Top.Mail.Ru
Психология

Как лучше запоминать информацию: описание эффективных техник и способов

Как лучше запоминать информацию: описание эффективных техник и способов

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Принципы запоминания
  2. Как запомнить много информации за короткий срок?
  3. Эффективные техники
  4. Что способствует лучшему усвоению информации?

Память – это удивительный инструмент сознания, без которого невозможно представить развитие ни отдельно взятого индивида, ни человеческого общества в целом. Наблюдения показывают, что хорошая память является одним из тех качеств, которые служат основой для личностного роста и успешного продвижения по жизни. Поговорим о том, как можно усовершенствовать этот инструмент.

Принципы запоминания

Память является сложным психическим процессом и включает в себя четыре ступени:

  • запоминание;
  • хранение;
  • воспроизведение;
  • забывание.

Специалистами в области психологии и медицины замечено, что у памяти есть одна особенность: если ее не использовать по назначению и не развивать, она со временем теряет свои свойства. Это провоцирует начало других деструктивных процессов, которые могут отразиться на когнитивной и психической функциях сознания.

Как правило, это приводит к значительному снижению интеллектуальных способностей человека.

С проблемой запоминания большого объема информации в разных ситуациях сталкиваются все люди, но ее усиление неизбежно приходит с возрастом. При правильном развитии человеческого сознания память прогрессирует до 25 лет, в среднем возрасте держится на одном уровне, а в пожилом – постепенно ухудшается.

Чтобы максимально избежать негативных последствий процесса ухудшения памяти, ее необходимо тренировать по подобию тренировок мышц. Суть тренировок проста – надо больше и чаще вовлекать память в работу. Для этого придумано большое количество разных способов и мнемотехник. Прежде чем приступать к их освоению, следует узнать, какой бывает память, а также в чем заключен принцип запоминания. Память бывает произвольная и непроизвольная.

  1. Произвольное запоминание происходит при участии воли человека тогда, когда нужно усвоить информацию, а для этого требуется приложить усилие. Произвольная память, в свою очередь, делится на механическую (зазубривание наизусть) и логическую (осмысленную).
  2. Непроизвольная память работает без участия воли человека. Информация записывается в сознание самостоятельно. Обычно это происходит под действием сильного впечатления и большой заинтересованности. Интересная, нужная и важная информация запоминается человеком сама собой, причём без каких либо особых усилий.

Чтобы информация сохранилась в памяти надолго или даже навсегда, ее необходимо подвергнуть анализу, сравнению, рассмотрению с разных точек зрения, критическому восприятию и обработке. Это значит, что быстрое и произвольное запоминание возможно только при подключении мышления и логики.

Механическое же запоминание малоэффективно и этим отличается от запоминания логического. В первом случае – без осмысления – информация быстро забывается, а в последнем она осмысливается сознанием и «поселяется» в нем надолго.

Кроме того, память можно разделить на 3 вида в зависимости от преобладающего типа восприятия информации.

  • Зрительная (визуальная). Информация запоминается преимущественно через зрение, наблюдение, рассматривание.
  • Слуховая (аудиальная). Информация наилучшим образом усваивается на слух (через прослушивание).
  • Тактильная (кинестетическая). Человек, в котором преобладает такой вид памяти, лучше всего запоминает информацию через прикосновения.
  • Обонятельная и вкусовая. Встречаются гораздо реже в виде преобладающих в человеке типов памяти. Запоминание через запахи и вкусы выступает чаще на второстепенной роли. В некоторых профессиях главную роль играют именно такие виды памяти, например, повар или парфюмер. Поэтому такие виды восприятия информации тоже хорошо поддаются тренировкам и успешно развиваются.

Для понимания того, какой именно вид восприятия информации преобладает в человеке, проводятся различные тестирования. Это делается для достижения наибольших результатов, когда необходимо запомнить большой объем информации. Например, если студенту известно, что он аудиал, то готовясь к экзамену, он либо читает информацию вслух, либо прослушивает аудиозаписи лекций. В случае, когда он визуал, то прочитанный про себя текст хорошо запомнится ему лишь тогда, когда он сможет представить его в виде конкретных зрительных образов. А вот кинестетику для эффективного запоминания необходимо прописывать тексты, так как именно в процессе написания и происходит запись информации в сознание.

Независимо от того, какой вид памяти является ведущим, остальные виды также развиты в каждом человеке, поэтому их также можно развить и улучшить при необходимости или желании.

Как запомнить много информации за короткий срок?

Каждый из нас иногда сталкивается с необходимостью запоминания большого объема важной информации. Например, школьники и студенты перед экзаменами. Или люди, недавно устроившиеся на новое место работы. Им нужна недюжинная память при чтении и освоении всей документации и информации, необходимой для вхождения в должность. Конечно, всем информацию хочется лучше запомнить и при этом правильно, желательно с первого раза. Посмотрим, какие же приемы способствуют исполнению таких желаний.

  1. В первую очередь надо определиться, для чего нужна эта информация. Если человек осознает, что она важна и значима, то он обычно ставит цель запомнить ее при любых обстоятельствах. Когда вы полностью понимаете необходимость освоения той или иной информации, то проблема большого объема и коротких сроков отпадает автоматически. Такой настрой на работу по запоминанию приходит быстро и безболезненно, при этом активизируются дополнительные возможности и резервы.
  2. Выделить правильное время для освоения информации. Практика показывает, что существует наиболее благоприятное для запоминания время. Это 1-2 часа утром после пробуждения, а также 1-2 часа вечером перед сном. В течение дня, когда в наше сознание направлено много потоков различной информации, процесс запоминания большого объема чего-то конкретного проходит сложнее.
  3. Вникнуть в суть. Как уже было сказано выше, запоминается быстрее и качественнее лишь та информация, которая воспринимается осмысленно, а не просто зазубривается.
  4. Концентрировать внимание на самых ярких и интересных эпизодах запоминаемой информации, на удивительных, впечатляющих, практически полезных моментах.
  5. Тезисно выписывать из текста самое главное в определенной последовательности. Запоминание информации с первого раза нередко оказывается сложным процессом, поэтому можно при репетиционном воспроизведении изученной информации опираться на план-подсказку.
  6. Обсуждать, передавать и проговаривать вслух информацию. Попытайтесь рассказать и объяснить тему, которую изучаете сами, кому-нибудь еще. Найдите слушателя и вообразите, что вы учитель или преподаватель. Во время устной передачи изучаемой информации процесс запоминания идет лучше и легче. А когда собеседник задает вопросы, то это оказывает еще большую пользу, мозг активизирует свою работу и начинает изыскивать ответы не в заученных наизусть записях, а с помощью собственной логики. Если же не нашлось желающих вас выслушать, проговорите материал вслух воображаемому слушателю.
  7. Для лучшего запоминания информации надо не просто заново ее перечитывать, а стараться вспоминать, лишь подсматривая в записи.

Что же касается повторения, то им рекомендуется заниматься ежедневно, но уделять этому занятию не более 20 минут во избежание перегрузок.

Эффективные техники

Существует много разных систем и методик для улучшения памяти, которые помогут научиться легко осваивать большие объемы информации и сохранять их в сознании надолго. Приведем некоторые примеры и опишем схемы наиболее эффективных из них.

Метод Цицерона

Тренировка памяти по методу Цицерона выполняется довольно необычным способом. В его основе лежит работа с абстрактным воображением. Все мы можем спокойно и без особых усилий представить себе, например, привычную обстановку своего жилища или места работы, объекты на дороге и улице, по которым мы часто ходим. Эта информация записывается в наше сознание непроизвольно. Нам остается лишь использовать ее для построения прочных ассоциативных связей. То есть ту информацию, которую нам надо запомнить, мы «размещаем» в определенной последовательности по хорошо знакомым нам объектам.

Самый простой и понятный пример. Надо купить продукты в магазине. Допустим, насчитывается 10 наименований товаров. Мысленно разложите их по часовой стрелке на 10 разных предметов кухонной обстановки.

Мнемоника

Мнемоника (или мнемотехника) – это искусство запоминания. Она включает в себя много разных специальных методов, помогающих освоить навык быстрого и легкого запоминания большого объема информации на долгое время. Одной из главных основ этих методов является ассоциация. Любую информацию можно превратить в визуальные, аудиальные или тактильные абстрактные образы, связать ее с уже укоренившимися в сознании объектами. Именно этого принципа придерживается любая мнемотехника.

Сторителлинг

Сторителлинг – это способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй, повествование мифов, сказок, притч, былин. Эти истории могут быть о выдуманных либо настоящих персонажах. Спросите, как данное понятие связано с эффективными техниками запоминания. Все очень просто. Как уже отмечалось, информацию всегда легче запомнить, если она вызывает ассоциацию с каким-либо конкретным образом или объектом. В качестве такого образа или объекта может вполне выступить какая-то история, по смыслу связанная с запоминаемой информацией.

Возможно, такой метод покажется слишком трудным для человека, который не отличается богатой фантазией, но для творческих людей он, скорее всего, будет по нраву.

Интервальные повторения

Метод интервальных повторений очень эффективен при необходимости быстрого освоения большого объема информации (например, перед экзаменами). Использовать прием повторения после основного изучения текста можно по следующему принципу:

  • через 20 минут после изучения;
  • через 6-8 часов;
  • через сутки.

При необходимости запоминания информации на длительный срок её нужно повторять несколько раз:

  • один раз в день заучивания (весь объем информации);
  • через 3 дня повторить основные тезисы, скажем, «скелет» текста;
  • через 6 дней снова повторить весь объем, но в разном порядке.

Что способствует лучшему усвоению информации?

Рекомендации, которые помогут быстро запомнить новую информацию и будут способствовать ее лучшему усвоению, довольно просты. Перечислим их.

  1. При освоении большого объема информации необходимо делать перерывы через каждые 20 минут изучения. Мозг должен отдохнуть и перезагрузиться. Если пытаться освоить информацию ударными темпами, такой метод ни к чему хорошему не приведет. Перегрузки закончатся тем, что информация усвоится плохо или же вообще не усвоится. Даже та информация, которая была изучена накануне, может улетучиться в тот момент, когда понадобится извлечь ее из головы.
  2. Определите пару часов на изучение материала, но в это время не отвлекайтесь ни на что другое. Только в перерывах, когда отдыхаете, можно позволить себе переключиться (например, выпить кофе, послушать классическую музыку, которая благоприятно воздействует на процесс запоминания). А в сам момент изучения максимально сконцентрируйтесь только на информации.
  3. Знайте о том, что фаза активной работы сознания выпадает на утренние часы (с 8: 00 до 10: 00) и на вечерние (с 20: 00 до 23: 00). А во время сна полученная днем информация активно синтезируется, поэтому изученная вечером информация запоминается качественнее. А те выдуманные сказки насчёт того, что положенная под подушку на ночь книга записывает в нашу память необходимый материал, не имеют под собой никакой разумной основы.
  4. Во время изучения информации можно ходить по помещению. Это даже будет полезным действием, так как во время движения усиливается кровообращение, а мозг активно насыщается кислородом. Это очень хорошо влияет на процесс запоминания. А также в свободное от изучения время можно совершать длительные пешие прогулки, которые тоже положительно влияют на умственную деятельность.
  5. Если вы больны или ощущаете недомогание, не стоит утруждаться и перегружать ослабленный организм изучением информации, потому что усилия будут напрасны, материал не запомнится и не отложится, как бы вы ни старались.
  6. Когда вы чувствуете сильную усталость, а во время освоения информации потянуло в сон, лучше отдаться во власть естественной потребности организма и поспать хотя бы 30-40 минут. Даже непродолжительный сон способствует повышению эффективности запоминания информации в несколько раз.
  7. Желательно не откладывать важное дело на завтра, если его можно сделать сегодня. Чем больше вы оттягиваете момент изучения чего-то необходимого, тем меньше останется времени на подготовку и освоение всего объема информации.

Надо правильно рассчитывать время и ежедневно осваивать столько материала, сколько это возможно физически. Нельзя изучить за одну ночь то, что надо было изучать, например, в течение полугода.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.