В далеком прошлом профессия летчик характеризовалась сложностью и высоким риском для жизни. И все же многие мальчишки мечтали покорить небо. К сожалению, не каждый сумел воплотить эту мечту в реальность. Далее наступили военные времена, когда каждый желающий защитить землю мог стать летчиком, пройдя сжатый курс обучения. Родители и деды по сей день рассказывают истории о доблести, чести, отваге летчиков. А после войны на телеэкраны вышел советский фильм «Экипаж», где показана сложность работы пилотов гражданской авиации.
В 2016 году фильм «Экипаж» пересняли на современный лад, после чего очередь на поступление в летное училище увеличилась в несколько раз. И что примечательно, в число будущих пилотов попадают не только парни, но и девушки.
Особенности
Летчик – профессионал, обладающий знаниями теории и практики в области управления воздушных судов военного и гражданского назначения. В данном случае речь идет о малых самолетах, вертолетах и крупных «Боингах». Для большинства людей слова «летчик» и «пилот» кажутся синонимами. Но если вдуматься, эти два значения предполагают несколько разные профессии. Пилотами называют специалистов, управляющих гражданскими самолетами. Летчики сидят за штурвалом судов военной сферы.
В целом летчиками являются высококлассные специалисты, от которых зависит не только сохранение грузов, но и безопасность пассажиров. На пилотов возлагается огромная ответственность, справиться с которой может не каждый человек. В экипаже гражданских судов на борту обязательно присутствует два пилота, а также командир судна, штурман и бортинженер.
В случае внештатной ситуации они вместе решают проблему, а при необходимости обращаются за помощью к авиадиспетчерам, поддерживающим связь с самолетом с земли.
Наверняка многие слышали фразы «пилот от бога» или «вместо рук крылья». Одни утверждают, что это похвальная метафора, но если вдуматься, взвесить все «за» и «против», то становится понятно, что это слова – описание отдельных летчиков. Например, водитель для управления своим авто должен чувствовать машину. А летчик должен чувствовать целое судно, каждый его механизм, на что способны немногие. Так что пилот – это не профессия, а призвание.
Для управления самолетом необходимо знать технические требования и регламент полетов. Уметь концентрироваться, следить за здоровьем и физическим состоянием, саморазвиваться. С каждым годом разрабатываются новые модели воздушных судов, и летчик должен понимать тонкости их управления. Для этого пилоты должны регулярно посещать обучающие курсы, после которых они получают сертификат.
Многим кажется, что в обязанности летчика входит лишь осуществление перелета воздушного судна из одной точки в другую. Но на самом деле они подготавливают самолет к отправке, следят за работой всех механизмов системы во время полета, осуществляют благополучную посадку. Каждая секунда их рабочего времени связана с максимальной концентрацией и собранностью, ведь они отвечают не только за свою безопасность, но и за жизни пассажиров, сидящих в салоне.
Сложность работы летчиков оспорить нельзя. А такая огромная ответственность предполагает соответствующую оплату труда. Даже молодые пилоты с минимальным часовым налетом получают достойную зарплату, в несколько раз превышающую средний показатель оплаты труда рядовых инженеров.
Плюсы и минусы
Профессия летчик – очень интересная, но весьма сложная. Не каждый сможет справиться с обязанностями, возлагаемыми на пилотов. Однако при внимательном знакомстве с данной специальностью можно выделить как положительные, так и отрицательные ее стороны. К плюсам профессии относится престижность. Летчики высоко ценятся в любом городе, в любой стране. У них весьма высокий уровень дохода. Пилоты всегда востребованы на рынке труда. Им предоставляется полный социальный пакет. Их пенсионный возраст наступает раньше, нежели предусматривают общепринятые стандарты.
Недостатками являются огромная ответственность, строгие требования, постоянная поддержка здоровья и физического состояния, сложность в создании семьи. Как правило, летчики практически постоянно находятся в небе. Их могут отправлять на длительные международные перелеты без захода в родной аэропорт больше месяца. Соответственно, не каждая женщина сможет вытерпеть это.
Специальности
На сегодняшний день существует несколько видов авиационных направлений, среди которых абитуриент должен выбрать то, что ему больше по душе. Большим спросом пользуется гражданская авиация. Будущие пилоты проходят обучение, по окончании получают коммерческую лицензию, благодаря которой могут устроиться на работу в любую авиакомпанию. Не имея летных часов, пилот первое время считается стажером и работает помощником. В качестве альтернативы можно пройти курс обучения в авиационном клубе. Но в таком случае специалисту будет иметь право управлять лишь малыми судами.
Более сложной считается направление военной авиации. Служба в ВВС протекает гораздо серьезнее и намного опаснее, чем обслуживание коммерческих перелетов. Тем, кто выбрал военную авиацию, придется определиться с летательным аппаратом. Кому-то по нраву истребитель, другим бомбардировщик, третьих интересует самолет-разведчик, а четвертые вовсе выбирают боевые вертолеты. Только определиться необходимо заранее, так как во время учебы придется разбираться в тонкостях летательного аппарата. Для получения профессии военного летчика необходимо воспользоваться одним из нескольких способов. Первый предполагает службу в армии. Пройдя медицинскую комиссию, призывник получает направление в часть. Но этот способ не всегда актуален, так как в направлении может быть указан совсем другой вид войск. Второй более надежный. Он предполагает поступление в военное летное училище.
Очень интересным является направление летные испытания. Однако специалистов данного направления сегодня очень мало. Связано это не с опасностью профессии, а с малым количеством создаваемых военных летательных аппаратов. Военная авиация предпочитает допускать к испытаниям новых судов проверенных специалистов, а не новичков, только закончивших учебу. Основная задача летчиков-испытателей заключается в испытаниях новых летательных аппаратов. Они выявляют плюсы и минусы систем, указывают на возможные недочеты, которые конструкторы должны исправить. И только после положительных оценок комиссии военное судно запускается в производство.
Необходимы качества и навыки
Летчик – сложная профессия. В его обязанности входит не только доставка пассажиров из одной точки в другую, но и полная проверка летного судна перед отправкой, а также слежение за системой самолета во время полета и при посадке. В обязательный список навыков летчиков входят следующие требования:
- умение организовывать подготовку всего экипажа к полету;
- знание ТБ;
- осуществление полета в неблагоприятных условиях;
- умение проводить метеорологический анализ;
- умение пресекать угрожающие действия, направленные против пассажиров;
- правильное ведение документации;
- уметь разбирать нюансы полета с экипажем.
Вместе с первым пилотом, на борту гражданского самолета присутствует второй пилот. Он должен знать правила подготовки судна к вылету, разбираться в летной документации, знать план полетов, уметь проверять навигацию и другое оборудование в кабине пилотов. Второй пилот должен знать летные тонкости с применением автоматики и навыки работы штурмана, так как при его отсутствии замену производит именно второй пилот.
В целом профессия летчик подходит не каждому человеку, а только тем, кто обладает выдержкой, отличается спокойствием, в нештатной ситуации остается с ясным рассудком. Летчик должен обладать высоким уровнем интеллекта и отличной памятью, хорошим зрением и безупречным физическим состоянием. Хорошее зрение летчика предполагает точный глазомер и способность на протяжении долгого времени выполнять одни и те же действия. Данная профессия противопоказана людям с нарушением работы вестибулярного аппарата, нервозностью, психическими и сердечными заболеваниями.
Помимо факторов здоровья, пилот ни в коем случае не должен иметь судимости, наказаний административного характера. Он не должен употреблять алкогольные и наркотические вещества.
Личностные
К пилотам любых летательных аппаратов предъявляются не только профессиональные требования, но и личностные качества. Руководство, приняв на работу стажера, внимательно изучает его характер, так как оценка эмоционального состояния является одной из ключевых для официального трудоустройства молодого специалиста.
Далее прилагается основной перечень личностных качеств, требуемых к каждому летчику:
- концентрация;
- быстрая реакция;
- любовь к высоте;
- отсутствие клаустрофобии;
- лидерство;
- аналитическое мышление.
Профессиональные
Крайне важным считаются профессиональные навыки летчиков:
- понятие тонкостей механики и электротехники;
- знание инженерной графики;
- понимание радиоэлектронных устройств;
- обустройство аэродромов, аэропортов и посадочных полос;
- конструктивные особенности летательных аппаратов;
- теория и практика в области авиационных двигателей;
- знание автоматизированных контроллеров летных судов;
- знание организационных моментов воздушного движения.
Как стать?
Навык управления воздушными судами возникает не просто так. А система самообучения разрешена лишь для познания теоретической части. Для получения практического навыка и статуса профессионального пилота необходимо окончить специализированное учебное заведение. При выборе ВУЗа абитуриент должен понимать, на каком аппарате он хочет летать. Либо это обычные самолеты для пассажирских перевозок, либо военные или испытательные суда. Выбрав специализацию, можно выбирать училище. Главное – запомнить, что пройдя обучение и получив диплом, молодому специалисту необходимо налетать определенное количество часов и успешно пройти испытательный срок. А уже после летчик может начинать строить планы на получение звания капитана летного судна.
В России получить летное образование можно в средне-специальном и высшем учебном заведении. Если поступать в колледж, то на специальность «испытатель летательных аппаратов». А в университете и институте предлагаются более серьезные профессии – «эксплуатация авиационных комплексов» и «управление летательными аппаратами». Чтобы поступить в ССУЗ, достаточно показать аттестат, конкурс на поступление требует среднего и высшего балла. А для поступления в ВУЗ придется пройти небольшую подготовку, затем сдать ЕГЭ, куда включается русский язык, математика, физика и информатика. Длительность обучения в любом учебном заведении составляет 5 лет. Если обучаться в ВУЗе на заочном отделении, потребуется 6 лет.
Далее предлагается список ВУЗов, где можно не просто учиться на летчика, а стать настоящим асом:
- МАИ;
- МГТУ гражданской авиации;
- СГУН им. Решетнева;
- Серпуховской филиал ВАРВ.
Летчик – сложная специализация, поэтому 2-месячных курсов освоения данной профессии не существует. В качестве дополнительного обучения можно записаться в летную школу «Аэрофлота», которая длится 2 года. Однако «Аэрофлот» рассматривает кандидатов с высшим авиационным образованием.
Карьерный рост
Кто-то считает, что профессия летчик в будущем не будет востребована. Что технический прогресс в виде роботизированной техники полностью вытеснит людей из кабины пилота. Но это не так. В современном мире ничто не сможет заменить человеческую сноровку и решительность внутри самолета. Тем более, что инженеры-конструкторы каждый год разрабатывают новые модели воздушных судов с максимально комфортной кабиной для пилота. А значит, у молодых дарований весьма хорошие перспективы.
Специальность летчик гарантируется каждому абитуриенту, окончившему высшее учебное заведение. Но сразу получить работу в должности пилота молодой специалист не сможет. Время его налетов минимальное, и каждый выход в открытое небо проходил под присмотром опытного инструктора. Наработать хотя бы небольшой опыт получится в малоизвестных компаниях, в лице стажера на коммерческом судне и в малой авиации. А уже спустя 2 года можно претендовать на звание командира. А дальше открывается проход вверх по карьерной лестнице. Постепенно двигаясь вперед, удастся стать руководителем одного из подразделений авиакомпании.
Что касается оплаты труда, летчикам могут позавидовать многие специалисты технических профессий. Например, пилоты американской авиакомпании Delta Air Lines зарабатывают по 212$ за один летный час, но лишь при условии налета более 65 часов. В России оплата несколько ниже, но если судить по прожиточному минимуму, то пилоты зарабатывают весьма прилично. Например, летчики известной компании «Аэрофлот» при 85 часах налета получают 290 тыс. руб. Если пилот выполняет работу сверх нормы, то и платят ему гораздо больше. Исходя из представленных расчетов, становится понятно, что средняя заработная плата российского пилота составляет 250 тыс. руб.
И не стоит забывать, что столь серьезная профессия сопровождается полным социальным пакетом, обязательным страхованием.