Каждый специалист должен составить обязательный для профессиональной жизни и карьерного роста документ – резюме. Прежде всего, оно пригодится при трудоустройстве на работу. При написании данного документа основное внимание следует уделить смыслу и содержанию. Однако не менее важным является оформление документа.
Какие правила и требования существуют касательно написания и оформления резюме? Каких ошибок нужно избегать молодым и неопытным специалистам? В статье вы найдете ответы на эти вопросы. А также мы представим вашему вниманию примеры оформления документа для устройства на работу.
Основные правила и требования
Для устройства на работу нужно правильно составить и оформить резюме. Существует несколько особенностей оформления резюме, которые мы и рассмотрим в нашей статье.
- Четкая и понятная структура. Нельзя писать резюме сплошным текстом (как, например, сочинение). Подобный формат больше подойдет для такого документа, как сопроводительное письмо. Что же касается резюме, то оно должно содержать строго определенные разделы и графы: ФИО и контактные данные, образование, опыт работы, профессиональные навыки и умения, достижения, хобби, личные качества, рекомендации, дополнительная информация.
В зависимости от сферы вашей деятельности, а также требований работодателя количество и содержание блоков может изменяться. Так или иначе, вся информация должна быть четко структурирована, чтобы ее можно было легко воспринимать.
- Деловой стиль. В настоящее время многие компании и специалисты отказываются от классического резюме и выбирают более современные варианты его оформления. Это не запрещено, а в некоторых случаях даже поощряется. Так или иначе, но даже в случае проявления своего творческого начала и креативных возможностей стоит помнить о том, что резюме – это деловой документ, на основании которого работодатель оценивает вас как профессионала, поэтому при его оформлении не стоит использовать неуместные картинки или символы.
- Единообразие. При написании резюме нужно придерживаться единого стиля оформления: одинаковый шрифт и отступы, стиль выравнивания и так далее. В случае применения излишнего количества элементов вы создаете резюме, которое будет восприниматься не как единый аккуратный документ, а как хаотичное сочетание фактов о вас и вашей профессиональной жизни.
- Цветовое сочетание. Традиционно в резюме не принято использовать какие-либо цвета, помимо черного и белого. Однако вы можете отойти от данного правила и проявить свои художественные умения и навыки. Но даже в этом случае вам стоит позаботиться о том, чтобы все используемые вами оттенки сочетались друг с другом. В противном случае ваш креатив будет воспринят негативно. Хороший ход – использование цветов, которые совпадают с оттенками прикрепляемой вами к резюме фотографии. Таким образом вы создадите единый индивидуальный стиль вашего резюме.
- Преимущество смысла над оформлением. Несмотря на то что оформление резюме может выделить ваш документ среди большого количества резюме от других соискателей, важно все же помнить о том, что большее значение имеет смысловое наполнение документа. В связи с этим не стоит прятать отсутствие опыта работы или соответствующего образования за яркими картинками и блок-схемами.
Придерживаясь всех описанных выше стандартов, вы составите документ, который обязательно привлечет внимание даже самого требовательного работодателя.
Как нужно оформлять?
При приеме на работу того или иного специалиста особое внимание работодатель обращает на резюме соискателя. Именно поэтому его важно грамотно составить не только со смысловой точки зрения. Документ также должен быть красивым и эстетически привлекательным, соответственно, важно позаботиться о его оформлении. На сегодняшний день специалисты отдела кадров, а также работодатели делят все поступающие к ним резюме на 2 большие категории. Рассмотрим каждую из них подробнее.
Классическое резюме
Это вариант, который используется уже довольно продолжительное время, при этом он подходит практически для любых сфер. По своей сути подобный вид резюме представляет строго определенный бланк, разделы, блоки и графы которого и предстоит заполнить соискателю.
Самое главное правило написания классического резюме – это правильность и корректность (то есть отсутствие грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок). Классический вариант резюме состоит из фото и стандартных разделов, которые были упомянуты выше. Такой вариант не допускает использования дополнительных цветов, а также любых графических изображений.
Необычные варианты
Многие работодатели отдадут предпочтение не тому специалисту, который строго и аккуратно заполнит графы классического резюме, а человеку, отправившему стильное и нестандартное резюме. Причем вариантов составления такого документа существует огромное количество. Например, все большую популярность приобретают так называемые видео-резюме. Особенно они актуальны для медиа-профессий, для тех должностей, где важны ваша внешность, умение держать себя, стиль, речь.
Зачастую работодатели просят предоставить видео-резюме актрис, журналистов, моделей и так далее. Однако даже если вы решили выбрать подобный вариант, то небольшой печатный документ также стоит приложить к своему видео.
Представители таких творческих профессий, как фотограф, дизайнер или архитектор могут прикреплять к своему резюме портфолио своих работ. Таким образом вы сразу докажите работодателю свой профессионализм.
Распространенные ошибки
Даже тот соискатель, который правильно составил резюме и красиво его оформил, не получит желаемую должность, если допустит одну или несколько ошибок.
- Грамматические и пунктуационные ошибки. Прежде чем отправлять свое резюме работодателю, важно убедиться в том, что оно абсолютно корректно с языковой точки зрения. В этом смысле не должно быть никаких опечаток, неправильно написанных слов или пропущенных запятых. Все эти недочеты негативно влияют на общее восприятие документа.
- Большой объем. Краткость – сестра таланта, а хорошего должно быть в меру. Именно этими принципами и следует руководствоваться при написании документа для принятия на работу. Зачастую соискатели пытаются вместить в документ как можно больше информации о себе (причем это касается как личных данных, так и данных об образовании и опыте работы). В результате получаются довольно детальные документы на много листов.
Помните, что вне зависимости от того, насколько ваше резюме будет красиво и стильно оформлено, если оно будет очень большим, то его никто не станет читать. Стандартное резюме должно содержать не более двух страниц (а лучше – одной).
- Несоответствие выбранной сфере. Креативность и творчество – это те черты, которые присущи каждому человеку. Многие из нас пытаются проявлять их во всех сферах своей жизни. Однако такой подход не всегда является верным и тем более необходимым. В связи с этим при оформлении резюме стоит отталкиваться от того, в какой конкретно сфере вы ищете работу. Например, для врача, юриста или политика неуместно использовать разноцветные смайлики или картинки при составлении резюме.
Но документ, оформленный с излишней строгостью, не сыграет на руку художнику, дизайнеру или музыканту.
Примеры
Для того чтобы качественно составить свое профессиональное резюме, а также грамотно его оформить, следует ориентироваться на образцы и шаблоны резюме опытных профессионалов. Рассмотрим несколько примеров.
- Мастер маникюра и педикюра. Данный пример не является классическим, но в то же время оформление документа выдержано в строгом и деловом стиле. Отсутствуют яркие тона и рисунки. Фотография соискателя является профессиональной.
Резюме написано довольно кратко, но в нем присутствуют все необходимые блоки и разделы.
- Event-менеджер. Этот пример похож на предыдущий, но содержит несколько выразительных элементов. Например, вы можете видеть отметки в виде галочек, которые помогают структурировать текст. Кроме того, присутствуют графические элементы диаграммы в блоке «Программы», что делает восприятие документа более удобным и комфортным.
- Помощник юриста. Это резюме отличается от рассмотренных выше вариантов наличием яркого и необычного цвета. Традиционно принято считать, что для устройства на должности в крупные компании позволено составлять только традиционные резюме без использования ярких цветов или символов. Однако вы сами можете убедиться, что на сегодняшний день это правило не соответствует действительности.
- Менеджер по работе с клиентами. Своеобразное разделение резюме на 2 части с помощью цвета – выгодный ход при составлении резюме. Таким образом вы правильно распределяете и акцентируете внимание работодателя на самых важных моментах. В данном примере имя, контактные данные, а также личная информация и фото расположены с левой стороны, в то время как информация, которая имеет прямое отношение к профессиональной деятельности, занимает гораздо больше места с правой стороны резюме.
- Дизайнер. Данный пример является наиболее классическим в отношении оформления по сравнению со всеми вариантами, которые были описаны выше. Вы можете убедиться, что резюме хорошо структурировано, поэтому информацию довольно легко воспринимать зрительно.
Но отсутствие дополнительного оформления (схематических рисунков, символов и так далее) ставит этого кандидата с его резюме в менее выигрышное положение по сравнению с другими кандидатами.