Бариста – слово, пришедшее из итальянского языка, и обозначает оно специалиста, который готовит эспрессо и кофейные коктейли на его основе. То есть любимые миллионами латте, американо, капучино. В переводе это будет звучать как «человек за стойкой», но интерпретируется термин все же уже. Технически бариста отвечает только за приготовление кофе, работу с кофемашиной, другие же функции ему делегирует руководство (или не делает этого).
Описание
Бариста – профессия актуальная, довольно востребованная и увешанная ярлыками. Кто-то считает, что заниматься ею могут только студенты, не претендующие на особый карьерный рост юнцы. Кто-то уверен, что научиться этому можно за один день, и все курсы – блажь и выколачивание денег.
Кто-то вообще не понимает, почему тем, чем ранее занимался бармен, теперь предписано заниматься еще одной штатной единице.
Профессия бариста еще достаточно юна, потому все эти ярлыки и стереотипы имеют место. Да, и более 30 лет назад люди в кофейнях, барах, кафе делали кофе, но это было лишь одной задачей из профессионального перечня. А вот появление сети кофеен, которые распространились по всему миру, стали популярными и более чем узнаваемыми, привели к тому, что история профессии стартовала. Теперь часто клиенты идут не столько в конкретное кафе, сколько к конкретному бариста. Специалисты завоевывают себе славу, у них даже берут интервью.
Плюсы профессии:
- творческий компонент;
- относительно несложно трудоустроиться;
- работа по оказанию услуг – благодарность за труд выражена не только в получении зарплаты, но и в добрых словах от клиентов;
- более-менее простое вхождение в профессию;
- новые знакомства и так называемая цеховая солидарность;
- отличное место для тех, кто очень любит кофе;
- доступность обучения.
Минусы профессии:
- неоднозначность профессиональных перспектив (как возможность стать знаменитым бариста, так и невозможность прыгнуть выше этой должности);
- всю смену на ногах;
- зарплата не самая высокая;
- порой ненормированный график;
- интроверту придется непросто – много лиц и контактов;
- аккуратность, быстрота реакции, переключение внимания – все это должно быть в списке профессиональных инструментов, но не все могут этим похвастаться.
Конечно, поиск плюсов и минусов не имеет особого значения, если человек искренне заинтересован в профессии и видит себя в ней отчетливо.
Должностная инструкция
Стоит отметить, что до сих пор многие специалисты, устраиваясь на работу, не читают вакансию так, как то нужно делать. А ведь если там нет конкретики, если в обязанности вменено то, чем не должен априори заниматься бариста, это может вызвать в последующем конфликты с руководством.
Обязанности
Бариста занимается как приготовлением натурального кофе из зерен, так и созданием напитков на его основе.
Чем занят специалист:
- выполнением заказов клиентов;
- консультацией по выбору напитков;
- подсчетом выручки и сдачей ее в кассу после смены;
- составлением заявок на закупку;
- подбором сортов кофе.
А теперь чуть подробнее. Бариста не просто делает кофе, он должен хорошо в нем разбираться, отличать арабику от робусты, знать сорта и их особенности. Он должен уметь обращаться с кофемашиной, которая является главным инструментом бариста. Он работает и с кофемолкой, как ручной, так и автоматической. Он следит за состоянием техники, за поддержанием ее в чистоте.
Взбивать молоко, рисовать на кофе, добавлять сиропы бариста тоже должен уметь профессионально. Кстати, в большинстве случаев ему предстоит и заваривать чай, и даже готовить что-то элементарное вроде сэндвича. Ну и, само собой, разбираться в инвентаризации и работе с кассой бариста также должен.
Каждый из пунктов, прописанных в инструкции, не должен вызывать вопросов даже у начинающего специалиста. Если он с чем-то не согласен, все обсуждается до вступления в должность.
Права
Здесь все просто: бариста имеет те же права, что и любой трудящийся согласно Трудовому кодексу страны. Он имеет право заранее знать свой график, не работать сверхурочно без личного согласия и адекватной оплаты. Он имеет право на соцпакет, и также заранее должен знать, что в него входит. Бариста не обязан убирать помещение кофейни, если, конечно, дополнительные действия не прописаны в инструкции и не оплачиваются соответствующим образом.
Ответственность
Она вытекает из перечня обязанностей. То, что вменено специалисту, он должен выполнять в полном объеме. Вопросы слежения за техникой, кассой – также на нем.
Немного важной информации:
- 12 часов смены для специалиста – норма, но это не должно пугать, ведь бариста не обслуживает клиентов без перерыва, у него бывает время на передышку;
- два дня работы через два дня отдыха – наиболее распространенный график, хотя и «три через три» также не редкость;
- по санитарным нормам работник должен иметь медкнижку, и время на ее приобретение работодатель обычно дает;
- готовность к контролю со стороны руководства – постоянная, иногда это делается посредством видеокамер, установленных в кофейне;
- штрафы за нарушения – распространенная практика, и они могут быть за нарушение рецептуры, а также за флирт с клиентом, например.
Главное – сохранять адекватность и профессиональный настрой, не очаровываться раньше времени и четко понимать те требования, которые выдвигает работодатель.
Личные качества
Работа бариста предполагает не просто контакт с людьми, но и общение. Профессионалы говорят, что нужно приготовиться к тому, что люди будут ожидать от тебя шоу. То есть быть шоуменом – отчасти профессиональное требование.
Что еще нужно для успешной карьеры.
- Вежливость, тактичность – без этого в сфере услуг, в принципе, трудно, а уж там, где приходится не просто давать людям вкусный продукт, но и создавать настроение, атмосферу, такие навыки первоочередны.
- Готовность прятать свое настроение. Неважно, как дела у самого бариста, выспался ли он и прочее, его вид не должен выдавать личных проблем. Люди хотят, чтобы их обслуживал улыбчивый, приятный и воспитанный сотрудник.
- Экспертность. Это не совсем личное качество, но оно связано с умением глубоко погружаться в профессию, не останавливаться на достигнутом, учиться, узнавать, слушать мастеров и видеть новые горизонты. Словом, быть, а не казаться.
- Внимательность – куда же без нее. Не должны остаться без внимания и настроение клиента, и внешний вид кофемашины, и порядок в кассе. Если бариста хочет стать человек, у которого нет такой фокусировки, и многозадачность – самое неприятное для него, у него явно будут проблемы.
Общительный, доброжелательный, приятный – таким видят специалиста клиенты, и соответствовать этому ожиданию – наверное, действительно во многом залог успеха для бариста. Помимо этого, специалист должен обладать такими немаловажными качествами, как опрятность, пунктуальность, дисциплинированность.
Обучение
Здесь вариантов несколько. Можно пройти курсы, где за час обучения предстоит выложить от 500 до 1000 рублей. Следовательно, за полный курс человек может отдать до 20000 рублей. Конечно, за это время можно не просто научиться работать с кофе, но и понять, твоя это профессия или нет. Хотя настоящие, полноценные впечатления складываются только непосредственно на рабочем месте.
Другой вариант – учиться прямо на работе. И это реально. Руководство может оформить это как стажировку и выделять в среднем по 5 часов в день на обучение нового сотрудника. Сколько дней займет такая стажировка, в каждом случае решается индивидуально.
Все зависит от готовности руководства, от потребности в скорейшем введении человека в должность, от смекалистости и обучаемости самого сотрудника.
Диплом или сертификат о прохождении курсов не имеет такой же ценности, как диплом об окончании вуза. Не все кофейни даже просят его показать, достаточно упоминания о том, что человек учебу прошел и в курсе требований к своей специальности. А вот прохождение различных курсов повышения квалификации уже в ходе карьеры – возможно, более актуально, чем первичное прохождение курсов. Так можно стать не просто хорошим бариста, но одним из лучших на рынке, таким, что делает имя своей кофейне.
Место работы
Искать работу можно непосредственно на сайтах, где работодатели выкладывают объявления о вакансиях. Сегодня эти сайты зачастую уступают тематическим площадкам в соцсетях. И это хороший вариант: мониторить их, искать те кафе и кофейни, где готовы взять человека без опыта, новичка. Также на таких площадках легче отслеживать условия приема на работу, уровень заработных плат и прочее. То есть конечная цель – не просто устроиться, куда берут, а найти наиболее приемлемое для себя рабочее место.
Что нужно спросить у работодателя:
- каков рабочий график;
- какой длительности будет смена;
- будет бариста работать один или с другими сотрудниками;
- каков график зарплаты;
- какова проходимость торгового места;
- необходимо ли стажироваться и будет ли стажировка оплачиваемой.
В некоторые, особенно лично симпатичные соискателю кофейни можно просто заходить и интересоваться, не ищут ли они сотрудника. В ряде мест, где такая вакансия на данный момент неактуальна, тем не менее дают заполнить анкету, и в будущем все может сложиться.
Перспективы
Работу в этой сфере никогда не называют специальностью, которая поможет обогатиться или совершить карьерный скачок. Рост внутри профессии, безусловно, возможен, но он все равно имеет свой потолок. Очень часто человек, поработавший бариста, просто начинает всерьез присматриваться к этому бизнесу и планирует со временем открыть свой кофе-фургончик, работать на себя. Это более реалистичная цель, нежели стать самым крутым бариста Москвы, например.
Сколько зарабатывает?
На оклад влияет количество отработанных смен, длина самой смены и поток посетителей. В маленьких кофейнях, что интересно, средняя зарплата больше, чем в сетевых. Обычно посменный оклад в 12 часов простирается в пределах 1500-2000 рублей. От формата кофейни заработок мало зависит, а вот от проходимости – еще как. Бариста получает процент с продаж (не всегда, но в подавляющем большинстве случаев) – чем больше выручка кофейни, тем больше и его зарплата. Потому и получается, что маленький островок в большом торговом центре вполне может быть более выгодным местом работы с точки зрения зарплаты, чем стильная кофейня.
А еще можно поднять зарплату, работая на мероприятиях. Иногда в выездной кофейне можно заработать 5000 рублей за смену, а то и больше, правда, и работать придется не покладая рук.
Что же до чаевых, то наиболее честный расчет – это 200-500 рублей за смену. Коробки и баночки под чаевые бариста ставит сам, можно сопроводить их романтичной или мотивационной подписью, например «Коплю на свадьбу» или «Собираю на Эльбрус». Такие очаровательные пометки повышают лояльность посетителя.
Платить руководство может либо стандартно, дважды в месяц, либо каждый день. Обычно на этот счет можно договориться. Меньше рисков для сотрудника в случае посменной оплаты, опасность того, что недоплатят, за что-то высчитают, минимизирована.
Посвятить всю жизнь обслуживанию клиентов, готовя им кофе, наверное, мало кто мечтает. Но профессия интересная, позволяющая узнать себя, заработать (для молодого человека без семьи слово «заработать» точно звучит без преувеличения). Да еще и стартовать в ней не особенно сложно.