Не каждый человек способен подметить значимые подробности каких-либо явлений и фактов. Наблюдательная личность обладает особой зрительной чувствительностью, которую можно развить с помощью специальных тренировок.
Что это такое в психологии?
Наблюдательность – это качество личности, выражающееся в умении сосредоточивать своё внимание на восприятии одного объекта и видеть в нём малозаметные свойства. Наблюдательному человеку свойственно выделять существенные, но ускользающие от внимания других людей детали событий. Наблюдательность тесно связана с особенностями субъекта и предмета наблюдения:
- способность распознать по поведению и внешнему виду человека его внутреннее состояние, психические данные;
- дифференциация признаков через физиогномическую маску, жесты, осанку, позу, походку индивида;
- интерес к человеку как к объекту с формированием избирательности восприятия, быстрым созданием опыта наблюдения за индивидом и видением его психических состояний;
- проявляющаяся в процессах взаимодействия между людьми эмпатия, эмоциональная отзывчивость, впечатлительность, предвосхищение развития поведения другой личности.
Целенаправленное и осознанное изучение действительности кроется в наблюдении. Наблюдатель не привлекает к себе внимание окружающих, остаётся в стороне. Он замечает и оценивает события в зависимости от целевой установки, важными компонентами которой являются предварительная подготовка, чёткость задачи и активность наблюдения. Большую роль играет дробление проблемы, постановка частных и более конкретных задач. Для успешности наблюдения немаловажными факторами являются планомерность и систематичность.
Способность обращать внимание на мелкие детали важна в профессиональной деятельности. Учителям, воспитателям, психологам, врачам важно по внешности и поведению распознать внутреннее состояние другого индивида. Особенно это качество важно для работников правоохранительных органов. Посредством наблюдения профессионал может составить отчётливый психологический портрет личности.
Внимательный человек может быстро вычленить основную черту характера субъекта, без труда распознать эмоции и дать характеристику его внутреннему состоянию. Проницательность следователя зачастую приводит к установлению истины.
Зачем нужна?
Наблюдательность открывает путь к лучшему пониманию мира. Она позволяет субъекту лучше осознавать скрытые от глаз обычных людей события и факты. Умение заметить схожесть и различие в идентичных понятиях является настоящим искусством. Внимательная личность имеет большие возможности для самосовершенствования. Развитая наблюдательность позволяет субъекту мгновенно оценить ситуацию и принять правильное решение, способствует раскрытию потенциала индивида и дара прогнозирования собственных будущих поступков. Проницательность выражается в искусстве видеть и чувствовать другого человека, предвидеть его поведение.
Умение мысленно сделать прогноз в разных жизненных перипетиях уберегает наблюдательного человека от попадания на уловки мошенников. Способность подметить в привычных вещах что-то новое свойственна писателям, художникам, новаторам производства, изобретателям, учёным.
Все достижения творческих людей напрямую связаны с их наблюдательностью, многосторонностью восприятия, часто являющимися источником вдохновения и воплощения ярких идей.
Проявления в повседневной жизни
Наблюдательность тесно переплетается с восприимчивостью, любопытством и творческим началом. Эти качества, формируемые с целью познания мира, приобретаются в жизненном опыте. Они пригождаются человеку в трудовой и учебной деятельности, в быту. Восприимчивость демонстрирует зрелость чувств. Она позволяет личности углубиться в себя. Любопытство порождает стремление бесконечно познавать действительность. Пытливый детский ум является свидетельством этого утверждения. Чувства и ощущения, возникшие при восприятии увиденной и услышанной информации, проявляются в творчестве человека. Чем больше субъект получает сведений при узнавании неизведанных фактов, тем его творчество сильнее отличается разнообразием и многогранностью.
Любознательность и пытливость позволяют индивиду в обыденных вещах подмечать ценные черты и признаки, заметные не каждому. В повседневной жизни слабо развитая наблюдательность особо не навредит, но порой может подвести. Острая необходимость в развитии этого качества требуется человеку, часто взаимодействующему с другими людьми.
Как развить?
Наблюдательность начинает формироваться в процессе игры с детства. В дальнейшем её развитие происходит во время наблюдения за различными природными явлениями, поведением животных, цветением растений. На протяжении всей жизни нужно открывать свою душу новым эмоциям при получении знаний. Постарайтесь обращать внимание на окружающие вас предметы. Приглядывайтесь внимательно к природе. Очень важно не только запоминать отдельные черты и нюансы, но и пропускать их через себя. Приобретённое умение не оставаться равнодушным к окружающему миру заметно повысит вашу восприимчивость.
Для проверки своей наблюдательности разложите на столе 10 предметов. Затем в течение нескольких секунд смотрите на них. Дальше нужно отвернуться и воспроизвести в памяти каждый из десяти предметов. Постарайтесь очень подробно описать их. Улучшить профессиональную наблюдательность можно с помощью специальных приёмов, постановкой перед собой конкретных задач. Например, надо постоянно сравнивать и сопоставлять различные предметы, устанавливать между ними связь и их взаимодействие друг с другом. Подмечайте самые ничтожные изменения в различных явлениях.
Периодически описывайте характерные черты лица своих знакомых. При встрече с ними обращайте внимание на мелкие детали, а не пытайтесь запомнить целостный образ. Вглядитесь в глаза человека, поочерёдно рассмотрите его нос, рот, брови, подбородок, цвет волос, форму головы. Внимательно изучайте внешний вид субъекта.
Эта психологическая методика поможет вам с лёгкостью замечать и запоминать подробные детали в наружности посторонних людей.
Попробуйте сосредоточить внимание на различных элементах одежды знакомых и посторонних людей. Выберите от 4 до 10 деталей, создайте логическую цепочку. Вечером воспроизведите их в своей памяти. По пути в магазин или к месту работы обращайте внимание на встречающиеся вам здания. Посчитайте количество окон и дверей, запомните форму крыши и расположение карнизов. От деталей переходите к целостному восприятию всего дома.
Войдя в помещение, бегло осмотрите его. Попытайтесь сделать мысленную фотографию. Обратите внимание на размер комнаты, цвет стен, количество стульев, столов, шкафов, картин. Выйдя оттуда, восстановите в памяти увиденное. Вернитесь, сравните воображаемую картинку с оригиналом. Повторяйте действия до получения идеального результата. Каждый вечер воспроизводите в памяти лица всех людей, которых встретили в течение дня. Постарайтесь припомнить все суточные события, увиденные предметы и явления. Ежедневная практика способствует тому, что человек начинает в течение дня обращать внимание на незаметные детали окружающего мира.
Тренировать наблюдательность можно с помощью числовых таблиц. Начинают тренировку с мысленной расстановки по порядку цифр от 1 до 25 в сетке с хаотично расположенными числами. На выполнение этого задания следует затрачивать не более 4 минут.
Затем можно переходить к более сложному варианту занимательной таблицы, представляющей собой хаотически разбросанные цифры от 1 до 90. Необходимо взглядом отыскивать все числа по порядку. С помощью таблицы любой может осуществить проверку своей наблюдательности. Если человек мысленно расставил все цифры в течение 5-10 минут, то он обладает исключительной наблюдательностью. Если обнаружил все числа за 10-15 минут – это прекрасно; за 15-20 минут – хорошо; за 20-25 минут – удовлетворительно.
Можно выработать навык наблюдательности с помощью выполнения очень эффективных упражнений.
- Возьмите в руки любой предмет. Очень внимательно рассматривайте его, постарайтесь запомнить вещь, не упустив мельчайших деталей. Затем нужно закрыть глаза, после чего мысленно воспроизвести образ. Открыв глаза, посмотрите на объект запоминания и поймите, что вы упустили при мысленном воссоздании предмета. Дальше необходимо ещё раз закрыть глаза и вспомнить уже усовершенствованный образ. Следующий этап предполагает изображение вещи на листке по памяти. Нарисованный предмет сравните с реальным объектом, добавьте недостающие детали.
- Попробуйте в течение месяца наблюдать за окружающей средой с мыслью о том, что вам необходимо всё увиденное запечатлеть красками на холсте. Таким способом повысить собственную наблюдательность советовал Константин Паустовский. В общественном транспорте разглядывайте пассажиров с этой позиции.
Постепенно к вам придёт осознание, что раньше вы не замечали многих интересных деталей, не видели и сотой доли эмоций, запечатлённых на лицах людей.