Общительный человек может без труда найти полное взаимопонимание с окружающими, быстро урегулировать любой конфликт, адаптироваться к сложной ситуации. Благодаря умению легко установить контакт индивид приобретает широкий круг полезных и дружественных связей. Хорошо развитые коммуникативные навыки помогают личности добиться успехов в различных жизненных областях, будь то трудовая сфера или личные взаимоотношения.
Факторы, тормозящие развитие коммуникативных навыков
Эффективное построение процесса взаимодействия с окружающими возможно только тогда, когда человек способен свободно выражать свои мысли и эмоции. Они должны быть понятны собеседнику. В качестве коммуникативного барьера могут выступать такие психологические особенности, как замкнутость, тревожность и стеснительность.
Помехами на пути к продуктивной коммуникации нередко служат ненужные паузы, отсутствие лёгкости в беседе и стремление к скорейшему завершению диалога. Тормозить развитие коммуникативных навыков может страх, что окружающие неправильно поймут. Некоторые люди слишком большое значение придают своей внешности из-за боязни произвести неподобающее впечатление на оппонента.
С раннего детства необходимо обучать человека умению слышать других людей, понимать их, подбирать нужные слова для разговора, правильно выстраивать линию поведения в зависимости от возникшей ситуации. В детском возрасте тормозом на пути к формированию коммуникабельности могут стать следующие факторы:
- недостаточное общение со взрослыми;
- сюсюканье окружающих;
- игнорирование потребностей малыша;
- выделение недостаточного количества времени для развития мелкой моторики;
- переучивание леворукого ребёнка на правшу;
- особенности физического развития, вызванные различными заболеваниями.
Упражнения на развитие уверенности и общительности
В достижении целей коммуникации в устной речи не последнюю роль играет голос говорящего. Необходимо улучшить его звучание и силу. Регулируйте высоту звука. Важнейшим смыслоразличительным средством языка является интонация. С её помощью выражаются основные коммуникационные значения. Например, фраза, произнесённая с резкой интонацией, может приобрести иной смысл. Ежедневно тренируйте свою дикцию и дыхание.
Следите за чистотой своей речи. При рассуждении избегайте слов-паразитов. Пополняйте свой словарный запас. Владение речевым этикетом порождает доверие и уважение окружающих. Соблюдение этикетных формул при общении придаёт человеку уверенность и непринуждённость, так как ему не приходится испытывать неловкость перед своим собеседником из-за непроизвольных промашек и неправильных действий.
Развить все вышеперечисленные качества помогают следующие упражнения:
- наедине с самим собой заведите разговор ни о чём, побеседуйте с невидимым собеседником о каком-нибудь выбранном вами объекте так долго, насколько хватит ваших сил и словарного запаса;
- пытайтесь устанавливать коммуникативный контакт со случайными попутчиками в транспорте, прохожими, консультантами в магазинах, постепенно увеличивая дневное количество бесед.
Научиться коммуникабельности можно и с помощью коллективных игр. Командная работа способствует выработке большого количества гормона удовольствия и появлению лёгкости в процессе общения. Рассмотрим две интересные игры по данной тематике.
- Первая ролевая игра предусматривает разыгрывание различных коммуникативных ситуаций. Несколько человек предварительно получают индивидуальные задания и пытаются донести до других участников все условия события. Например, покупатель обращается в отдел по защите прав потребителя из-за приобретения некачественного салата.
- Следующая игра предполагает распознание эмоции. Соревнуются 2 команды. Участнику одной группы предлагают вытянуть из колоды карту и выразить с помощью мимики эмоцию доставшегося изображения. У каждого члена этой же команды имеется только минута на её распознание. Правильный ответ приносит игрокам 10 очков. Затем их противники проделывают те же действия. Победитель определяется после нескольких равных попыток.
Стать коммуникабельным и уверенным в себе человеком помогают коллективные тренинги. Они нацелены на снятие психологических барьеров. Сначала создаётся тёплая и доброжелательная атмосфера. Участники должны ощутить поддержку окружающих. После того как среди присутствующих наладится обстановка взаимопонимания и доверия, можно выполнять различные упражнения, повышающие способность к коммуникации. Психологи рекомендуют испробовать следующие варианты.
«Расскажи о…»
Данное упражнение способствует формированию уверенности при общении. Его применяют при знакомстве участников группы и для более глубокого раскрытия личности. Игроки поочерёдно берут свою вещь и просят её рассказать о своём хозяине, то есть о себе. И от лица этой вещи начинается повествование. Обладатели других предметов задают различные вопросы.
«Восточный базар»
Целью этого упражнения является оттачивание мастерства делового общения, анализ тактики и стратегии достижения поставленной задачи. Каждый получает 5 небольших листочков. Затем участник разборчиво записывает своё имя на всех бумажках, складывает их текстом внутрь, чтобы не было видно записи. Стикеры с именами складывают в красивую коробочку, перемешивают. Потом все поочерёдно вытягивают по 5 свёрнутых листочков.
Дальнейшие действия направлены на то, чтобы любым способом вернуть себе свои стикеры. Начинаются уговоры, споры. Допускаются крики. Торг и бойкая торговля, присущая любому восточному рынку, должна помочь человеку вызволить бумажки с собственным именем.
Победителями считаются те 2 игрока, кому удастся выторговать свой товар быстрее других.
«Другими словами»
Следующее упражнение преследует цель доходчиво передать одну и ту же мысль разными словами. Во время выполнения задания тренируются навыки подбора синонимов, беглость и гибкость речи. Все участники делятся на группы от 3 до 5 человек. Первый член команды, услышав от ведущего предложение из 5-7 слов, обязан передать его иными словами второму участнику группы. При этом смысл фразы должен сохраниться. Таким же способом высказывание нужно донести до следующих игроков.
Ни одно слово нельзя повторять. Всем командам даются разные предложения с одинаковым количеством слов. Сложность словоформ должна тоже быть схожа.
«Как мы похожи»
Упражнение развивает умение устанавливать контакт, тренирует навыки лучшего узнавания друг друга. Все присутствующие объединяются в пары. Каждый участник пары должен побыстрее обнаружить и записать 5 характеристик, присущих обоим партнёрам. Совпадать может день рождения, хобби, место работы. Побеждает тот, кто первым нашёл 5 общих качеств. После завершения всех действий происходит обсуждение.
Выясняется, насколько трудно было выполнить предложенное упражнение, что помогало в быстром установлении контакта с партнёром, возникали ли сложности в поиске общих черт с посторонним человеком.
«За того парня»
Целью задания является развитие умения общаться уверенно. Все люди, принимающие участие в тренинге, делятся на пары. Участники каждой пары беседуют между собой, сообщая партнёру какие-то важные детали о своей персоне. После этого происходит обмен бирками с именем. Затем один представитель пары становится сзади сидящего на стуле партнёра, представляясь его именем, и отвечает вместо него на вопросы других игроков, затрагивающие различные сферы деятельности. Он должен отвечать уверенно, при этом не имеет значения, известен ему ответ или нет. В заключение человек, от имени которого говорил представитель пары, должен определить процент попаданий.
Задание способствует развитию умения чувствовать и понимать партнёра.
Советы психологов
Повысить уровень коммуникабельности можно с помощью ежедневных тренировок. Стать коммуникабельным человеком несложно. Не будьте пессимистом: окружающим намного приятнее смотреть на улыбку, чем на угрюмое лицо. Учитесь радоваться коммуникативным контактам с людьми, получайте от этого удовольствие. Сформируйте свой круг общения из позитивных, приятных и интересных собеседников. Очень важно научиться расположить к себе человека. Существует несколько правил, выполнение которых позволяет совершенствовать коммуникативные навыки.
Настрой на позитив
Никогда не настраивайте себя на скучный диалог. Начинайте любой разговор с искренней улыбки. Учитесь заряжать себя прекрасным настроением, включать фантазию и импровизацию. Не детализируйте свой рассказ, избавьте собеседника от лишней и ненужной информации.
У многих сотрудников предстоящая встреча с руководителем вызывает скованность и тревожность. Попробуйте изменить ситуацию, настройте себя на приятный разговор, мысленно поменяйтесь местами со своим начальником.
Необходимость беседы
Не следует бояться начать беседу самому, ведь придумать и развить тему для обсуждения не так уж и трудно. Старайтесь поддержать любой разговор. Поделитесь интересной историей с собеседником. Следите за его мимикой, жестами, телодвижениями. Попытайтесь заинтересовать оппонента, попробуйте взять инициативу диалога на себя.
Не стоит прятать глаза при встрече со старым знакомым и притворяться, будто не видите или не узнаёте его. Такое поведение заряжает отрицательными эмоциями. Вступите в разговор с ним сами, даже если этого совсем не хочется. Тогда вам не придётся ждать, что знакомый сам подойдёт и заговорит с вами. Выступив инициатором беседы, вы ощутите внутреннюю лёгкость.
Уважение к собеседнику
Учитесь внимательно слушать человека, не перебивайте его, не пытайтесь перекричать, резко прервать диалог, переключиться на другую тему. Даже при полной уверенности в неправоте вашего оппонента не инициируйте словесную перепалку, а лучше постарайтесь услышать противоположное мнение, иначе конструктивного диалога не получится. Во время разговора всем своим видом показывайте собеседнику свою доброжелательность и благодушие.
Борьба с нерешительностью
Наблюдайте за поведением известных политиков, телеведущих, различных творческих личностей. Ставьте себя на место своих собеседников. Даже если вы не хотите поддерживать разговор, не уходите от него и не отмалчивайтесь. Пытайтесь перед зеркалом оттачивать мастерство ведения словесных дебатов, наблюдайте за выражением собственного лица.
Актуальность визуализации
Только живое общение способствует развитию коммуникабельности. Нередко современный мегаполис отрицательно действует на психику субъекта. Ему хочется избавиться от шумной толпы, уединиться, спрятаться. Не нужно уклоняться от встреч и замыкаться в себе. Мысленно вообразите предстоящую встречу с вашим знакомым. Представьте себе, что общение проходит прекрасно. Насладитесь удачным разговором. В вашем воображении он должен принести пользу другому человеку.
Создайте себе ощущение того, что вы повысили настроение собеседнику и привнесли яркость в его день. При задумке хорошего дела воодушевление придёт само собой.