Официант – это работник сферы обслуживания. Вопреки всеобщему убеждению о том, что официантом может стать каждый желающий, отбор на данную должность является довольно строгим. При этом каждый работодатель в зависимости от конкретного заведения может выдвигать разные требования к соискателям. Как составить резюме официанта? Что писать в сопроводительном письме? Какие блоки обязательно должны входить в документы для приема на работу? Ответы на эти, а также некоторые другие вопросы вы найдете в нашем новом материале.
Основные правила
Резюме любого официанта в обязательном порядке должно содержать фотографию. Все дело в том, что работа данного специалиста напрямую связана с его внешним видом, поэтому работодатель часто прописывает это требование в описании вакансии. Помимо этого, в отношении резюме официанта действуют те же общие правила, которые применяются к аналогичным документам других специалистов. Среди них можно выделить следующие:
- структурированность, которая поможет легче и быстрее читать документ;
- отсутствие ошибок (для этого нужно прочитать документ несколько раз перед отправкой);
- единство оформления (это касается шрифта и выравнивания);
- оптимальная длина (не более 2 страниц).
Кроме того, перед оправкой резюме важно еще раз внимательно прочитать описание вакансии. Некоторые работодатели проверяют соискателей на внимательность, поэтому в самом конце объявления могут указать какие-нибудь детали. Например, это могут быть определенные требования в отношении использования цветных подзаголовков или кодовых слов. А также важно убедиться в том, что вы отправляете свое резюме в срок (лучше это сделать даже за несколько дней до окончательной даты). Таким образом вы докажите работодателю свою ответственность и дисциплинированность.
Как правильно написать?
При подаче резюме на должность официанта-кассира, старшего официанта или рядового сотрудника важно помнить о простых, но важных правилах составления этого документа. Рассмотрим ключевые разделы, которые обязательно должны войти в ваше резюме.
Личные качества
Поскольку значительную часть своего рабочего времени официант проводит в общении с клиентами, его личные качества играют такую же важную роль, как и профессиональные навыки. В первую очередь профессиональный официант должен быть вежливым и дружелюбным. Вы должны уметь создать приятную атмосферу и хорошее настроение у посетителей, которые пришли в заведение. Помимо этого, среди личных качеств можно указать следующие:
- стрессоустойчивость – работодатель оценит подобную характеристику официанта, так как зачастую данному сотруднику приходится работать с большим количеством заказов;
- хорошая память – вам нужно будет не только запомнить все меню кафе или ресторана, но и удерживать в голове все заказы посетителей;
- неконфликтность, спокойствие – эта характеристика будет полезна в том случае, если клиент останется недоволен блюдом или обслуживанием.
При этом не следует стараться выдать себя идеальным человеком. Разумеется, свои негативные черты прописывать в резюме не стоит. Будьте искренние и оставайтесь собой. Так или иначе, ваша внутренняя натура обязательно проявится в процессе работы.
Должностные обязанности
Несмотря на то что основная обязанность официанта – это обслуживание столиков и общение с клиентами, набор должностных требований может меняться. Например, некоторые организации общественного питания требуют от официанта знание основ работы бармена – это необходимо для того, чтобы официант сам смог приготовить напиток (например, в ситуации большого наплыва посетителей).
В целом же в данном блоке вы должны написать должность, на которую претендуете, а также обязанности, что готовы исполнять. Однако не следует сюда включать те действия, которыми вы не владеете на профессиональной основе. В противном случае вы сможете попасть в довольно неловкую ситуацию.
Профессиональные навыки и достижения
Для того чтобы официанта взяли на работу (а особенно если вы подаете свое резюме в ресторан класса люкс), он должен обладать определенным набором ключевых навыков, которые пригодятся в осуществлении профессиональной деятельности. Именно поэтому в графе «Профессиональные навыки» следует прописывать такие важные для официанта умения, как:
- знание состава и технологии приготовления блюд;
- умение работать с автоматизированной системой R-keeper;
- понимание основ диетологии;
- владение искусством сервировки;
- знание правил дресс-кода;
- умение продавать;
- знание этикета;
- владение иностранными языками и так далее.
А также в этом блоке часто прописывают свои профессиональные достижения. Например, вы можете рассказать о том, что были признаны работником месяца на предыдущем месте работы либо выиграли региональный конкурс среди сотрудников сферы обслуживания.
Большим преимуществом среди других претендентов на данную должность станет наличие сертификата или диплома о прохождении профессиональных курсов.
Хобби и увлечения
Каким бы профессиональным ни был официант, он является не только работником, но и обычным человеком. Именно поэтому большинство работодателей с радостью прочтут о ваших хобби и увлечениях. В этой категории можно писать как традиционные варианты: чтение или спорт, так и экстремальные (например, катание на скейтборде) или необычные (вышивка крестиком) увлечения.
Что писать без опыта работы?
Если у вас нет опыта работы, но вы хотите устроиться на должность официанта, то об этом работодателю следует рассказать прямо. Не стоит маскироваться – в резюме должна быть строчка «Без опыта». Однако для того чтобы сотрудник отдела кадров кафе или ресторана тут же не отмел вашу кандидатуру, важно проявить некоторую находчивость. Например, вы можете рассказать в резюме о том, что вы владеете всеми ключевыми навыками официанты: можете пересказать меню наизусть (однако убедитесь заранее, что вы хорошо владеете данной информацией).
Кроме того, вы можете сделать акцент на своих личностных качествах: возможно, вы умеете убеждать людей и являетесь «душой компании». А также важно сказать, что вы готовы и настроены учиться.
При необходимости также отметьте, что готовы пройти необходимый курс стажировки. Подобная информация удостоверит работодателя, что вы настроены серьезно.
Дополнительная информация о себе
В качестве дополнительной информации о себе вы можете написать о том, что сейчас учитесь в университете на специальности «Ресторанный бизнес», поэтому вы хотите изучить дело так сказать «изнутри».
Кроме того, можно указать, что вы готовы работать в ночные смены. Эта графа подойдет для любых дополнительных данных, которые не вошли в основной документ.
Как составить сопроводительное письмо?
Следует отметить тот факт, что сопроводительное письмо не является необходимым документом при трудоустройстве на должность официанта. О необходимости его предоставления должно быть отдельно указано в вакансии. Если такой пометки нет, то писать его не стоит (это только лишняя бумажная работа для работодателя). В том же случае если сопроводительное письмо требуется, его следует составлять по определенным принципам и правилам.
Для начала следует сказать о том, что сопроводительное письмо – это возможность рассказать о себе более подробно, раскрыть себя как профессионала и как личность. В сопроводительном письме можно рассказать о своем образовании, подробно описать предыдущие места работы.
Важно! Ни сопроводительное письмо, ни резюме не должны содержать информации, которая напрямую не относится к должности «Официант».
При написании резюме можно использовать только официально-деловой стиль. Ни в коем случае нельзя употреблять разговорные выражения или художественные средства языка (например, метафоры или эпитеты). Помните, что это деловой официальный документ. Несмотря на то что сопроводительное письмо может содержать подробности вашей личной жизни, не стоит увлекаться излишними биографическими деталями. Помните, что письмо по своей длине не может превышать резюме.
Важно написать о своей мотивации подачи резюме на эту вакансию. Укажите, чем вас заинтересовала конкретная должность (например, вам нравится кухня или концепция конкретного ресторана). Особенно важной мотивировка является для тех кандидатов на должность официанта, которые не имеют предыдущего опыта работы.
Образцы
Для того чтобы в вашей голове полностью сложился план составления резюме для официанта, рассмотрим несколько хороших примеров.
Если придерживаться всех правил и рекомендаций по составлению резюме и сопроводительного письма, то у вас получится написать профессиональные официальные документы, которые произведут хорошее впечатление на работодателя и выделят вас из общей массы соискателей.
Подробнее о составлении резюме можно узнать из видеоролика ниже.