До поступления на работу в качестве продавца-консультанта нужно понимать, что мало получить деньги и отдать товар покупателю, так же важно и продемонстрировать ему все достоинства этого товара, который покупатель получит. Ваши советы как специалиста отдела продаж могут сыграть решающую роль в покупке товара именно в вашем магазине. А как правильно составить резюме продавца-консультанта, рассмотрим в статье.
Основные правила
Резюме продавца-консультанта должно содержать следующую информацию:
- ваши личные данные;
- срок, место предыдущей работы;
- должность, обязанности, которые вы исполняли;
- особенности (положительные качества) вашей прошлой работы;
- ваши собственные положительные качества и навыки, которые вы там обрели – и которые вам помогли продвинуться.
Резюме должно быть написано грамотно, корректно. В нём не должны указываться сведения, не соответствующие тематике работы, которую вы хотите получить на новом месте. Недопустимы лишние подробности, наводящие на ваше оскорбительное для других людей самолюбие – это дурной тон.
Не оперируйте излишними заезженными понятиями вроде «коммуникабельность», «ответственность» для получения вакансии в компании, для которой эти слова не так важны. Внимательно взвесьте все пункты за и против каждого из таких понятийных качеств. Если вы, к примеру, устраиваетесь в фасовочно-упаковочный отдел на конвейере, то о той же коммуникабельности упоминать не стоит – вы не будете на данном рабочем месте каждый день сопровождать сотни покупателей. А вот продавцу-консультанту все эти качества нужны.
Не используйте клише вроде «хочу работать в команде профессионалов, решать задачи очень большого объёма». Понятно, чем больше планы продаж, и чем раньше вы их выполните – тем больше доход сети магазинов или гипермаркетов, куда вы поступили на работу. Но на собеседовании вас обязательно спросят, как именно вы представляете свой рабочий день, каковы ваши планы. Всё же указав такое клише в резюме, поясните в первом же следующем предложении, что это для вас значит. Важно, чтобы работодатель это понял верно – и позвал на собеседование именно вас, а не следующего кандидата.
Используйте списки, разбейте резюме на части, логически расположенные. Помните, что рекрутер не будет тратить даже нескольких минут на просмотр вашего резюме – он уделяет на это не более минуты.
Сопроводительное письмо
В сопроводительном письме не нужно дублировать сведения, указанные в резюме. Его цель – показать работодателю, что вас вакансия продавца-консультанта заинтересовала не просто так.
Возможно, вы захотите в этом письме сообщить некоторые интересные сведения, как и почему вас привлекла работа продавца-консультанта, показать, как вы к этому пришли, кое-что рассказать о прежней фирме, в которой трудились. Но не увлекайтесь! Письмо не должно быть слишком длинным, на две и более страницы. Специалист по подбору персонала или директор, заместитель директора, принимающий решение, не должен потратить на это письмо 40 и более минут, когда ему следует в этот же день обработать десятки писем и резюме от других кандидатов. Ваша задача – будем честны, эффектно пропиариться, заявить о себе так, как это до сих пор, пока вакансия открыта, не сделал ни один самый лучший кандидат.
Как правильно написать?
Продавец-консультант – лицо магазина, гипермаркета, даже торговой точки на рынке, одно из лиц, не побоимся этого сравнения, современного рынка. В ваших силах и интересах соответствовать образу лучшего продавца. Неважно, что вы собираетесь продавать – мебель, мужскую одежду, обувь, предоставлять компьютерные услуги, ювелирные изделия, бытовую технику, косметику. Хоть велосипеды или лыжи – суть работы консультирующего продавца везде одинакова. Покупатель платит за товар. А «проводником» к этому товару является именно продавец. Много лет назад он стал собирательным явлением – сегодня и кассир, и работник торгового зала выполняет также функции консультанта-сопроводителя. Даже в продуктовых универсамах наподобие «Магнита» и «Пятёрочки» советы и консультация продавца порой всё же нужны.
У каждого человека есть недостатки, слабые стороны. Но расписывать их в резюме и сопроводительном письме категорически нельзя. Психология каждого из нас такова, что человек расположен больше к плохому.
Негативная информация тут же примется рекрутером/руководителем отдела к сведению, и ваше резюме закроют, – возможно, удалят, не захотев лично с вами иметь никакого дела, – и возьмутся за следующего кандидата на эту же вакансию. Напротив, сосредоточьтесь на своих достоинствах.
Личные качества
Работа продавца-консультанта развивает довольно большой перечень личных качеств.
- Исполнительность. Важно выполнить поставленный план по продажам. Именно на «продающих» должностях, как на фундаменте коммерческой фирмы, держится любая компания.
- Коммуникабельность, грамотная речь. Если вы малоразговорчивы, из вас «слова не вытянешь», а на вопросы вы не хотите отвечать, очередной покупатель либо обратится к другому консультанту, либо уйдёт, не купив товар. Идите на контакт с людьми легко – когда того требует от вас эта работа.
- Ответственность. Каждый ваш день, смена в том же продуктовом гипермаркете заканчивается отчётом перед вышестоящими руководителями. В частности, таким лицом выступит ваш менеджер, администратор или директор магазина.
- Умение трудиться на результат. Реклама – это замечательно, но, чтобы быть, как в рекламе, вы должны не просто выполнить план по продажам, но и оставить у каждого покупателя благоприятное впечатление. Чтобы он снова и снова возвращался в ваш магазин. Работа продавцом – не просто «прокачка» личных качеств конкретного работника, но и слаженный, чёткий труд на результат в команде профессионалов, о котором соискатели любят упоминать в своих резюме.
- Стрессоустойчивость – если план продаж «горит», помните, что не всё от вас зависит. Конечно, вы должны сделать всё возможное, чтобы вписаться в план.
- Лёгкая обучаемость – почти всегда консультант работает с чем-то новым. Полученная от него информация поможет сомневающемуся клиенту разобраться в том, что он не до конца воспринял. С этим качеством рука об руку идёт желание развиваться и дальше в своей профессии.
- Находчивость – вы будете чётко понимать, чего хочет клиент. Если товар ему в целом нравится, но он не всё нашёл, что искал, к товару, возможно, полагается аксессуар, который даст клиенту то, за чем он пришёл. Подскажите покупателю верное решение.
- Оптимистичность – спасает везде. Подчёркивайте всё положительное, касающееся покупок. От вашего настроя зависит и настрой покупателей.
- Опрятный вид. Обязательное требование. Мужчина лет 25 пришёл на работу в магазин с недобритыми щеками, неровным контуром стрижки – это уже не лёгкая небрежность, а банальное пренебрежение к самому себе.
Приятная внешность. Является бонусом, если вы девушка. Вы можете не быть звездой с подиума Дома моды. Но, обладая приятной внешностью, вы всё же повышаете свои шансы. Люди любят глазами.
Должностные обязанности
Ключевые обязанности продавца-консультанта заключаются в следующем:
- консультации покупателей;
- получение и выкладка товара;
- непосредственное участие в продаже продукции;
- заполнение отчётов;
- поддержка чистоты в торговом зале.
Часть обязанностей кассира может быть возложена и на продавца-консультанта, например:
- работа с электронной кассой;
- ведение отчётов и передача выручки инкассаторской службе;
- участие в инвентаризации.
Так, консультант по продажам электронных гаджетов (в салоне ритейлерской сети) должен ответить на вопросы покупателей, например:
- о производителе и стране, выпустивших данную единицу товара;
- о наличии основных функций, которые выполняет смартфон (планшет, смарт-часы, нетбук или иное устройство);
- представить сведения о гарантийном сопровождении.
Если вы руководитель, и ищете консультанта-продавца взамен ушедшего, вы обязательно будете искать в резюме ответы на ряд вопросов.
- Есть ли у него среднее образование. Однако, увидев диплом об окончании вуза у соискателя, вопрос у работодателя отпадает.
- Навыки работы с важнейшими компьютерными программами – хотя бы на уровне Word и Excel. Огромной популярностью с начала 2010-х гг. приобрёл пакет программ 1С – соискатель должен ознакомиться хотя бы с основами его работы. Например, программа «Касса», «Логистика» в составе 1C для продавца-консультанта – его отправная точка.
- Опыт работы. Необязателен, но желателен.
Иногда работодателей интересует, есть ли у будущего работника права на управление легковыми машинами, является ли он гражданином данной страны, знает ли он английский. Об этом тоже необходимо упомянуть в резюме.
Профессиональные навыки и достижения
Соискатель, если он чего-то достиг, укажет это. Например, сведения о победе в каких-либо конкурсах и номинациях, связанных с продажами. Для него это дополнительный шанс устроиться работать продавцом-консультантом в магазин.
Что писать без опыта работы?
Резюме должно отразить то, что ожидает конкретный работодатель от соискателя. Если опыта работы нет – можно пропустить данную графу. Многие работодатели готовы оказать содействие в обучении. Новичок может пройти стаж, работая на неполную ставку (например, на полставки), будучи официально зарегистрированным в первый же день (отдел кадров по ТК должен сделать это). Испытательный срок при прохождении стажировки по закону не должен превышать трёх месяцев.
Если же соискатель ранее где-то работал с положительным исходом и кое-какими достижениями, о чём он и поведает в резюме – он будет сразу же принят на полный оклад, по стандартным условиям.
Дополнительная информация о себе
Сообщать какие-то личные сведения необязательно. Но на собеседовании будет предложено заполнить дополнительную анкету. В частности, указывается семейный статус (если он есть), где и в каких условиях проживает конкретный соискатель, получил ли он профзаболевания и так далее. На некоторые вопросы, например, об увлечениях, соискатель имеет право не отвечать.
Образцы
Рассмотрим пример готового резюме.
Иванов Владимир Маркович
- Дата рождения: 01.03.1985 г.
- Семейное положение: женат
- Далее указан домашний адрес, контактный телефон, E-mail (здесь нет смысла их приводить)
Цель: получить работу продавца-консультанта.
Работал 10-лет в гипермаркетах «О'кей», Metro.
- 2007-2010 гг. – «O'кей», г. Ростов-на-Дону, Ростов-Западный, пр. Малиновского. Отдел спорттоваров.
- 2010-2017 гг. – Metro, Ростов-Западный. Отдел мобильной электроники и мультимедийных устройств.
Обязанности: прямое участие в оформлении товаров и витрин, продаже товаров, изучение потребительского спроса, приём и раскладывание товара, учёт непроданного. Сортировка товаров по фирмам, производителям, стандартам.
Личные качества
- Понимание специфики работы сотрудников, занимающихся продажами. Побуждать покупателей купить то, что им сегодня требуется.
- Стрессоустойчив, иду легко на контакт с покупателями. Работаю в команде чётко и оперативно. Настроен на достойный результат, полная самоотдача работе и желание развиваться далее.
Достижения и умения: соблюдение правил и норм товарной конкуренции, мерчандайзинга (обновление ассортимента товара), индивидуальный подход к оформлению витрин и торговых площадей.
Высшее образование: 2002-2007 гг. – Университет питания и торговли, факультет торгового дела. Пройдена практика в ТРЦ «Олимп» – в качестве продавца в отделе спортивных товаров.
Дополнительные курсы по повышению квалификации
- 2011 г. – курс по удалённому мерчандайзингу. Учредитель – Центр моды г. Киев, Украина
- 2013 г. – курс «10 шагов к успешной продаже». Компания «Унисон», г. Москва.
Продвинутый пользователь ПК, умение работать с электронным кассиром и офисной оргтехникой.
Заключение
Следуя всем вышеперечисленным правилам при составлении вашего резюме, вы с большой долей вероятности попадёте на собеседование с работодателем (представителем) из приглянувшейся вам компании.
А если вы и на собеседовании выгодно преподнесёте себя – считайте, что работа продавца-консультанта вместе с ожидаемым доходом у вас уже в кармане.