Top.Mail.Ru
Резьба по дереву

Геометрическая резьба по дереву

Геометрическая резьба по дереву

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. История развития
  3. Необходимые инструменты
  4. С какой древесиной работать?
  5. Виды узоров
  6. С чего начать?
  7. Готовые работы

Зачастую деревянные предметы, будь то посуда или же мебельные атрибуты, привлекают множество восторженных взглядов благодаря особому украшению – вырезанному на них орнаменту незатейливой геометрической формы. Такая резьба хоть и кажется на первый взгляд простой и состоит из легких линий и фигур, все же является довольно сложной в исполнении, трудоемкой и энергозатратной.

Рассмотрим подробнее, что такое геометрическая резьба по дереву и как она появилась, а также ознакомимся с видами узоров и технической стороной их исполнения.

Что это такое?

Геометрическая резьба по дереву – пожалуй, один из самых сложных видов декорирования деревянных предметов.

Особенность данной техники заключается в том, что весь орнамент состоит исключительно из деталей геометрической формы и исполняется резаком.

Как правило, если мастер имеет достаточно опыта и твердую руку – геометрия в узоре заметна невооруженным взглядом.

Конечно, век современных технологий позволяет изготовить такие изделия и при помощи специальных станков, но невозможно гарантировать того качества и аккуратности, которые прослеживаются в работах профессионального опытного мастера. Что уж говорить об эксклюзивности изделия и о том, что такую красоту можно создать лишь от чистого сердца, вложив в работу частицу души.

Назначение таких предметов может быть разнообразным, поскольку резьбой можно украсить и стулья, и дверцы шкафов, и входные двери, а также посуду, ножки скамьи, стол, оконные ставни и многое другое.

Стоит отметить, что сама резьба не несет в себе никакой функциональности и используется исключительно в качестве декора.

История развития

Еще в древней Руси появились первые предметы, украшенные геометрической резьбой. И именно Русь считается родиной данной техники работы по дереву, которая впоследствии получила распространение по всему миру.

Все дело в том, что родные просторы всегда были богаты лесными массивами, поэтому изделий из древесины, которые нуждались в декорировании, было более чем достаточно.

Кроме того, из древесины даже изготавливались дверные замки, которые также были украшены резьбой. Один такой экземпляр, созданный в XVIII веке, сохранился и по сей день находится в одном из музеев Москвы.

Стоит также отметить, что геометрия резьбы своими корнями уходит во времена, когда люди поклонялись языческим богам, поэтому абсолютно все орнаменты, нанесенные на предметы, имели определенный, довольно глубокий смысл.

В современном мире такие предметы не наделяются каким-либо магическим смыслом, но во времена древней Руси они использовались для защиты семьи, оберега дома, а иногда даже от порчи и сглаза.

Необходимые инструменты

Для того чтобы создать красивый и качественный узор на древесине, необходимо обзавестись следующими инструментами:

  • ножи со скошенным лезвием (их также называют «косяками») позволяют создавать любые геометрические узоры на поверхности дерева;
  • небольшая плоская стамеска, ширина которой не должна быть более 3-х сантиметров;
  • для выпиливания каких-либо элементов и приготовления деревянных заготовок необходима ножовка;
  • напильники разных форм позволят делать соответствующие выемки, углубления и отверстия;
  • для создания симметричного рисунка может пригодиться твердая или гибкая линейка;
  • для нанесения разметки нужен простой карандаш, который при необходимости можно с легкостью стереть с поверхности;
  • для нанесения разметки округлой формы стоит вооружиться циркулем;
  • для удаления карандашных штрихов необходим ластик.

С какой древесиной работать?

Для работы в такой технике резьбы понадобится качественная древесина. Ее подразделяют на несколько групп согласно некоторым характеристикам.

  1. Очень твердая древесина является самой сложной для работы, даже не каждому профессионалу с легкостью дается узор на такой поверхности. Но зачастую выбор падает именно на нее, так как она славится эстетическими свойствами и хорошей устойчивостью к гниению. Наиболее известные представители данной группы – дуб, кизил, а также белая акация.
  2. Древесина средней твердости – наиболее часто используемое сырье. Большинство мастеров предпочитают именно такой вид заготовок, поскольку работать с ними намного легче, они обладают схожими свойствами с более твердыми сортами, а также имеют довольно красивую структуру на срезах. Самые яркие представители данной категории – бук, ясень, береза, осина.
  3. Мягкая древесина лучше всего поддается любым видам обработки, но имеет существенный недостаток – при резьбе она может колоться. Данный вид сырья подходит для новичков и для тех, кто только обучается резьбе. В данной группе наиболее известными представителями являются сосна, ива, ольха, липа.

Виды узоров

Чтобы понять основные отличительные черты того или иного орнамента, выполненного в технике геометрической резьбы, необходимо ознакомиться с несколькими видами узоров, а также со схемами и основами их исполнения.

Сколышки

Основными элементами, которым нужно обучиться, являются сколышки, представляющие собой наколку и подрезку древесных частей.

Наколка осуществляется довольно просто: необходимо взять скошенный нож в рабочую руку и, углубляя его кончик на несколько миллиметров в древесину, нужно нанести разметку в виде треугольника или ромба.

Затем можно приступать к подрезке, следуя инструкции.

  1. Режущую часть лезвия нужно приложить к левой стороне треугольника, а скошенная часть должна находиться в области его вершины.
  2. Рукоять ножа отводим назад, не нарушая параллели между правой стороной треугольника и краем лезвия.
  3. Надавливаем на нож и возвращаем ручку в исходное положение. При совершении данных действий должна отколоться деталь нужной формы и размера.

Ромбик

Вырезать ромбик на поверхности древесины довольно легко, особенно если вы уже освоили технику работы со сколышками. Все дело в том, что данная фигура состоит из двух треугольников, имеющих одно основание, поэтому ее можно вырезать, действуя по принципу, описанному в предыдущем варианте.

Для того чтобы получился ровный орнамент, необходимо сначала проработать верхний ряд треугольников, после чего перейти к нижнему, образуя нужную нам фигуру.

Витейка

Также очень интересный элемент, в основе которого лежит принцип действия, применяемый при работе со сколышками. Отличительной чертой является лишь то, что треугольники не имеют общего основания, а, наоборот, смещаются в разные друг от друга стороны.

Работа также происходит посредством нанесения двух рядов треугольников поочередно, но в конечном итоге мы получаем не ромб, а извилистую ажурную дорожку, которую очень часто сравнивают со змейкой.

Пирамида

Пирамида является первым сложным рисунком из тех, что вам предстоит изучить, постигая искусство геометрической резьбы по дереву.

Работа происходит посредством нанесения нескольких треугольников – при соблюдении определенного порядка и расстояния между ними. На равном расстоянии друг от друга наносятся три треугольника, два из которых находятся в верхней части и имеют общее ребро. Посередине между фигурами необходимо будет обозначить точку соприкосновение углов. Режущая часть ножа должна занимать центральную позицию, а движения необходимо совершать в том направлении, в котором лежат естественные слои древесины.

Звездочка

Следующая к изучению фигура является немного более сложной, поскольку в ее основе лежит большее количество треугольников, нежели во всех ранее изученных вариантах. Но несмотря на этот, казалось бы, немаловажный нюанс, принцип работы с данной фигурой не меняется, и в основе все так же лежит создание сколышков.

Для создания звездочки необходимо нанести четыре и более треугольника по принципу, используемому в работе с пирамидкой.

Квадраты

Создание квадратов кардинально отличается от работы со всеми предыдущими узорами, поскольку используется абсолютно другая техника – соломка.

Отличительной чертой данного узора является то, что он может быть как отдельным элементом, так и использоваться для обрамления краев заготовки или же в качестве своеобразной рамки для другого узора.

Чтобы создать квадрат, необходимо действовать следующим образом:

  • после нанесения разметки необходимо отступить от ее края на пару миллиметров и под углом примерно в 45 градусов углубить кончик ножа на 3 миллиметра, затем провести разрез вдоль линии;
  • далее по принципу зеркального отражения необходимо произвести все те же самые действия с другой стороны полосы разметки;
  • после этого необходимо расположить нож вертикально по отношению к заготовке и сделать два прокола (в начале и в конце линии).

    При правильном выполнении всех вышеперечисленных действий вы получите тонкий срез в виде соломки, а обработав все края разметки в такой технике, вы сможете создать интересный узор нужной вам формы.

    Наиболее часто данная техника используется для обрамления изделий, соответственно, квадратной и прямоугольной форм.

    Розетка

    Пожалуй, следующий геометрический узор является наиболее сложным в исполнении, и вместе с тем его справедливо можно назвать самым красивым из всех уже знакомых вам орнаментов.

    Для создания розетки необходимо вооружиться циркулем и первым делом обозначить границы круга довольно большого диаметра, после чего нужно отступить 5 миллиметров от края и наметить еще один круг. Затем оба круга необходимо поделить на 16 равных между собой частей.

    На следующем этапе необходимо на каждом отрезке, расположенном в границах малого круга, отметить середину и соединить ее с точками соприкосновения отрезков с границами большого круга, расположенными по обе стороны от намеченного нами центра.

    Получив разметку, мы можем приступать к резьбе, используя первую изученную технику работы с треугольниками.

    При помощи данного узора можно украсить крышку шкатулки, дно декоративной тарелки, поверхность круглого стола и другие изделия подходящей формы.

    С чего начать?

    Прежде чем приступить к работе, необходимо хорошенько подготовиться, чтобы в процессе максимально избежать возможных сложностей:

    • прежде всего нужно тщательно проверить перечень нужных инструментов, собрать все необходимое и подобрать подходящий для работы материал;
    • далее рекомендуется ознакомиться с технологией выполнения работ и рассмотреть подробные примеры и эскизы построения тех или иных фигур;
    • после того как вы теоретически наметите предстоящие действия, рекомендуется нанести разметку на подходящую заготовку;
    • также (прежде чем начать резать) следует изучить технику безопасности и меры предосторожности.

      Поскольку данное занятие является довольно опасным, меры предосторожности являются обязательным элементом в процессе обучения. Рассмотрим их подробнее:

      • необходимо максимально снизить нагрузку на область плечевого пояса, поэтому движения должны совершаться исключительно кистью руки;
      • чтобы кисть руки могла двигаться спокойно, необходимо дать рабочей руке опору, для этого рекомендуется плотно прижать ее к рабочей поверхности;
      • чтобы случайно не поранить пальцы свободной кисти, необходимо убрать руку с заготовки и лишь слегка придерживать ее в области, отдаленной от режущего предмета.

      При соблюдении данных рекомендаций вы сможете насладиться процессом, избежав мелких травм.

      Готовые работы

      Для того чтобы представлять всю красоту геометрической резьбы, следует ознакомиться с готовыми примерами поделок из дерева:

      • роскошный сундук небольших размеров может быть использован в качестве хранения продуктов питания или личных вещей;
      • ни одна девушка не сможет устоять перед такой изящной, но в то же время сдержанной шкатулкой для украшений;
      • а вот разделочная доска, декорированная в такой технике, станет, скорее, украшением для кухни, так как ее будет определенно жалко использовать по назначению.

      Как вырезать простые геометрические фигуры смотрите в следующем видео.

      Комментариев нет
      Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.