Туристическая сфера все активнее развивается в нашей стране. Появляются новые направления, совершенствуются те, что пользовались всегда спросом. Соответственно, открываются гостиницы, отели, базы, гостевые дома. При этом потребности в профессиях по специальности «Гостиничный сервис» возрастают.
Что это такое?
Специальность «Гостиничный сервис» становится довольно популярной.
Получив соответствующее образование, можно работать по разным направлениям, выбрав то, что является наиболее предпочтительным.
После окончания учебного заведения, причем это может быть как колледж, так и институт, выпускник получает диплом менеджера по гостиничному сервису и туризму.
Вся деятельность данного специалиста нацелена на то, чтобы обеспечить комфорт гостей, разместить их в номерах, обеспечить всем необходимым, постараться выполнить все пожелания.
Чаще всего представитель гостиничного сервиса выполняют такие функции:
-
бронирует номера, рассказывая при этом обо всех нюансах и помогая сделать правильный выбор;
-
организовывает встречу и размещение гостей;
-
демонстрирует номера, рассказывая обо всех услугах;
-
заполняет все необходимые документы;
-
предоставляет всю необходимую информацию о транспорте, экскурсионном обслуживании, достопримечательностях и других моментах;
-
может контролировать качество обслуживания и работу другого персонала при условии, что занимает руководящую должность;
-
заключает договоры с другими организациями на поставку нужных вещей для организации комфортного проживания туристов.
Но, как и в каждой работе, здесь тоже есть свои плюсы и минусы. К достоинствам относят следующие моменты:
-
востребованность данной специальность всегда гарантирует трудоустройство;
-
достойная оплата при условии хорошей работы;
-
возможность продвигаться по карьерной лестнице, например, от администратора до управляющего отелем;
-
общение с разными людьми, развитие своих коммуникативных навыков.
Есть и некоторые недостатки. Среди них можно отметить:
-
общение не всегда бывает приятным, иногда не исключено возникновение стрессовых ситуаций;
-
зачастую ненормированный рабочий день, особенно в курортный сезон;
-
при наплыве посетителей часто весь день приходится проводить на ногах;
-
руководство строго спрашивает с коллектива, свои обязанности нужно выполнять безупречно, но многие умения приходят с опытом.
Обзор профессий
Гостиничный бизнес может стать довольно интересным и прибыльным занятием, если к этому лежит душа. Стоит более подробно изучить описание той или иной профессии, чтобы принять верное решение, и в будущем работать с удовольствием. Профессии, связанные с гостиничным делом, не всегда подразумевают наличие высшего образования. Есть и такие, для которых достаточно окончить колледж или даже набраться опыта в процессе работы.
-
Администратор. Человек, который решает все организационные вопросы, встречает и провожает гостей, рассказывает им о предлагаемых номерах и других услугах. Контролирует заселенность номерного фонда, заполняет необходимые документы – в большинстве случаев в электронном виде. Он должен уметь работать на компьютере в различных программах, контактировать с людьми, иметь грамотную речь, быть приветливым, стрессоустойчивым.
-
Ресторатор. Как правило, при каждой гостинице и отеле имеется ресторан или кафе. Этот работник отвечает за весь процесс организации питания гостей. Следит за порядком в зале и на кухне, принимает участие в разработке меню, закупке продуктов, принимает решения о смене интерьера и оформлении помещений.
-
Менеджер гостиничного сервиса. Его обязанности схожи с теми, что выполняет администратор. Но в крупных гостиницах таких специалистов много. Они оперативно решают вопросы размещения, а также выполняют разнообразные просьбы и пожелания клиентов. Менеджеры гостиничного бизнеса могут, например, решать вопросы доставки обедов и завтраков в номер, организации дополнительных услуг, например, посещения экскурсий.
-
Сотрудник отдела кадров. Такой специалист есть во всех организациях. И гостиница или отель – не исключение. Он подыскивает персонал, подходящий для тех или иных должностей, увольняет или принимает на работу. Проводит тестирования при приеме на работу, если они требуются.
-
Начальник службы бронирования и сервисного обслуживания. В данном случае нужно суметь подобрать оптимальный вариант размещения клиента, отвечающий всем его запросам. После этого встретить гостя, в случае дополнительных пожеланий – решить все проблемы.
-
Швейцар. Мнение о том, что швейцар лишь открывает двери в гостинице, ошибочно. В мини-отелях такой человек является одновременно охранником, а в крупных – двери открываются автоматически. Швейцар же встречает гостей, предоставляет необходимую информацию о местоположении тех или иных помещений в гостинице, о туруслугах. Он может проводить гостей до лифта, при необходимости вызвать такси или скорую помощь. Швейцар должен быть предупредительным и крайне вежливым. А также он следит за порядком в холле. Специального образования для этого не требуется.
-
Горничная. Умение общаться с клиентами и быть вежливой при любых обстоятельствах необходимо и этой работнице. Горничные убирают номера и этажи. Стоит ли говорить, что чистота везде должна быть безупречной, и в случае недовольства гостей или возникновения каких-то недоработок их необходимо немедленно устранять, не вступая ни в какие пререкания.
Кроме того, есть еще ряд профессий, которые также востребованы в гостиницах и напрямую относятся к гостиничному сервису. Это могут быть официанты, повара, поскольку в каждом даже самом маленьком отеле чаще всего есть кафе или рестораны.
Есть еще вариант открыть собственное дело, контролировать весь процесс, частично выполнять работу самому, частично нанять работников. Но здесь уже требуется бизнес-план со всеми расчетами и, конечно, высшее образование.
Обучение
Чтобы обучиться гостиничному делу, можно поступить в колледж или техникум после 9-го класса, выбрав те заведения, где обучают этим дисциплинам. Сдавать придется русский и математику, плюс еще какие-нибудь дополнительные предметы. Все это нужно уточнять при поступлении. Обучение составит 4 года.
После 11-го класса можно поступить в вуз, выбрав туристическую сферу. При поступлении чаще всего требуются знания по математике, русскому языку, обществознанию, истории.
Обучаться можно как очно, так и заочно. Такие факультеты есть во многих вузах России. Поэтому получить такое образование чаще всего можно, даже не уезжая из своего города. Это, может быть, например, Российская информационно-технологическая академия или Саратовская государственная академия физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, Московский государственный университет индустрии туризма им. Ю. А. Сенкевича или Российский государственный гуманитарный университет.
Данная специальность такова, что является довольно востребованной, потому и в учебных заведениях таких специалистов готовят в большом количестве.
Вне зависимости от того, какой выбран вуз, лучше стараться изучать все дисциплины ответственно и получать хорошие оценки.
Кроме того, в процессе обучения будет предусмотрена практика, а это хороший шанс зарекомендовать себя с лучшей стороны. Возможно, в будущем это поможет трудоустроиться в престижный отель и получать хорошую заработную плату.
Зарплата
Что касается вознаграждения за свой труд, то в большинстве случаев зарплата в гостиницах и отелях хорошая. При этом, конечно, нужно показать себя ответственным работником и квалифицированным специалистом. Репутация гостиницы и хорошие отзывы клиентов очень важны для руководства.
Уровень зарплаты зависит от региона, должности и самой гостиницы.
В Москве, например, менеджер гостиничного сервиса может получать свыше 50000 рублей в месяц, в Волгограде – в пределах 40000 рублей. В Новороссийске – около 30000-35000 рублей. Такая же зарплата может быть и у администратора.
Горничная и портье могут получать в пределах – 20000-25000 рублей. Стоит сказать, что заработная плата может зависеть от количества смен, премий. Кроме того, некоторые работники гостиничной сферы получают чаевые.