Top.Mail.Ru
Самооценка

Самооценка подростка: как формируется и как повысить?

Самооценка подростка: как формируется и как повысить?

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Особенности формирования
  2. Уровни
  3. Диагностика
  4. Причины низкой самооценки
  5. Как повысить?
  6. Рекомендации

Гармоничному развитию личности нередко препятствует комплекс неполноценности, при появлении которого подросток ощущает себя хуже других людей, чувствует неуверенность в собственных силах. Это происходит при снижении самоуважения.

Особенности формирования

Самооценка подростка формируется в результате социальной адаптации личности. Оценивание самого себя складывается при межличностном взаимодействии, имеющейся обратной связи и вследствие деятельности юного человека. Самосознание совершенствуется в социуме. У девочек чаще всего оценивание себя происходит на более низком уровне, чем у мальчиков. Девушкам важны взаимоотношения с другими людьми и привлекательность внешнего вида, а у юношей критерием самооценки служат коммуникативные, волевые, интеллектуальные качества и физические данные. Составление матричной таблицы позволяет понять динамику формирования самокритичности.

Малыши склонны к завышению оценки своих качеств. Критичность при оценивании самого себя появляется в десятилетнем возрасте. Данный этап жизни для большинства девочек и мальчиков характеризуется выявлением у себя больше негативных, чем позитивных черт. Появляется острая потребность в самооценке, но обнаруживается неумение адекватно оценить собственную персону. В подростковом возрасте восприятие самого себя приближается к реалистичным показателям. Начиная с 12 лет подростки прислушиваются к мнению сверстников. При общей адекватной оценке нередко появляется негативное отношение к себе.

В 14 лет тинейджер ориентируется на определённый эталон, воплотивший идеальные качества человека. Подросток оценивает свою личность, сопоставляет собственное поведение с какими-то «идеальными» нормами. Он пытается найти своё место в социуме, ощутить себя его частью.

Решение проблемы личностного самоопределения через признание конкретных социокультурных ценностей помогает юному человеку понять смысл своего существования.

Уровни

Большую роль в формировании правильной оценки своих действий играет нацеленность тинейджера на будущую профессию и высокое оценивание учителями норм моральных принципов. Иногда образуется разрыв между реальной и идеальной самооценкой.

Адекватная

Реалистичное оценивание собственной персоны, своих способностей и поступков позволяет подростку правильно соотносить силы с поставленными перед ним задачами любой сложности и требованиями посторонних людей. Адекватное оценивание способствует критическому восприятию собственных нравственных принципов и действий. Люди с таким самосознанием активны, общительны и нацелены на изучение окружающих и самих себя в социуме.

Завышенная

Низкое оценивание сверстниками поведения подростка может способствовать неадекватному завышению его самооценки. Внутренняя уязвимость порождает стремление к демонстрации своей крутизны. Боязнь почувствовать собственную никчёмность заставляет ребёнка постоянно доказывать остальным свою значимость. Такой подросток склонен выражать себя через продуктивную деятельность.

Человеку с чересчур повышенным самомнением сложно устанавливать дружеские связи. Окружающие чувствуют себя некомфортно с высокомерным субъектом, поэтому стремятся избегать общения с ним.

Заниженная

Низкая психологическая устойчивость нередко является причиной заниженной самооценки. О сниженном восприятии самого себя свидетельствуют следующие качества:

  • небрежность в одежде, неряшливость;
  • страдальческое выражение лица;
  • боязнь смотреть людям прямо в глаза;
  • желание остаться незамеченным;
  • сутулость;
  • тихий голос, невнятная речь;
  • заискивающие нотки в интонации, постоянные извинения за свои поступки;
  • самобичевание, чрезмерная критичность своих действий;
  • принижение собственных достоинств;
  • малая степень общительности;
  • агрессия как защита от окружающего мира;
  • недоверие к людям.

Диагностика

Для исследования проблемы психологи применяют различные методики.

  • С помощью способа измерения самооценки Дембо-Рубинштейна выявляют степень притязаний подростка. Возрастной диапазон колеблется от 10 до 16 лет. Определяется величина разрыва между уровнем притязаний и оцениванием самого себя.
  • Тест В. В. Новикова «Кто я есть в этом мире» даёт возможность определить тенденции к завышению или занижению самооценки, а также адекватное оценивание собственной персоны.
  • Высокий, средний и низкий уровень оценивания самого себя, адекватность и неадекватность при подростковой самооценке помогает выявить методика С. А. Будасси.

Причины низкой самооценки

На заниженное восприятие самого себя влияет наследственный фактор: умственные и физические способности, темперамент, характер. Немаловажное значение имеет воспитание. Чрезмерная опека, навязчивая забота или, наоборот, отсутствие тёплого отношения родителей к ребёнку отрицательно сказываются на формировании самооценки.

Нежеланные дети с младенческих лет чувствуют свою ненужность. Они не имеют родительской поддержки, ощущают себя помехой, а не свободной личностью. Мысли и чувства малыша обесцениваются, если его часто обижают родители. Такой ребёнок не способен полюбить себя. Он всегда чувствует своё несовершенство. Детям небезразлично мнение окружающих. Оценка постороннего человека часто играет решающую роль. Если одноклассники, друзья, педагоги или просто знакомые люди отрицательно отзываются о внешних, физических или психических данных ребёнка, то он может замкнуться в себе или проявлять агрессию к окружающим.

Молодёжь активно общается в виртуальном мире. Наряду с традиционной формой травли подростков, стремительно распространяется кибербуллинг. Он вызывает не меньшую тревогу у тинейджера, чем при травле в реальной жизни. Влияние любого буллинга на формирование заниженной самооценки велико. У подростка повышается уровень депрессии и тревожности, наблюдаются головные боли, нарушается сон, ухудшается аппетит.

Некоторые дети начинают думать о самоубийстве. У других появляется желание доказать другим свою исключительность.

Как повысить?

Повышать уверенность в себе следует постепенно. Прежде всего, надо совершенствоваться в тех сферах, которые даются лучше всего. Необходимо уделять время саморазвитию, читать соответствующую литературу. Мальчику надо обязательно заниматься каким-нибудь видом спорта. Красивая мужская фигура повышает интерес со стороны девушек.

Девочке-подростку очень важно, как она выглядит на фоне своих подруг. Ей небезразлично мнение родителей, педагогов, сверстников. Девушке помогает поднять уверенность в себе работа над своим внешним видом. Не нужно полностью заглушать в себе такие природные качества, как скромность и застенчивость. К развязным барышням молодые люди быстро теряют интерес. Следует научиться чередовать стеснительность со строгостью.

Нужно полюбить себя со всеми имеющимися недостатками и достоинствами. Не следует заниматься самобичеванием. Признайте свои ошибки, постарайтесь исправить их. Необходимо бороться с собственной ленью, потому что она часто мешает выйти из зоны комфорта и распрощаться с ролью неудачника. Посетите специальный тренинг, нацеленный на повышение самоуважения. Не стесняйтесь хвалить себя.

Почаще улыбайтесь, радуйтесь каждой минуте жизни. Верьте в себя и окружающих. Осознайте свою уникальность. Вы неповторимы. Другого подобного человека не существует. Очень важно найти собственное предназначение. Уделяйте должное внимание любимым занятиям, интересам и увлечениям. Займитесь поиском своих талантов. Ищите сильные стороны, развивайте их. Выбирайте профессию по душе.

Почаще общайтесь с окружающими, при этом не стоит жаловаться на свою несчастную жизнь. Стремитесь помочь людям, которым необходима ваша поддержка. Такие действия помогают поднять самооценку.

Для коррекции пониженной самооценки специалисты советуют выполнять следующие упражнения:

  • фиксируйте в личном дневнике любые собственные достижения (это упражнение помогает заметить и оценить любую, даже мелкую удачу);
  • составьте список из 30 своих положительных качеств, постепенно пополняйте его;
  • делайте сами себе различные комплименты;
  • представляйте на своём месте известную личность, например, актёра или певицу, и общайтесь с окружающими, представляя, что это не вы, а знаменитый человек говорит вашими устами в данный момент.

Рекомендации

Подросткам необходимо хорошо высыпаться, потому что недостаточный сон способствует снижению оптимизма и самооценки. Лишний вес, плохая физическая форма усиливают ощущение неуклюжести и непривлекательности. Полноценное питание и регулярные занятия спортом избавляют от негативных мыслей, придают телу силу, энергию и здоровье.

Специалисты дают родителям важные советы.

  • Ребёнку свойственно идентифицировать себя с родителями, поэтому очень важно вкладывать в голову своего чада две важные мысли: «Я классный человек», «Ты тоже потрясающая личность, даже получше меня». Хвалите своих детей. Подчёркивайте, что их потенциал велик. Высказывайте свою веру в способности ребёнка. Материнская поддержка дочери и отцовская помощь сыну необходимы подростку.
  • Не критикуйте подрастающего ребёнка, так как он не уверен в своей привлекательности. Критические замечания сильно понижают самоуважение. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми, даже из благих соображений.
  • Помогите юному человеку почувствовать свою красоту и привлекательность. Обратитесь к стилисту, который поможет выбрать подходящий стиль. Нужно привести в порядок зубы и кожу. Подростки сильно переживают из-за различных кожных высыпаний, но нередко стесняются заговорить об этом. Отведите ребёнка к косметологу.
  • Обеспечьте своих детей возможностью обзаводиться новыми знакомствами. Записывайте их в различные секции и кружки, отправляйте в спортивный лагерь и на базы отдыха. В незнакомом коллективе ребёнку предоставляется возможность раскрыться по-новому. Чем шире круг общения, тем больше разных граней для раскрытия личности. Расширяется представление о себе.

Если трудно справиться самостоятельно с проблемами вашего ребёнка, то обратитесь за помощью к специалисту. Занятие с психологом может изменить мышление тинейджера, скорректировать его установки.

Подросткам рекомендуют применять следующие способы повышения самооценки. Найдите повод для гордости.

  • Сконцентрируйтесь на опыте, а не на внешности. Внешний вид меняется быстро. Законы красоты тоже изменчивы.
  • Занимайтесь спортом, искусством. Научитесь играть на каком-нибудь музыкальном инструменте.
  • Прилагайте усилия для достижения успехов в учёбе. Знания придают уверенность в собственных силах.
  • Умейте взять на себя ответственность. Найдите подработку. Заработанные деньги можно потратить на обучение, помощь людям. Станьте волонтёром. Помогайте животным, престарелым и больным людям.

Развивайте индивидуальность.

  • Не пытайтесь угодить людям. Невозможно нравиться одновременно всем. Совершайте добрые поступки. Будьте хорошим человеком.
  • Найдите свой уникальный стиль. Подбирайте не модную одежду, а ту, которая красиво смотрится на вас, подходит к вашему лицу, выделяет вас из толпы. Создайте неповторимый образ.
  • Следите за личной гигиеной. Регулярно чистите зубы, расчёсывайте волосы, используйте дезодорант. Носите только чистые и аккуратные вещи. Не надевайте порванную одежду. Вещи должны соответствовать вашему размеру. Избавьтесь от слишком тесной или мешковатой одежды.
  • Выучите новый танец, освойте какой-нибудь вид спорта или искусства. Участвуйте в соревнованиях.
  • Окружайте себя друзьями, способными понимать, любить и ценить вас. Не следует дружить с людьми, которые завидуют вашим успехам или тянут вас вниз.
  • Не бойтесь высказывать личное мнение. Умейте отказать людям. Не позволяйте помыкать вами. Проявляйте напористость.

Избавляйтесь от негатива.

  • Не проводите много времени с людьми, настроенными пессимистически. Жизнь прекрасна. Человек, мыслящий негативно, несчастлив. Думайте всегда в позитивном ключе. Переключайтесь с отрицательных размышлений на положительные утверждения.
  • Всегда концентрируйтесь только на достижениях. Любые неудачи воспринимайте в качестве необходимого вам опыта. Постарайтесь исправить ошибки, продолжайте путь.
  • Не бывает идеальных людей. Стремитесь к достижению реальных целей. Продумывайте каждый шаг. Не испытывайте разочарования при невозможности достичь большего, чем хотелось бы.
  • Перестаньте болезненно реагировать на критические замечания. Каждый человек имеет право на собственное мнение, но оно может быть ошибочно. Конструктивную критику берите на вооружение.
  • Занимайтесь аутотренингом. Ежедневно убеждайте себя в том, что вы замечательный человек. В ваших силах справиться с любыми жизненными проблемами. Вы заслуживаете счастья.
Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.