Психология

Виктимность – что это и как от нее избавиться?

Виктимность – что это и как от нее избавиться?

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. Виды
  3. Причины
  4. Признаки
  5. Как избавиться?
  6. Профилактика

Виктимность – спорный термин, который не все психологические школы принимают. Тем не менее о виктимном поведении много сказано и много написано, оно продолжается исследоваться и помогает лучше понять механизмы проблемы и увидеть пути ее решения.

Что это такое?

Многие психологи (но не все) уверены, что существует особое виктимное поведение. Это такая поведенческая модель, при которой человек оказывается в положении жертвы, что привлекает к нему людей с разными формами девиации и психопатологии. Слово «виктимность» появилось в криминалистике, выросла даже целая отрасль – виктимология, она изучает то, как человек становится жертвой. Из криминалистики понятие перетекло в психотерапию, потому что отдельных специалистов этой отрасти заинтересовал термин и его изучение. Они пришли к тому, что виктимность начала рассматриваться как комплекс патологических свойств человека, который регулярно оказывается в позиции жертвы. Эта позиция может проявляться в разных сферах, но самой уязвимой в силу большего числа случаев считается сфера семейных отношений.

Те, кто придерживается теории виктимности, регулярно сталкиваются с нападками – ее трактуют как простонародное «сам (а) виноват (а)». Но это очень грубое, топорное восприятие виктимного поведения. Вина преступника не умаляется от того, что его жертва обладает виктимным поведением. Но оно помогает выделить характерные свойства, особенности, закономерности, помогающие понять принцип выбора жертвы.

Это важные для практики выводы, они помогают предотвратить многие преследования и даже трагедии, а также помогают человеку справиться с позицией жертвы и сойти с нее.

Виды

И в криминалистике виктимность рассматривается глубоко, а в психологии о ней написан уже не один том. Логично, что существует классификация видов виктимности, выделены ее возможные причины и признаки.

По числу жертв

Она бывает индивидуальной и массовой (групповой). В первом случае жертва только одна, во втором – их много, чаще всего, это люди, объединенные сильным признаком. Например, представители конкретной национальности.

По поведению потерпевшего

Здесь виктимность бывает виновная и невиновная. И защитники новой этики уже возмущены, сама формулировка опять предполагает виновность жертвы. Но на самом деле нужно признавать, что бывает провоцирование чужой агрессии или сознательное заигрывание с опасной ситуацией, а бывает случайность, абсолютная безотносительность к проблеме. Примеры достаточно просты: в классе есть ребенок, который негативно относится к коллективу, дразнит, умышленно создает острые ситуации, угрожает физическим насилием и даже применяет его, оказывает сильное психологическое давление на ребят. В какой-то момент дети просто собираются за школой, чтобы поколотить обидчика. Он жертва избиения, но он же провокатор. А если ситуацию перевернуть, то ребята, которым доставалось от него, невиновные жертвы – с их стороны не было провокации.

Криминалисты предпочитают немного другую классификацию, они говорят, что есть два вида активного поведения жертвы. В первом случае жертва действительно оказывается провокатором, она провоцирует другого на преступление. Во втором случае ничего подобного жертва не желает, но ее действия все равно запускают механизм насилия. Пример первого случая: муж регулярно избивает жену, плохо относится к ней, та существует в условиях жуткого абьюза. Наступает тот день, когда она берет в руки нож и убивает им мужа-обидчика. Он стал жертвой, но его поведение спровоцировало трагедию.

Второй пример: доктор совершил медицинскую ошибку, в его действиях не было умысла, он хотел помочь, но ошибся. Из-за этого сильно пострадал пациент или даже умер. Его семья начинает мстить доктору, он становится жертвой их агрессии. Он не провоцировал их напрямую, но его вина стала их стимулятором.

Причины

В природе человека не показывать свои слабости другому, а еще лучше – старательно их маскировать, чтобы уязвимостью не воспользовался недруг. Жертва ведет себя иначе, демонстрирует свою слабость. Это ненормально для здоровой психики, но эталонов здоровой психики не так много, как хотелось бы.

Почему человек занимает позицию жертвы – что этому способствует:

  • неуверенность в себе, низкая самооценка, тревожность;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • насилие в семье;
  • виктимное поведение близкого значимого взрослого (в детстве это очень важно и очень быстро такую модель перенимает ребенок);
  • неблагоприятное окружение, в котором рос человек;
  • гиперопека со стороны родителей (тоже крайность);
  • завышенная самооценка, максимализм, стремление отстоять свою точку зрения во что бы то ни стало;
  • проба себя – желание бросить вызов самому себе, испытать на прочность (в большей степени присуще школьникам-подросткам).

Причины очень разные, есть среди них и полярные. Но все они, если рассматривать их упрощенно, рассматриваются как отклонение от нормы.

Помимо причин есть еще и факторы, способствующие развитию виктимности. К примеру, пребывание в состоянии подчинения – человек выполняет требования агрессора, но недостаточно уверенно и хорошо (с точки зрения последнего), что вызывает еще больший прилив гнева и чревато усилением насилия. Это может быть ситуативная виктимность, обусловленная только позицией подчинения, возникающая единожды с конкретным агрессором, а не со всеми вышестоящими в принципе.

Откровенное, вызывающее поведение – еще один фактор, который может показаться агрессору оскорбительным, и он будет действовать. Здесь есть важный момент: форма, вид, степень провокации не может стать провоцирующим моментом для здорового человека, без отклонений в поведении, без психопатологий. Его нельзя задеть, спровоцировать: можно вызвать сильные эмоции, отторжение, негатив, но не настоящую агрессию, угрожающую и опасную. Потому жертва может быть неправа, но она все равно остается жертвой.

Удивительно вот еще что: провокация насильника часто бессознательна – сама будущая жертва может не понимать истинных причин своего поведения. Про таких говорят «играет с огнем». Часто это идет от сильной неуверенности в себе, недолюбленности и попытки стать центром внимания даже страшной ценой. Также существуют предпосылки виктимности, исходящие от цементных установок в человеке. Например, мама в детстве постоянно говорила дочке о ее никчемности и неказистости, оскорбляла и обвиняла, взращивала в ней человека, который чувствует свою вину просто за само существование. Психика ребенка сломана, он вырастает, не выбираясь из плена ложных установок, без ощущения самоценности. И стать жертвой насильника для такой женщины – естественное следствие жизни, она к этому готова.

В то же время здоровое развитие – это понимание с малых лет и собственной уникальности, и осознание ценности отношений между людьми, и привитое, воспитанное ощущение приоритета безопасности. Такой ребенок, когда вырастет, не будет добираться из опасного района ночью пешком, он понимает, что его благополучный приход домой зависит от его обдуманного поведения. Потому он вызывает такси или просит близких забрать его. В то же время человек с виктимным поведением будет рисковать.

Признаки

Виктимное поведение может быть конформным и эмоционально-неустойчивым, каждый тип отличают определенные признаки и проявления. Конформное поведение отличает людей, которые с готовностью занимают позицию жертвы. Они ждут негатива и насилия в отношении себя. Такие люди, как правило, отличаются робостью, они склонны к подчинению и могут даже боготворить насильника. Почему так происходит: в нем они видят сильную личность, обладающую качествами, недоступными им. Это люди с низкой самооценкой, считающие себя неудачниками. При этом они могут находиться в постоянной обиде на абьюзера, жаловаться на него. Зачастую жаловаться и обижаться – их главное действие, эмоция, на которой они держатся.

Признаки эмоционально-неустойчивого виктимного поведения как раз в агрессивности жертвы и ее склонности к провокациям. Это присуще подросткам, а также инфантилам. Люди такого склада сами готовы к травле слабого, они могут и на себя примерить роль агрессора.

Подавление слабых для них обычное дело, в их картине мира это естественно, а в категории морали они удачно вписывают только те ценности, которые сопряжены с силой. Потому, оказываясь перед тем, кто сильнее их самих, они часто сами становятся жертвами.

Также психологи отдельно выделяют факторы, которые порождают психологию жертвы:

  • особенности семейного воспитания – от конфликтов в семье до жестокого обращения с ребенком;
  • чрезмерная опека, порождающая инфантилизм;
  • сильный, остро переживаемый негативный эмоциональный опыт (свидетельство сцен насилия);
  • ощущение своей неполноценности вследствие биологических предпосылок, но все это навязано обществом (дефекты, инвалидность, изъяны внешности);
  • агрессивность, формируемая еще в детстве, – жестокость по отношению к слабейшим зачастую не что иное, как постоянная готовность к жестокости по отношению других к тебе;
  • общение с агрессивными ровесниками – тот случай, когда говорят «связался с плохой компанией».

В целом можно сказать, что позиция жертвы в большинстве случаев произрастает из состояния частого пребывания в отрицательных эмоциях, тревожности, отсутствии должной опеки и заботы. Если у человека по каким-то причинам не выстроились отношения с родителями, его недолюбили, это еще не значит, что он обязательно вырастет с позицией жертвы. Но дети перебарывают этот огромный пробел в жизни и вырастают цельными, самодостаточными людьми с нормальной самооценкой при одном условии. Практически всегда это наличие значимого взрослого в жизни. Если таковыми не стали родители, это может быть другой родственник – бабушка или дедушка, тетя или дядя. Это может быть учитель, тренер, добрые соседи и даже родители школьных друзей.

Если где-то, кроме дома, ребенок видит норму, модель и образец уважительных и теплых отношений, он имеет большие шансы перенять ее, закрыв уродливую дыру отсутствия любви в детско-родительских отношениях.

Не всегда такая «заплатка» на 100% надежна, но она дает куда больше шансов на нормальную взрослость и отсутствие проявлений виктимного поведения.

Как избавиться?

Основным моментом будет признание проблемы. Это сложно, понять, что виктимность – психологическое отклонение. Некоторые исследователи даже причисляют это понятие к болезни. Потому и тут устранять причину будет первым решительным действием. Но не во всех случаях это возможно. Когда синдром жертвы формируется как следствие детских психоэмоциональных катаклизмов, отыграть ситуацию обратно не получится. Выйти из отношений с мужем-агрессором можно – они актуальны, и помощь специалистов поможет это сделать. Выйти из отношений с папой-агрессором может уже его выросший, самостоятельный ребенок, но в прошлом изменить невозможно. Та девочка или мальчик, которую (ого) папа бил, наказывал, унижал за какие-то промахи, не могут выйти из этих разрушающих отношений.

В последнем случае устранить причину не получится, лишь метафорически это можно сделать или ритуально – в психологии есть эксперименты и возможности совершать акты, закрывающие какие-то болевые точки в детстве. Но с последствиями бороться проще, чем с причиной в таком случае. И всегда рядом будет специалист, потому что действовать в одиночку практически невозможно.

Как избавиться от синдрома жертвы:

  • Изменить отношение к прошлому. Само прошлое точно нельзя изменить, отношение – корректируется. Именно оно и формирует поведение человека. Благодаря психотерапевтическим методикам можно избавиться от последствия детских травм, сепарироваться от них, обрести независимость. Другой вопрос, что человек может не хотеть этого – по крайней мере бессознательно многие люди держаться за травмы детства.
  • Повысить самооценку и самоуважение. Это возможно практически всегда. В наименьшей мере человек может сделать это сам, обычно он не имеет таких ресурсов, ведь одновременно находиться на позиции жертвы и быть над ситуацией очень сложно. Но доступна профессиональная помощь, которая очень действенна, даже в сложных случаях. Формирование уверенности в себе, повышение самооценки так значимо, что эта сила начинает вытеснять синдром жертвы – эти вещи оказываются несочетаемы.
  • Развивать самоконтроль. Это непросто, требует собранности, концентрации, повышения уровня самоанализа. Удивительно, но человек может любить себя баловать, жалеть, позволять больше, чем необходимо, но первичного по важности навыка самоконтроля не иметь. По крайней мере в той степени, какой достаточно для выстраивания нормального, здорового поведения.
  • Развивать коммуникативные навыки. Это помогает более адекватно, здраво взаимодействовать с другими людьми. Многие люди действительно не умеют общаться, недостаточно быстро распознают манипуляции со стороны других, легко поддаются им, легко управляемы. Специальные социально-психологические тренинги учат общению, пониманию других, их намерений, манипулятивного поведения.
  • Снимать напряженность, уметь противостоять последствиям стресса. В напряженности много опасности. Если с ней не бороться, она накапливается или становится стартером нового конфликта, новой сторонней агрессии. Повышенная напряженность ведет к срывам и опасным состояниям патологического характера.

Но все это мало имеет смысла, если вокруг человека не создается благоприятная социальная обстановка. Она первична. От агрессора нужно уйти, от ситуаций, которые постоянно создают обострение, травмируют, тоже надо уходить (например, с такой работы).

Люди уходят от агрессивных жен и мужей, увольняются с работы, где их мучил начальник-агрессор, даже меняют место жительства. Это сильные шаги, но без них невозможно сойти с позиции жертвы.

Профилактика

Видовая классификация виктимности помогает определить, что конкретно происходит в том или ином случае, определение выводит исследовательскую базу, а та в итоге завершается рекомендациями и созданием четкой структуры мер борьбы и профилактики с виктимностью.

Предупреждение виктимности – какой будет профилактика синдрома жертвы:

  • Совершенствование конкретного законодательства. Пока не регламентированы многие аспекты, касающиеся отношений «жертва-агрессор», пока законность в области домашнего насилия не действует жестко и прозрачно, проблема не решится.
  • Психопрофилактика виктимности с раннего детства. Нужно не только, чтобы точечно родители в семьях рассказывали детям о примерах синдрома жертвы, об абьюзе и агрессии. Понимание проблемы на доступном уровне должно закладываться еще в школе – пусть не врожденное, но воспитанное в детстве неприятие насилия будет мощной защитой от проявлений виктимности.
  • Доступность психологической и психотерапевтической помощи. В каждом городе и районе население должно знать, в какую структуру они могут обратиться в случае агрессии. Очень часто люди молчат, уверенные, что даже по закону обязанные организации не смогут им помочь. А обращение к психологу до сих пор многим кажется актом излишних откровений, постыдным и малополезным, данная культура не до конца сформирована.
  • Выявление категорий несовершеннолетних, потенциально готовых к статусу жертвы или уже демонстрирующих проявления виктимности. Дети стесняются обратиться за помощью или даже недостаточно адекватно идентифицируют проблему. Потому деликатными методами (с помощью личностных отвлеченных тестов или ролевых игр) специалисты могут выявить особенности виктимного поведения ребенка.

Уменьшить само проявление проблемы можно только образованием и требованием законности. Пока же люди не знают, что называется виктимностью, не понимают даже различий между здоровыми отношениями и абьюзом, ориентируясь на обычаи и установки предшествующих поколений или доминантной социальной группы, решение проблемы очень далеко.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.