Психология

Теория привязанности Боулби

Теория привязанности Боулби

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. История появления
  2. Предпосылки развития
  3. Патерны привязанности у детей
  4. Основные фазы состояния ребенка
  5. Привязанность взрослых
  6. Возможно ли изменить тип привязанности?

Человек не может жить без каких-либо привязанностей. Поэтому специалисты всегда обращали внимание на данный аспект межличностных отношений и изучали его. Так возникла теория привязанности.

Теория Боулби подтверждает, что все необходимые составляющие, которые помогают человеку в будущем правильно развиваться, формируются в детстве. Чтобы изучить данный вопрос более подробно, вам необходимо ознакомиться со следующей информацией.

История появления

Теорию привязанности определил Джон Боулби. Именно он занялся этим вопросом, так как являлся психоаналитиком, который исследовал отношения между родителями и детьми. Основатель теории выдвинул мысль о том, что при разлучении с родителем ребенок издает плач. И такие действия являются эволюционным механизмом. Д. Боулби еще с детства отличался большим интеллектом. Недаром он проходил обучение в школе для одаренных детей, а чуть позже всерьез увлекся психологией.

Чтобы разобраться в вопросах развития человека, он много работал в учебных заведениях, где обучались неблагополучные дети. На основе долгих наблюдений автор теории сделал вывод: дети, которые не имели тесной связи с родителями, зачастую в зрелом возрасте начинали страдать от психоэмоциональных проблем. Автор теории выяснил: связь «мать и ребенок» является главным принципом для воспитания полноценной личности. Боулби утверждал, что поведение человека напрямую зависит от того, в какой среде он вырос.

Данный принцип имеет основу. Она была заложена еще в древности. Например, первые люди держались группами, чтобы защититься от нападения хищников. Естественно, что их дети находились рядом. Участники такого сообщества подавали друг другу определенные звуки, которые выступали в роли сигналов. Впоследствии у людей выработалось определенное поведение, которое помогало выжить.

Определенные сигналы никуда не делись и в наше время. Например, есть важный сигнал – это плач ребенка. Если малыш плачет, он дает знать взрослым, что его что-то беспокоит: он напуган, чувствует боль и т. д. Данный сигнал говорит о том, что родитель должен прийти на помощь. Опять же, когда ребенок улыбается, он дает знак, что доволен. Родитель, испытывая любовь к чаду, хочет находиться рядом. Он получает удовольствие от такой близости.

Талантливый психоаналитик выдвинул этапы развития привязанности ребенка. Итак, в самом начале жизни социальная реакция малыша неразборчива. Ребенок будет улыбаться любому взрослому и плакать, если взрослый отойдет от него на некоторое расстояние. К 6 месяцам ребенок начинает распознавать близких людей. Далее малыш начинает следить за тем, где находится его родитель. Он также может распознавать эмоции, а дальше он старается перенять у взрослого его поведение.

Такое поведение практически ничем не отличается от поведения детенышей животных. Поэтому Боулби использовал такие термины, как инстинкт или импринтинг. Ребенок зависим от родителей. Без такой связи человеческое общество не смогло бы развиться. Мэри Эйнсворт является американо-канадским психологом. Она представила миру такую же теорию, как и Д. Боулби.

Однако Эйнсворт пошла дальше в своих исследованиях, предложив более расширенную версию, которая предусматривала изучение поведения не только детей, но и взрослых.

Предпосылки развития

У теории привязанности были родоначальники. Именно поэтому она основана на определенных выводах, которые были сделаны ранее. Например, Зигмунд Фрейд рассматривал неврозы взрослых людей таким образом: он сначала делал упор на проблему в зрелом возрасте, а уже потом выстраивал связь с детским. Боулби научил своих последователей выстраивать линию психологической проблемы снизу. Он определил, что все осложнения возникают еще в детстве, а уже потом они развиваются и становятся заметными.

Боулби опирался на такой фактор: привязанность родителей и детей играет огромную роль в правильном развитии человека. Мать и отец для ребенка – это не только удовлетворение его физиологических потребностей (еда, забота и т. д.), но и связь с миром. Боулби рассматривал адаптацию ребенка к внешней среде как основной аспект его развития. Без матери такая адаптация будет неполноценной. Даже в современном мире младенец, растущий без матери и без близких людей, может погибнуть. Если брать за основу теорию привязанности, то она довольно актуальна всегда и во все времена. Для ребенка очень важно, чтобы взрослые всегда присутствовали рядом с ним. Поэтому почти все дети придерживаются такой стратегии поведения, которая дает им возможность привлекать внимание взрослых. Вот почему дети часто плачут, капризничают, улыбаются или хватают за руку.

На основе таких наблюдений Боулби создал теорию привязанности, которая говорит о том, что ребенок может подать сигнал взрослому, а взрослый человек может удовлетворить потребности ребенка. Так выстраивается крепкая взаимосвязь между двумя субъектами.

При разрыве такой связи ребенок будет чувствовать постоянный страх за жизнь и одиночество. В результате его психика будет неправильно развиваться.

Патерны привязанности у детей

Детские эмоциональные привычки возникают рано. Они оказывают влияние на наше дальнейшее развитие и на то, как мы потом начинаем общаться людьми. Еще на дальнейшую жизнь человека оказывают влияние типы привязанности: безопасный паттерн привязанности, паттерн привязанности избегающего вида и т. д. Рассмотрим данный вопрос более подробно.

  • Если ребенок чувствует всестороннюю поддержку взрослого, то он обладает безопасной привязанностью. Данная линия поведения позволяет ребенку быстро развиваться. Он не боится изучать мир. Близость со взрослыми людьми дает ему наслаждение.
  • Избегающая небезопасная привязанность (отстраненная) появляется у ребенка тогда, когда он не чувствует обратную связь со взрослым человеком. В результате его потребности остаются неудовлетворенными. Постепенно ребенок начинает понимать, что его позиция безразлична взрослым людям. В конечном итоге он вынужден приспосабливаться к создавшейся ситуации. Он начинает подавлять в себе потребность в любви и заботе.
  • Беспокойная и небезопасная привязанность возникает, если у ребенка часто проявляются негативные эмоции: ревность, беспокойство и т. д. Тогда ребенок начинает отстраняться от взрослых, чтобы не стать зависимым от них. В результате наступает одиночество. Ребенок уходит в себя и это плохо сказывается на его развитии.
  • Есть еще тревожная привязанность. Она возникает, если взрослый относится к ребенку то грубо, то с нежностью, то безразлично. В таком случае ребенок вынужден защищать себя сам, так как не надеется на взрослого. Мало того, он его опасается. Поэтому данные дети всего боятся. Они расстраиваются, если родители уходят, и огорчаются, когда они возвращаются.
  • Боязливая привязанность возникает тогда, когда ребенок подавляет свои чувства. Такой ребенок не ждет помощи со стороны взрослого и не ждет его одобрения. Обычно такие дети запуганы и готовы терпеть насмешки со стороны взрослых.

Основные фазы состояния ребенка

Основы теории заключаются в том, что ребенок испытывает инстинктивную потребность оставаться рядом со взрослым человеком. Эта потребность заложена с самого рождения. Без нее невозможно выжить, так как утраченный контакт – это погибель. Итак, рассмотрим основные моменты состояния ребенка с самого рождения и в моменты его развития.

Фаза 1

Начинается с рождения. Сначала малютка слушает голос взрослого и неосознанно улыбается. Затем улыбка появляется при возникновении знакомого голоса. В 5-6 недель малыши приобретают способность улыбаться при виде лица матери. Таким образом они показывают свою любовь.

Боулби утверждал, что улыбка привязывает взрослого к малышу. Лепетание также относится к приемам привязывания взрослого. Плач также способен сблизить взрослого и ребенка. Кроме того, ребенок неосознанно цепляется за взрослого человека или хватает его: дергает за волосы и т. д.

Кроме того, младенцы с рождения еще и наделены поисковыми и сосательными рефлексами. Так они обеспечивают себе доступ к еде.

Фаза 2

С 3 месяцев реакции малышей становятся более избирательными. Теперь улыбка может быть направлена на близкого человека. Таким образом, можно утверждать, что малыши распознают знакомые лица. Они с готовностью отвечают тем взрослым, которые находятся с ними в тесном контакте.

Фаза 3

С 6 месяцев привязанность становится активной. Малыш тянется к матери и плачет, когда она уходит из комнаты. Он выказывает радость от воссоединения с матерью. В 8 месяцев ребенок может поползти за взрослым человеком. Дальше малыш не только следит за месторасположением матери или отца, но и пытается исследовать окружающий мир. Достигнув годовалого возраста, ребенок начинает волноваться, когда взрослый его покидает на некоторое время.

Фаза 4

Считается, что в это время заканчивается детство. Ребенок уже начинает осознавать свою потребность в опекуне. Поэтому он следует за взрослым, но больше как партнер. Далее ребенок действует согласно своему возрасту. Например, подростки стараются уйти от родительского доминирования. Взрослые люди почти всегда возвращаются к родителям в трудные периоды жизни. Пожилые люди находятся в зависимости от молодых.

Итог: Боулби утверждал, что на протяжении всей жизни человек старается сохранить привязанность к близким людям. К этому его толкает страх остаться в одиночестве.

Привязанность взрослых

В таком факторе переплетаются отношения, воспитание подрастающего поколения, а также любовь и даже расставание. Стиль привязанности, который был заложен в детстве, напрямую отражается на типе привязанности во взрослой жизни человека. Итак, рассмотрим это вопрос более подробно и перечислим разные модели привязанности.

  • Если взрослые субъекты довольны своим положением в обществе, отношениями личностного характера, то такой тип привязанности называется надежной. Подобные отношения предусматривают честность, поддержку друг друга и глубокие эмоциональные чувства.
  • Люди, которые держат на расстоянии все свое окружение, обладают тревожно-избегающей привязанностью. Они не хотят вступать в отношения, так как считают, что это им мешает двигаться дальше. Такие люди эмоционально закрыты и стараются сохранить свою независимость.
  • Есть люди, которые находятся в ненадежной связи со своими партнерами и с окружающим миром. Такие субъекты обладают тревожно-устойчивой привязанностью. Они требуют к себе внимания и любви. Индивиды данной направленности придирчивы, ревнивы и могут навязать свои проблемы другим людям. Таким поведением они отталкивают от себя потенциальных партнеров.
  • Люди, опасающиеся своих же чувств, относятся к личностям, которые избегают людей из-за неоправданного страха. Такие субъекты страдают от своего же непредсказуемого настроения. Они тянутся к сближению с партнером и в то же время боятся этого сближения. Поэтому их здоровые отношения с другими людьми сводятся практически к нулю.

Учтите, что данные типы привязанности свидетельствуют о том, что есть определенное поведение, которое свойственно тому или иному человеку. Однако описать личность таким образом все же не получится.

Возможно ли изменить тип привязанности?

Ученые провели исследования и сделали такое предположение: в формировании привязанности важную роль играют генетические составляющие. Гены, которые могут кодировать дофаминовые и серотониновые точки, влияют на формирование типа привязанности. Например, они могут повлиять на формирование тревожного и тревожно-избегающего типа привязанности. Прежде чем задать вопрос того, может человек изменить тип привязанности или нет, нужно обратить внимание на следующую информацию. На протяжении долгого времени американские исследователи наблюдали за большим количеством людей. В результате они выяснили, что у 80% этих людей тип привязанности не способен претерпевать изменения.

Из этого можно сделать вывод о том, что в человеке тип привязанности закладывается еще в детстве. Именно поэтому большинство моделей отношений являются очень устойчивыми. Человек в детстве получает определенные привычки. А линия его поведения и черты его характера формируются вместе с его развитием. И если ребенок растет в нормальной среде, то и его черты характера, и линия поведения будут оставаться в пределах нормы.

И все же некоторые люди могут менять свои привычки на протяжении жизни. Это означает, что они способны изменить и свой подход к межличностным отношениям. В конечном итоге у такого человека вполне может поменяться и тип привязанности. Кроме того, некоторые методы психотерапии могут направить человека по другому пути развития. А это значит, что и тип привязанности он также может изменить. К таким методикам относятся гештальт-терапия, личностно-ориентированная терапия и т. д.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.