Top.Mail.Ru
Профессии

Кто такой киномеханик и что он делает?

Кто такой киномеханик и что он делает?

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Описание профессии
  2. История
  3. Обязанности
  4. Требования
  5. Обучение и перспективы
  6. Зарплата

Атмосфера в кинозале и настроение зрителей во время показа картины во многом зависят от опыта и профессионализма специалистов, несущих ответственность за работу звукотехнического и аудиовизуального оборудования, – киномехаников. Нередко представителям этой непростой профессии приходится в одиночку обслуживать несколько кинозалов одновременно. Рассмотрим подробнее, кто такой киномеханик, что он делает, какими знаниями и навыками он обязан владеть, сколько зарабатывают представители этой профессии.

Описание профессии

Киномеханик – технический специалист, контролирующий исправность и бесперебойность работы аудиовизуального и звукотехнического оборудования во время демонстрации картины в кинозале. Представитель этой профессии несет ответственность не только за состояние киноаппаратуры, но и за качество кинопоказа. Обеспечение качественного кинопоказа является главной функциональной обязанностью киномеханика. Говоря простыми словами, этот специалист несет ответственность за яркость, контрастность и цветопередачу изображения, а также за громкость и четкость звука в зале.

Фактически вся работа киномеханика направлена на то, чтобы каждый зритель, сидящий в кинозале, мог получить удовольствие от просмотра картины, насладиться полнотой ее красок и сочностью звука.

Стремясь обеспечить максимально качественный показ кинокартины, технический специалист обязан одновременно контролировать состояние вверенного ему оборудования. Так, внезапное повышение громкости звука может привести к резкому увеличению звукового давления в кинозале. Это не только вызовет крайне дискомфортные ощущения у зрителей, но и создаст критические перегрузки в работе акустического оборудования, способные вывести его из строя. Работа киномеханика неразрывно связана с осуществлением большого количества однообразных функций.

В то же время ее нельзя отнести к скучным и рутинным видам профессий. В сферу этой деятельности обычно приходят мужчины, способные работать в многозадачном режиме, хорошо разбирающиеся в современной кинотехнике и принципах ее работы. Женщины редко выбирают эту профессию ввиду довольно жестких требований к профессиональным знаниям и специфических условий труда.

Необходимо отметить, что механики кино являются материально ответственными лицами. Это означает, что если ненадлежащее исполнение трудовых функций станет причиной поломки вверенного специалисту оборудования, он должен будет возместить убытки кинотеатра за счет личных финансовых средств. Уровень профессиональных знаний и умений киномеханика должен позволять ему осуществлять не только монтаж и настройку аппаратуры, но и ее ремонт. Причем в случае форс-мажорных обстоятельств представителю описываемой профессии нередко приходится производить ремонт оборудования безотлагательно, в предельно короткий промежуток времени.

Работа киномеханика требует от человека наличия не только узких профессиональных знаний, но и хорошей памяти, стрессоустойчивости, физической и моральной выносливости.

Кроме того, регулярная модернизация кинооборудования, появление все более мощной и высокотехнологичной аппаратуры требует от специалиста готовности к постоянному совершенствованию профессиональных знаний и расширению кругозора.

История

До наступления цифровой эпохи киномеханики работали с громоздкими пленочными проекторами. Их обслуживание требовало от специалистов не только сноровки и молниеносной реакции, но и высокой физической выносливости.

Одной из основных задач киномехаников, работающих с этим оборудованием, являлась заправка кинопленки в проекторы, которых в одном кинозале насчитывалось не менее двух. В эпоху доцифрового кинематографа пленка хранилась на больших, массивных бобинах. Вес одного такого носителя мог достигать 40 килограммов, что требовало от киномехаников тех времен недюжинной физической силы и выносливости. При этом на одной бобине обычно умещалось от 300 до 600 метров пленки, что соответствовало всего 10–20 минутам продолжительности кинокартины.

В обязанности киномеханика входила своевременная замена бобин с пленкой с наименьшей паузой между эпизодами фильма. Признаком высочайшего мастерства специалиста считался незаметный для зрителя, плавный переход от одной части киноленты к другой. В случае внезапного обрыва пленки техник должен был экстренно устранить неполадку, восстановив показ картины в течение нескольких минут. Профессия киномеханика, работающего с пленочными проекторами, требовала от человека не только внушительной физической силы, но и отменного здоровья. Представителям этой сложной профессии по долгу службы часто приходилось контактировать с пленками, обработанными специальными химическими составами, которые могли вызывать аллергические реакции и болезни органов дыхания.

Как и в наши дни, в доцифровую эпоху киномеханики работали посменно. Однако продолжительность одной рабочей смены специалиста составляла не менее 12–14 часов. Наибольшая загрузка киномехаников возникала в период премьер, когда зрители тянулись в кинотеатры нескончаемым потоком.

Стоит заметить, что при всех специфических сложностях своей деятельности киномеханики зарабатывали не больше других представителей рабочих профессий.

Современные кинотеатры используют технологию цифрового кино. Цифровой кинопроектор осуществляет демонстрацию картины не с пленочных носителей, а с видеосерверов. Устройство и принцип работы такого оборудования радикально отличаются от пленочных кинопроекторов, поэтому цифровую киноаппаратуру принято относить к отдельному и самостоятельному классу техники. Во время кинопоказа цифровой проектор принимает информацию от видеосервера, распаковывающего фильм с жесткого диска. Задача киномеханика – обеспечить непрерывное воспроизведение фильма с сохранением высокого качества изображения и звука.

С появлением цифрового оборудования загрузка киномехаников, обслуживающих «умную» технику, существенно снизилась. Современные цифровые технологии позволяют одному специалисту контролировать и управлять показами в 10–15 кинозалах одновременно. Причем все необходимые действия современный киномеханик осуществляет из небольшого помещения с установленным видеосервером.

Представители рекрутинговых агентств считают, что современному киномеханику желательно знать принципы работы не только цифрового, но и пленочного кинооборудования. Во многом это требование связано с тем, что после резкого появления цифровых технологий в кинематографе не все представители индустрии поспешили отказаться от добротных пленочных проекторов. К примеру, в США около 10% кинотеатров до сих пор используют оборудование такого типа. В России количество залов, где применяются пленочные типы проекторов, значительно больше.

Обязанности

Должностная инструкция киномеханика охватывает широкий спектр обязанностей, главной из которых является обеспечение качественного кинопоказа. Представитель этой профессии в своей работе подчиняется инженеру или администратору кинотеатра. Демонстрация фильмов – не единственная функциональная обязанность киномеханика.

Помимо выполнения этой задачи, он также обязан исполнять следующее:

  • проводить регулярное техническое обслуживание кинооборудования и его профилактический осмотр;
  • осуществлять комплексную проверку, регулировку, настройку и ремонт кинопроекторов, звукотехнического оборудования, синхронизирующей аппаратуры, приборов электропитания;
  • производить работы по установке и замене киноаппаратуры;
  • осуществлять техническую проверку и тестирование новых видов кинооборудования, а также аппаратуры, прошедшей капитальный ремонт.

Кроме того, должностные обязанности киномеханика предусматривают строгое соблюдение им правил внутреннего распорядка и техники безопасности. Этот специалист также несет ответственность и за соблюдение правил пожарной безопасности.

Требования

Перечень требований, предъявляемых к претендентам на описываемую должность, разрабатывается руководством кинотеатра или представителями отдела кадров. Обычно от соискателей требуется не только высокий уровень профессиональных знаний и навыков, но и наличие определенных личностных качеств.

Личные качества

Одним из важных личных качеств, которым должен обладать киномеханик, является стрессоустойчивость. График кинопоказов и премьер является очень нестабильным и гибким, что требует от специалиста готовности к ненормированному рабочему дню. Периоды наибольшей загруженности обычно приходятся на выходные и праздничные дни. Некоторые кинотеатры работают в ночное время. Наблюдения показывают, что подобный график работы устраивает отнюдь не всех соискателей на должность киномеханика.

Специфичной особенностью этой профессии является то, что она предусматривает работу в закрытом помещении без естественного освещения и притока свежего воздуха. По этой причине работодатели часто требуют от соискателей личной готовности к работе в стесненных, не всегда комфортных условиях. Киномеханик должен быть глубоко ответственным и исполнительным человеком. Фактически от качества его работы и профессионализма зависит не только исправность дорогостоящего оборудования, но и настроение нескольких сотен человек, сидящих в зале. В этой профессии не допускаются халатное отношение к своим обязанностям и пренебрежение правилами внутреннего распорядка.

Спокойствие и рассудительность – еще одни важные личные качества, которыми должен обладать киномеханик. Внезапные сбои в работе оборудования, скачки напряжения в электросети – эти и другие форс-мажорные обстоятельства не должны вызывать панику у специалиста. Хорошая память – одно из конкурентных преимуществ, которое часто делает соискателя основным претендентом на должность киномеханика. В первые дни работы специалисту придется столкнуться с колоссальным потоком информации, требующей запоминания.

Она может касаться принципов и последовательности работы техники, расположения основного и вспомогательного оборудования и иных специфических нюансов. Многие работодатели приветствуют неподдельный интерес соискателей к кинематографу и смежным с ним отраслям человеческой деятельности. Знание перечня предстоящих премьер и киноновинок будет дополнительным преимуществом соискателя.

Знания и навыки

Профстандарт предъявляет следующий перечень основных требований к профессиональным знаниям и навыкам киномеханика:

  • знание устройства, принципов работы, настройки и ремонта кинопроекционного и звукотехнического оборудования;
  • знание устройства и принципов работы цифрового кинопроектора;
  • знание устройства и принципов работы видеосерверов;
  • умение работать с цифровыми и пленочными носителями информации.

Этот специалист должен уметь самостоятельно загружать цифровые данные на видеосервер в формате DCP, а также загружать и использовать электронные ключи для открытия этих файлов. Он должен уметь самостоятельно регулировать интенсивность освещения, звук и иные опции кинопроектора при отсутствии режима автоматической настройки. Современный киномеханик должен быть уверенным пользователем ПК, умеющим работать с цифровыми носителями информации.

В случае необходимости этот специалист должен уметь самостоятельно устранять ошибки, возникающие при работе с видеосервером, компьютером, а также профессиональным программным обеспечением.

Обучение и перспективы

Пройти обучение и узнать все секреты работы киномехаником можно во Всероссийском государственном институте кинематографии им. С. А Герасимова (Москва). Продолжительность учебы в вузе составляет 4 года. В регионах этой профессии учат в средних специальных учебных заведениях – технических колледжах и училищах.

Можно освоить данную специальность на профильных курсах. Для поступления на курсы необходимо иметь среднее специальное техническое образование. В данной профессии предусмотрен незначительный карьерный рост. Со временем киномеханик-стажер может получить должность старшего киномеханика. Всего в этой сфере деятельности насчитывается 3 рабочих разряда.

Зарплата

В столичных кинотеатрах киномеханики ежемесячно зарабатывают около 30–40 тысяч рублей. В Санкт-Петербурге заработная плата специалистов варьируется от 25 до 35 тысяч рублей. В регионах представители этой профессии зарабатывают от 17 до 20 тысяч рублей ежемесячно.

4 комментария
Гость 30.05.2022 17:51
0

Сейчас нет киномехаников. Профессия умерла, осталась маленькая кучка видеодемонстраторов.

Гость ↩ Гость 24.10.2022 19:46
0

Но мы, киномеханики, ещё живы! И гордимся выбором профессии! И помним своих наставников!

Гость 01.01.2023 02:05
0

Так кто же занимается показом фильмов?

Гость ↩ Гость 04.09.2023 23:13
0

Плёнка умерла вместе с профессией. А показывает кино теперь автоматика... Специалиста, как правило, нет в аппаратной во время работы кинооборудования. Айтишник, либо специально обученный человек, раз в неделю закачивает необходимые фильмы и составляет плейлисты с расписанием показов. Все это можно делать удаленно.

Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.