Все время появляются совершенно новые специализации и направления деятельности людей. Сейчас необходимо узнать максимально четко, кто такой бизнес-информатик, что это за профессия, как обучиться профессии и кем придется работать. Не менее важная информация — на какие вузы и факультеты поступать, что сдавать по специальности, какие отзывы об этом направлении подготовки дают прежние выпускники.
Что это за специальность?
Бизнес-информатик — действительно новая, а не перелицованная под новым названием разновидность специалистов. Абитуриенты обращают на этот профиль все больше внимания. Он уже успел стать одним из сотни самых востребованных направлений подготовки в отраслевых вузах и университетах. Однако необходимо дать такой профессии описание, проанализировать ее основные черты. Только тогда решение абитуриентов будет полностью осознано.
Нельзя сказать, что бизнес-информатика — откровенно ненужная специальность. Ее преподают даже в ВШЭ и в ряде других солидных учебных заведений, дорожащих своей репутацией. Но даже в рекламной информации от ведущих университетов, в том числе и зарубежных, подчеркивается, что это — не техническая специализация. Она больше всего имеет отношение к сфере управления. На круглых столах и мероприятиях для поступающих в вузы часто рассказывают, что информатика в сфере бизнеса открывает путь к вершинам управленческой карьеры. Нередко отсылают к биографиям тех, кто занял солидные посты в той или иной организации, ведомстве.
Однако тему реальной актуальности этой профессии стоит рассмотреть чуть дальше. Сейчас же имеет смысл разобраться, что она из себя представляет в учебном плане. Программы подготовки на уровне бакалавра в разных вузах если и отличаются, то очень слабо. Учиться очно после 11 классов придется 4 года; 5 лет будет длиться обучение по:
- вечерней;
- заочной;
- очно-заочной схеме.
Почти везде перечень преподаваемых дисциплин более или менее идентичен. Около трети учебного времени отведено под дисциплины общего профиля, преподаваемые в любом вузе, независимо от специализации. В первые два года упор делается на освоение высшей математики. Затем от теории переходят к экономическим дисциплинам. Не обходится дело и без английского, и без обучения информационным технологиям.
Что касается собственно бизнес-дисциплин, в том числе и занятий по стержневой, казалось бы, бизнес-аналитике, то они почти везде ведутся на 4 курсе. Тогда же у студентов появляется, наконец, шанс от академических дел перейти к освоению практических навыков. Попасть на стажировки в реально серьезную компанию сложно. Руководство фирм можно понять: ему нужны люди, у которых будет более серьезная база или по вычислительным наукам и информатике, или собственно по бизнесу, или хотя бы по общей экономике.
Потому можно сказать так: потенциал у этой профессии есть. Но подготовка в большинстве вузов оставляет желать лучшего, не дает особых перспектив трудоустройства. Часто практику приходится проходить даже в торговых сетях или где-то еще на подсобных должностях. Учащимся придется прилагать самостоятельные усилия, чтобы от «универсала-верхогляда», «нахватавшегося всего понемногу» уйти и освоить реально полезные навыки дополнительно. Лишь в немногих вузах, где налажено сотрудничество с фирмами национального и мирового уровня (та же ВШЭ), ситуация со стажировками и общей подготовкой лучше.
Учебные заведения, предлагающие подготовку по этому профилю, располагают разветвленной сеткой филиалов. Потому особых проблем в выборе ближайшего центра подготовки быть не должно.
В зависимости от категории учебного заведения, стоимость подготовки может сильно отличаться; разница часто касается и проходных баллов по бюджетным программам. Конкурс очень велик, а количество мест сравнительно невелико.
Насколько востребована профессия?
Иными словами, стоит идти на такое направление подготовки или нет. Совершенно очевидно, что в нашу эпоху любая коммерческая деятельность так или иначе сопряжена с сетевыми технологиями и возможностями. Если даже организация еще не использует такие методы продвижения своего интереса, то она вскоре ими воспользуется… или же — сойдет с рынка полностью. Бизнес-информатики весьма востребованы в рекламной сфере, которая сейчас является источником очень большого дохода. Но необходимо учесть один нюанс, который меняет все дело.
Даже если абитуриент попадает в действительно профессиональное учебное заведение, где реально преподают и стажируют, а не просто читают набор дисциплин, то это еще далеко не все. Наниматели почти не уделяют внимания формальным регалиям (дипломам). Они гораздо больше будут рады тем выпускникам, кто добился получения корпоративного гранта либо презентовал собственные разработки в процессе обучения.
Тут, впрочем, не все так плохо. Усердные и старательные всегда могут подготовить базу для дальнейшего трудоустройства, которая помогает найти приличное место минимум в 85% случаев.
Особенности обучения
Перед подачей документов на специализацию «Бизнес-информатика» стоит учесть, что ключевым профильным предметом для поступающих будет математика. Причем балл доступа — не ниже 81. Такое требование действует даже для региональных подразделений ведущих вузов. Если же говорить про высшую школу экономики, то там проходной балл составляет от 90. Шансов поступить на бюджет почти нет, поскольку в каждом учебном заведении таких мест не более 20.
Ограничиться математикой нельзя. Кроме нее, придется сдавать на ЕГЭ еще и русский язык. Планка требований по нему зависит от политики конкретного вуза. Он же сам выбирает, тестировать ли поступающих дополнительно по обществознанию или по владению английским языком. При выборе конкретного учебного заведения следует обращать внимание на:
- собственно опыт преподавателей в области бизнеса и современных технологий;
- их реальный уровень заслуг;
- участь прежних выпускников;
- уровень материально-технической базы учреждения.
Обучение по направлению «Бизнес-информатика», повторим, может стать неплохим трамплином к успеху. Но не само по себе, а в тесной связке с другими знаниями и практическими навыками. Обучаясь чисто академическим дисциплинам, получить их почти нереально. Уже в момент пребывания в стенах вуза надо «смотреть по сторонам» и заводить контакты с людьми, которые уже достигли успеха. Теперь нужно охарактеризовать несколько учебных заведений, где можно освоить специальность «Бизнес-информатик».
Необходимую подготовку, в частности, ведут в Финансовом университете. Соответствующий департамент там открыли в 2013-м. Обучение ведется в соответствии с нормами, предъявляемыми к бакалавриату. Развернута специализированная кафедра «Бизнес-информатика» при факультете информационных технологий и анализа больших данных; срок подготовки — 4 года. Потому можно сказать, что в целом дело поставлено на серьезный уровень.
Подготовку по этой же специальности ведут и в ВЛГУ. Владимирский университет имени Столетовых организовал обучение не только на уровне бакалавриата; предусмотрена даже магистратура. Специальная кафедра работала в составе технико-экономического факультета, сейчас — в составе института экономики и менеджмента. Внимание уделяется обучению студентов цифровой экономике и информационной безопасности.
Более солидный уровень подготовки, судя по всему, достигнут в НИЯУ «МИФИ». Там под бизнес-информатику и управление отведена не отдельная кафедра, а целый факультет. Предлагается не только освоить необходимые дисциплины на уровне бакалавра или магистра, но и продолжить обучение в аспирантуре по направлениям «вычислительная техника» либо «экономика». Администрация акцентирует внимание на том, что выпускники овладеют основами управления сложными информационными, техническими и организационными процессами. Стоит отметить, что военная кафедра при факультете работает, но бюджетных мест не предусмотрено вовсе.
В МФТИ соответствующее направление обучения работает при кафедре информационных бизнес-систем. Примечательно, что ее создание инициировано группой компаний IBS, которая курирует этот проект. Это — один из ведущих разработчиков программного обеспечения не только в России, но и в масштабах Восточной Европы. Долгосрочные проекты IBS реализует вместе с «Росатомом», «Газпромом», «Боингом», «Фордом», IBM и многими другими крупнейшими заказчиками. Потому шансы выпускников на трудоустройство достаточно высоки.
В МГПУ кафедра бизнес-информатики открылась сравнительно недавно — в 2019 году была выпущена первая группа. Обучение ведется в тесном сотрудничестве с корпорацией «1С».
Отмечают, что темы дипломных работ выбираются всегда актуальные, и это дополнительно повышает привлекательность окончивших обучение на рынке труда. Что касается профессиональной переподготовки, то ее можно пройти, к примеру, в Высшей школе бизнес-информатики.
Подготовку по такой же специализации еще ведут в нашей стране:
- северо-западный институт управления (петербургский филиал РАНХиГС);
- СКФУ;
- политехнический университет имени Петра;
- МИРЭА;
- МЭИ;
- СПбГУ;
- РЭУ имени Плеханова;
- УрФУ;
- Самарский университет имени Королева;
- ЮУрГУ;
- РУДН.
В учебных заведениях хорошего уровня бизнес-информатики проходят обязательно широкий курс математического анализа. Он гораздо больше, чем у большинства других специальностей экономического профиля. Сложность может зависеть от конкретного преподавателя, но тут уже выбирать не приходится. Единственный выход, который есть у студентов — это стараться и прилагать максимум усилий. Необходимо быть готовыми и к тому, что теория вероятности тоже будет преподаваться куда интенсивнее и на более сложном уровне, чем для обычных экономистов.
Но если математический анализ еще можно отбросить впоследствии, то вот теорию вероятности советуют изучать серьезно. Что касается экономических дисциплин, то многим они кажутся скучными… до определенного времени. Без владения ими, во всяком случае, в бизнес-информатике делать нечего. Такая часть программы позволит легко понимать самые замысловатые речи:
- работников министерств;
- представителей администраций;
- банковских сотрудников.
Программирование тоже придется изучить. Чаще всего знакомят студентов с основными языками программирования, с базами данных, а в продвинутых учебных заведениях — даже с нейронными сетями. Дополнительно в программу входят:
- менеджмент;
- правила управления проектами;
- деловая этика;
- методология бизнес-процессов;
- методология управления ресурсами.
Столь противоречивый с виду набор предметов на деле вполне хорошо продуман. Ставится цель подготовить специалистов, которые смогут стать связующим звеном между экономистами и администраторами – с одной стороны, программистами и инженерами – с другой стороны. В хороших заведениях прививают навыки решения конфликтов и налаживания сотрудничества. Из общих дисциплин обычно присутствуют:
- иностранный язык;
- религиоведение;
- общеобразовательные предметы;
- физическая культура;
- история;
- безопасность жизнедеятельности;
- маркетинг.
Типичные задачи и виды деятельности
Но даже если удалось выбрать подходящее направление подготовки и учебное заведение, важно сразу разобраться, чем же предстоит заниматься в должности бизнес-информатика. Эти специалисты:
- анализируют информационные и коммуникационные системы;
- планируют их разработку;
- участвуют в такой разработке;
- внедряют полученные системы;
- совершенствуют их на практике;
- собирают сведения об опыте применения этих систем и о выявленных недостатках.
Также бизнес-информатики оценивают, сравнивают, разрабатывают прикладные программы в широко распространенных операционных системах. Могут они заниматься и внедрением подобных программ. Бизнес-информатику иногда поручают продавать аппаратные и программные средства для решения самых разных прикладных проблем. Речь идет, к примеру, о хранилищах данных и сопутствующих программных пакетах. Еще такие специалисты могут быть заняты:
- целостным управлением воплощением информационных проектов;
- системным проектированием;
- подготовкой стратегий внедрения ИТ-комплексов;
- определением требований со стороны практиков к информационным системам, разделением этих требований на реальные и невозможные, продумыванием путей реализации оправданных требований;
- подготовкой рекомендаций насчет функциональности систем.
Кем работать?
Работа после окончания обучения бизнес-информатике зависит преимущественно от самих студентов. Тем, кто хорошо освоил программирование, имеет смысл искать работу в сфере информационных технологий. Там ждут и имеющих склонность к координации проектов, к общему менеджменту. Если ни того ни другого сказать про себя нельзя, можно пойти по экономической стезе:
- бухгалтером;
- экономистом по зарплате;
- аудитором;
- работником банка;
- сотрудником администрации или муниципалитета;
- маркетологом;
- кредитным специалистом;
- специалистом отдела;
- менеджером по продажам;
- трейдером;
- брокером;
- финансовым аналитиком;
- бизнес-консультантом;
- менеджером по стратегическому планированию.
Зарплата и перспективы
Уровень заработной платы бизнес-информатика (как и специалистов аналогичных профилей) определяется прежде всего местом проживания и масштабом компании, где он работает. Начинающие программисты в крупных городах получают от 30 тысяч рублей в месяц. Системные аналитики могут претендовать на заработок 80-100 тысяч рублей. Трудоустройство в Москве и Санкт-Петербурге гораздо сложнее, чем в областных центрах, но и уровень оклада там ощутимо выше. Впрочем, многое опять же зависит от отрасли и от политики конкретной организации.
От нее же зависит и масштаб социального пакета (хотя там, где он есть, жалоб обычно не бывает). Подчинение дресс-коду необязательно, но тут решение принимают сами руководители. График работы обычно – классическая пятидневная неделя. Повысить свой заработок и заодно ценность в глазах начальников можно за счет освоения дополнительных навыков и смежных профессий. Велики и перспективы занятия фрилансом; но нужно понимать, что бизнес-информатики даже в таком случае работают командно, а хорошую группу нужно еще собрать, сплотить и скоординировать ее работу.
Придется дополнительно искать клиентов. Практика показывает, что к одиночкам обращаются намного реже, чем к студиям и иным организациям. Выбор государственной или частной структуры зависит от личного вкуса и доступных вакансий.
Вероятность трудоустроиться там и с опытом, и без него примерно одинакова. Повышение квалификации проходит обычно в формате интенсивов и курсов длительностью не более 2 суток.