Профессии

Что делает звукорежиссер и как им стать?

Что делает звукорежиссер и как им стать?

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Кто это такой и что делает?
  2. Плюсы и минусы профессии
  3. Чем отличается от звукооператора?
  4. Требования
  5. Обучение
  6. Сколько зарабатывает звукорежиссер?

В современном мире распределение труда все больше смещается в сторону сферы услуг. Быть «работягой» может и машина, а человек – существо высшее, он должен заниматься умственным или творческим трудом. Любая из нынешних рабочих профессий может кануть в Лету уже в ближайшие лет двадцать, а вот звукорежиссер – это и интересно, и достойно оплачивается, и точно не под угрозой исчезновения в ближайшее время.

Кто это такой и что делает?

Одна из главных особенностей специальности заключается в том, что работа может выглядеть очень по-разному, а востребован такой специалист во многих сферах деятельности. По сути, звукорежиссер – это тот человек, который отвечает за создание звуковых образов. Вы слышите музыкальное сопровождение и озвучку в кино или радиопостановках, на представлении в театре – ее собирает именно звукорежиссер.

Но должностная инструкция такого работника этим не ограничивается – если готового звукового эффекта в его распоряжении нет, он должен записать его самостоятельно, придумав, как воспроизвести необходимый звук, и проследив, чтобы качество записи было на уровне. Он же занимается дальнейшей обработкой звукозаписи.

Концертный звукорежиссер занимается иной деятельностью – это незаменимый помощник для дома культуры, где часто проходят живые выступления. В обязанности такого сотрудника входит обеспечение достойного качества звука, настраивать который приходится прямо в режиме Live. Аналогичным может быть описание деятельности звукорежиссера и на радио, но там он зачастую параллельно занимается еще и тем, что было описано выше – создает звуковые дорожки для рекламы, придумывает заставки, отбивки и так далее, занимается их записью и сведением. В таком контексте звукорежиссер может быть штатным сотрудником и в рекламном агентстве, и в звукозаписывающей студии, и еще много где. В современном мире не стоит удивляться звукорежиссуре как фрилансу.

Подытожить описание деятельности такого профессионала лучше тезисно. Он занимается следующим:

  • подбирает звуковые решения;
  • руководит монтажом аудиооборудования на сценах или в студиях, проверяет исправность его работы, вносит необходимые изменения;
  • записывает и редактирует звуковые дорожки – как музыкальные, так и голосовые, создает фонограммы;
  • отвечает за качество записи звука или живого звучания;
  • настраивает звук на любых публичных мероприятиях или прямых эфирах, следит за тем, чтобы качество передачи звука не падало независимо от развития событий;
  • разрабатывает аранжировки для композиций.

Плюсы и минусы профессии

Как и в любой другой работе, в профессии звукорежиссера можно отыскать как яркие и положительные черты, так и характеристики, которые относятся, скорее, к негативу. Выбирая специальность, стоит четко понимать, какие есть «за» и «против», потому рассмотрим, что да как. Начнем с преимуществ звукорежиссерской деятельности.

  1. Работа – творческая. Это не та деятельность, на которой можно надорвать спину. Звукорежиссером не становятся от безысходности – это мечта, к которой каждый идет целенаправленно.
  2. Есть ряд смежных профессий. Звукорежиссер требуется во многих областях, но нужен он, как правило, один. Однако при поиске вакансий это не станет проблемой, потому что есть похожие должности, которые можно занять со звукорежиссерским образованием. Звукооператор и оператор микрофона – альтернативные идеи того, как работать почти по профессии.
  3. Теоретически есть доступ к «звездам». Большинство людей видят своих кумиров в лучшем случае считанные разы за всю жизнь, да и то на сцене и на значительном удалении, причем за достойные деньги. Работая на радио, в звукозаписывающей студии или в престижном концертном зале, вы будете видеть их регулярно, прямо перед собой, да еще и бесплатно. Даже работая в провинциальном театре, вы будете общаться с интересными и всесторонне развитыми людьми, а не с простыми обывателями.

Все это, конечно, выглядит очень хорошо и интересно, но забывать о недостатках все-таки не стоит – они могут оказаться существенными.

  1. Забудьте про нормированный рабочий день. Если только вы не работаете на радио, сменщика у вас вполне может и не быть. Если оборудование не функционирует или вам никак не удается записать нужную дорожку, а выступление уже завтра, домой вы пойдете только ценой увольнения. График может оказаться очень плотным, и вы не всегда будете в него укладываться.
  2. Будьте готовы к командировкам или скромным заработкам. Лучших звукорежиссеров нередко разбирают те самые «звезды», чтобы возить их за собой в концертные туры. Такой режим жизни – на любителя, ведь не каждому понравится каждый день просыпаться и идти на работу в новом городе.
  3. Возможны существенные физические нагрузки. Ответственность за аппаратуру и хороший звук нередко означает, что носить все оборудование нужно самостоятельно.

Концертный звукорежиссер зачастую обязан выполнять еще и функции грузчика, и так – каждый день.

Чем отличается от звукооператора?

Как было сказано выше, звукорежиссер – это специальность, допускающая работу по ряду смежных профессий. Тем не менее не во всех случаях должности взаимозаменяемы, потому абитуриенту стоит четко понимать, куда и на кого он поступает. Например, звукорежиссера часто путают со звукооператором, а это ощутимо разные вещи.

Разница между двумя профессиями заключается в том, что звукооператор – куда менее творческая (а заодно и менее престижная) должность. Если первый – это творческая личность, прекрасно разбирающаяся в технике, то второй – это сугубо «технарь». Грубо говоря, звукооператор – это человек за пультом, который отслеживает в режиме Live уровень громкости полезного звука и шумов, и делает так, чтобы первое было достаточным, а второе – минимальным. Можно встретить другие определения специальности звукооператора, и не исключено, что где-то вас даже научат большему, чем обычно преподают звукооператору.

Другое дело, что звукорежиссера легко возьмут «на понижение», а вот станет ли работодатель брать звукооператора на должность звукорежиссера – это большой вопрос, если ранее они знакомы не были.

Требования

Чтобы быть хорошим звукорежиссером, надо изначально соответствовать определенным требованиям, а также старательно учиться. Профстандарт в данном случае состоит из двух частей – врожденных или устойчиво выработанных личных качеств, а также приобретенных во время обучения знаний и навыков.

Личные качества

Деятельность звукорежиссера неразрывно связана со звуками и музыкой, потому крайне желательно обладать музыкальным слухом и тонко чувствовать прекрасное. Только богатая фантазия и хорошее восприятие помогут через звук вызвать у слушателей необходимые эмоции, так что эти качества очень важны. Специалист должен хорошо запоминать звуки, чтобы быть в состоянии восстановить то, что когда-то слышал.

Для создания звуковых образов профессионал должен быть достаточно эрудированным во всех сферах, четко представлять себе, какие ассоциации вызовет у публики тот или иной прием. Поскольку деятельность творческая, он должен понимать, что никакая покоренная вершина не является абсолютной – всегда можно двигаться вперед, нужно постоянно учиться у коллег, даже если пока что они якобы отстают.

При этом звукорежиссер также должен попросту любить свою деятельность – только так он может продолжать продуктивно работать, несмотря на ненормированный график и сложности жизни по концертному расписанию.

Знания и навыки

Поступив в подходящий вуз, вы будете обучаться по утвержденной программе и вряд ли что-то пропустите, но все равно не помешает заранее знать, чему придется учиться. Работа звукорежиссера предполагает уверенное ориентирование в ряде специфических сфер знаний – например, в акустике и физике звука. Такие познания позволят понимать, как влияет на звучание форма помещения и материал отделки стен. Обучившись, вы научитесь нивелировать недостатки тех помещений, где приходится настраивать или записывать звук. Со временем это можно будет использовать в своих целях – для целенаправленного создания различных звуковых эффектов.

Безусловно, профессионал должен свободно обращаться со звуковыми редакторами для компьютера. Такие программы, как Sound Forge, Adobe Audition или даже Fruity Loops очень помогут в создании отбивок и звуковых заставок. Если вы в своей деятельности все-таки рассчитываете на элемент творчества и самостоятельное создание звуковых дорожек или хотя бы аранжировку чужих, то без соответствующего программного обеспечения не обойтись.

Наконец, звукорежиссер обязан уметь управляться со звуковым оборудованием и прекрасно в нем разбираться. Для этого стоит знать технические параметры и возможности массы моделей пультов, усилителей, микрофонов и так далее. Даже новая и качественная аппаратура может давать плохой звук – просто потому, что ее неправильно настроили, не так используют или просто неразумно расставили.

Профессионал должен уметь избегать таких проблем или оперативно решать их, если они уже появились.

Обучение

Звукорежиссер – не та профессия, в которую можно прийти «с нуля» и добиться успеха. Современные технологии позволяют пройти поверхностное обучение по многим специальностям дома, сидя за компьютером. Многие считают, что стать звукорежиссером можно вот так запросто – освоив несколько аудиоредакторов и научившись склеивать в них треки. В принципе, на каком-то минимальном уровне этого будет достаточно, но человек, мечтающий о громком титуле звукорежиссера, вряд ли видит себя ди-джеем в простеньком клубе или помощником тамады на свадьбах. Что же касается серьезных планов на карьеру, то ради их реализации придется поступить в институт и получить высшее образование.

Следует заметить, что различные профильные курсы никак положительно на ваших перспективах не скажутся. Возможно, там действительно хорошие преподаватели, и вас научат обращаться с аппаратурой, но документ, который они выдадут, будет неубедительным. Работодатель в данной сфере ни за что не станет рисковать и допускать к столь ответственной работе человека с сомнительной «корочкой», а проверить потенциального работника в холостых условиях он просто не может. По той же логике нет особого смысла учиться в колледжах – ради достойных перспектив надо обращать внимание только на вузы. Там вас обучат таким сложным и специфическим предметам, как, например, физика звука, и вы станете настоящим профессионалом.

Не стоит думать, что на звукорежиссера учат только в Москве – в любом крупном городе есть вуз, предоставляющий возможность обучения специальности. Ориентироваться надо на те учебные заведения, где есть музыкальные, театральные или в целом творческие факультеты. Самые престижные дипломы дадут такие гиганты, как МГУ, РГГУ, Институт современного искусства, РАМ им. Гнесиных, МГК им. Чайковского. Впрочем, на них список не заканчивается.

О том, по каким предметам надо сдавать экзамены для поступления, лучше уточнять в каждом отдельном вузе – требования могут меняться из года в год и в зависимости от спецификации учреждения.

Сколько зарабатывает звукорежиссер?

Творчество – это прекрасно, но работать люди обычно идут еще и ради зарплаты. Звукорежиссер получает, мягко говоря, по-разному – все зависит от того, как вам удастся «пробиться».

Средняя российская зарплата звукорежиссера обычно варьируется в пределах 35-60 тысяч рублей, но сразу о таких деньгах мечтать не следует. Где-то в провинции новичок запросто может получать и 15 тысяч, а крупный город дал бы ему больше, но все равно не слишком много – тысяч 20-30. Разжившись опытом работы, можно получать 30-50 тысяч – многое зависит от того, где именно вы устроились, в условном театре, доме культуры или звукозаписывающей студии. Специалисты на вершине успеха, сотрудничающие со звукозаписывающими брендами, киностудиями или известными музыкантами, могут зарабатывать многократно больше указанных сумм.

Фриланс в отрасли вообще не позволяет адекватно оценить зарплату заранее – все зависит от того, за какую работу вы готовы браться, как много заказов удается получить и выполнить. Что же касается деятельности звукорежиссера-диджея, то там можно рассчитывать на 1-3 тысячи рублей за смену, но опять же, все зависит от уровня вашей известности и престижности площадки, где вы выступаете.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.