общие правила безопасности.
Механик 4 разряда четко представляет, сверх прочего, параметры шероховатости и приемы термообработки деталей. Для 5 разряда обязательны:
- готовность к регулировке и стендовому испытанию сложных агрегатов;
- умение устанавливать электроаппаратуру по схеме;
- умение доводить детали на 6 или 7 квалитеты;
- способность заниматься сложной слесарной обработкой.
6 профессиональная категория подразумевает уже часто наличие технического образования. Обязательно знать:
- особенности легковых автомобилей, автобусов и грузовых автомашин различных марок;
- технические условия по ремонту, испытаниям и сдаче особенно сложных и ответственных деталей;
- методы полного восстановления и упрочнения частей автомобиля;
- правила ремонтных работ и способы регулирования всех основных узлов автотранспорта.
Образование
Обычно обучение по специальности автомеханика не подразумевает, что придется проходить экзамен по истории или иным гуманитарным дисциплинам, так как это чисто техническая профессия. Правда, каждое учебное заведение может иметь свой подход, и нужно внимательно проверять, что оно требует от абитуриентов. Начать свой путь в профессию можно уже после 9 класса в колледжах и техникумах с соответствующей специальностью. Однако надо учитывать, что требования неуклонно возрастают. И потому только те, кто готовы получать высшее образование на профильных факультетах институтов и университетов, могут рассчитывать на достижение настоящих высот в своей профессии.
Поэтому лучшей стратегией будет окончание школы с максимально возможными знаниями, которые она может дать, и затем обучение по инженерной специальности соответствующего профиля. Разумеется, не обойтись без упора на математику, которая обязательно пригодится и в практической работе. Опять же, хотя то, какие предметы нужно сдавать, определяет конкретное учебное заведение, кроме математики и физики, это наверняка будет еще и русский язык. Занятиям по этому предмету имеет смысл уделить внимание еще со школьной скамьи.
Нужно принять во внимание, что и при среднем профессиональном, и при высшем профессиональном уровне образования автомеханикам периодически требуется переподготовка, чтобы не отстать от реалий жизни.
Среди вузов РФ, готовящих специалистов по ремонту автотранспорта и инженеров в смежных областях, можно выделить:
- Уральский федеральный университет;
- Петербургский университет путей сообщения;
- Самарский национальный исследовательский университет;
- Тихоокеанский и Тольяттинский государственные университеты;
- Уральский университет путей сообщения;
- Кузбасский технический университет;
- МГТУ имени Баумана;
- СКФУ;
- Крымский инженерно-педагогический университет;
- Санкт-Петербургский горный университет;
- ОмГТУ;
- Воронежский лесотехнический университет;
- Тверскую сельскохозяйственную академию;
- Братский государственный университет.
Можно попробовать обучиться и в средних специальных учебных заведениях. Среди них особое место занимают:
- многопрофильный колледж Магнитогорского технического университета;
- московский колледж № 54;
- технический колледж Петербурга;
- московский политехнический колледж №8;
- московский колледж автомобильного транспорта №9;
- нижегородский автомеханический техникум;
- нижегородский промышленно-механический техникум;
- автотранспортный колледж Ростова-на-Дону;
- Уральский колледж имени Ползунова;
- Челябинский автотранспортный техникум;
- Омский колледж профессиональных технологий;
- Омский колледж транспортного строительства;
- Красноярский техникум транспорта и сервиса;
- Приморский политехнический колледж.
Место работы
Поступить на любое рабочее место без сопроводительного письма достаточно сложно. Лучше озаботиться получением подобного документа заранее. Он позволит поднять интерес к своему резюме. Некоторые компании готовы принимать на работу кандидатов без опыта — однако рассчитывать на сколько-либо солидный доход в таком случае не получится. Скорее, он будет на минимальном уровне или немного выше. Такой уровень можно рассматривать только как этап по становлению в профессии. Часто начинают с работы на позиции помощника автомеханика. Занять такую должность можно даже после окончания курсов. Сделать следующий шаг в карьере за месяц нельзя, даже если приложить тщательные усилия. Придется 1-2 года набираться опыта и практической квалификации.
Прежде чем занять солидную должность на предприятии по ремонту автомобилей, придется получить образование инженера-автомеханика. Небольшие компании иногда предлагают практическое обучение прямо в процессе работы, но такая возможность встречается все реже и реже. Независимо от уровня образования, только после долгого набора опыта можно будет занять позицию старшего мастера автосервиса. Кроме специализированных сервисов, можно также работать в:
- автобусных парках;
- таксопарках;
- автобазах;
- промышленности;
- логистических компаниях;
- центрах автоспорта;
- службах доставки;
- сельскохозяйственных и строительных компаниях;
- различных прочих организациях, которые владеют более или менее крупным собственным автопарком.
Сколько получает?
Зарплата автомобильных механиков в России сильно зависит от места, где предстоит трудиться. Практически наивысшие доходы предсказуемо достигаются в столице. Средний уровень составляет примерно 50 тысяч рублей. При этом лишь пятая часть всех московских механиков зарабатывает свыше 68000 рублей. Стоит учесть, что обещанная нанимателями в объявлениях планка дохода не всегда обеспечивается. Потому в реальности доход может оказаться заметно меньше. В среднем по стране, если доверять объявлениям, он составляет 30000 рублей. Иногда говорят, что в Сахалинской области средняя заработная плата будет равна 70 тысячам рублей. Однако количество вакансий там ограничено по объективным причинам.
Довольно солидные зарплаты есть в ЯНАО и в Забайкалье — 67 и 52 тысячи рублей. В Санкт-Петербурге механик имеет доход 50 тысяч рублей. Такая же ставка назначается в Иркутске. В Казани, Краснодаре и Самаре заработная плата составит в среднем 45000. Потому очевидно, что такая профессия едва ли будет высоко оплачиваема. Необходимо понимать и условность статистики. Начинающие автомеханики получают при приеме на работу от 15 тысяч. Отработав 2-3 года, можно выйти уже на уровень 25 тысяч. Чтобы поднять доход в среднем до 40000, придется набрать стаж от 5 до 7 лет.
Очевидно, что рассчитывать на солидное благосостояние не получится. Даже опытные механики могут претендовать только на относительно скромные ставки; играет роль, впрочем, и уровень сервисного центра.