Саморазвитие

Как научиться скорочтению: методы и техники

Как научиться скорочтению: методы и техники

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что мешает быстрому чтению?
  2. Эффективные техники
  3. Как самостоятельно научиться взрослым?
  4. Какие методы подходят детям?
  5. Особенности скорочтения с высоким уровнем запоминания
  6. Рекомендации

Скорочтение представляет собой навык быстрого чтения текстов. Используя данную методику, любой человек, будь то взрослый или ребенок, может многократно расширить поле своего зрения, научиться отсеивать ненужное и выделять самую важную информацию. Примечательно, что научиться скорочтению можно даже дома, если регулярно заниматься. Предлагаем вам набор эффективных упражнений и методик, которые позволят быстро освоить данную технику и избежать распространенных ошибок.

Что мешает быстрому чтению?

Проговаривание «про себя»

Одна из самых распространенных проблем заключается в том, что ребёнок читает про себя: то есть он не просто шевелит губами и языком, но ещё и воспроизводит слова у себя в голове, при этом его глаза могут оставаться на одной точке. Такое явление существенно снижает скорость восприятия информации и прочтения.

Ограниченное поле зрения

С такой проблемой в основном сталкиваются дети. Дело в том, что детский глаз, в сравнении со взрослым, имеет относительно небольшое поле зрения, то есть ребёнок может видеть только картинку перед собой.

К сожалению, методик, которые помогают устранить действие этого фактора, не так много, однако, всегда можно попробовать их немного разнообразить.

Возврат к прочитанному

Проблемой для детей и подростков в момент чтения зачастую становится эффект регрессии. В этом случае глаза постоянно возвращаются к материалу, который уже был прочитан ранее — это считается недопустимым. Скажем больше: такой дефект искореняется с большим трудом. Очень важно не путать регрессию с рецепцией, последняя представляет собой ту же самую регрессию, но она возникает с целью переосмысления прочитанного текста либо его лучшего усвоения. Она может быть оправдана, если у ребёнка возникают вопросы по материалу.

Отвлечение от текста

Немаловажным фактором является то, что словарный запас и общий багаж знаний у детей невелики. Получается, что малыш пытается мысленно понять суть какого-то слова, значение которого ему не известно, таким образом, скорость чтения понижается. В этой ситуации очень важно сокращать путь между самим текстом и его анализом, для этого очень важно тренировать восприятие информации не через слух, а зрительно. Ну и, наконец, многие дети страдают дефицитом внимания либо гиперактивностью.

Такая невнимательность очень часто заставляет ребят уходить от сути информации, при этом чтение повторяется по кругу несколько раз.

Эффективные техники

Читаем с указкой

К большому сожалению, запретить органам зрения возвращаться к ранее прочитанному тексту невозможно, этот навык требует постоянной тренировки. Обычно для этого используют указку — тогда глаза будут автоматически следить за ней, не отвлекаясь на другие текстовые блоки. Однако первое время школьнику придется заставлять себя не смотреть вверх, ему будет сложно.

Для самых первых занятий лучше выбрать закладку — ее кладут на прочитанный фрагмент и продолжают скользить глазами вниз по странице. Принцип здесь прост: верхний текст будет спрятан, поэтому возврат на него глазами попросту невозможен. Именно так и вырабатывается автоматический навык закономерности движения только вперёд.

Подавление артикуляции

К полезным навыкам для развития быстрочтения относится подавление артикуляции. В этом случае сводится к минимуму и даже полностью исключается проговаривание слов и выражений, так как именно это занимает большую часть времени в ходе чтения. Дело в том, что проговаривание заставляет мозг обрабатывать прочитанные данные, а также полученную речевую информацию. Таким образом, функциональная нагрузка на мозг возрастает, соответственно, это уменьшает скорость чтения.

Как показывает практика, для того чтобы научиться подавлять артикуляцию, необходимо не менее 20 часов практических занятий с применением специального упражнения: отбивание заданного ритма рукой либо карандашом.

Метод «зеленой точки»

Чтобы расширить поле восприятия информации, нужно взять листок бумаги с каким-либо текстом и в самом его центре нарисовать зелёную точку. Ученик должен в течение 10 минут внимательно смотреть на нее, а потом перед сном пытаться представить. Подобное упражнение на концентрацию внимания следует проводить в течение двух недель. После этого можно приступать к следующему этапу — начинать рассматривать текст, который располагается по вертикали и по горизонтали от точки.

При этом нужно стремиться охватить своим взглядом как можно больше слов и выражений, их не нужно читать — достаточно просто видеть.

Тренировка тарабарщины

Очень эффективным упражнением, которое может развить способность концентрировать внимание и улучшить мышление, является тренировка на так называемом тарабарском языке (марсианские стихи). Иначе говоря, это чтение справа налево. Для начала тренировать такие навыки можно при помощи палиндромов, то есть слов и словосочетаний, которые справа налево и слева направо читаются одинаково. Например, «А роза упала на лапу Азора», «Коту скоро сорок суток» и т.д. После этого можно приступать к упражнениям с самым обычным текстом.

Прием «вверх ногами»

Значительно увеличить скорость чтения можно при помощи простого упражнения — чтения книги вверх ногами. Изначально необходимо прочитать небольшой фрагмент текста в перевернутом виде, после этого вернуть книгу в исходное состояние и снова перечитать. Наверняка вы сразу же ощутите, насколько быстрее и проще сможете это сделать!

Упражнение «тик-так»

Довольно оригинальное упражнение, оно предполагает, что во время чтения ученик будет охватывать взглядом только начало строки и её конец, а не каждое слово, как это делается при традиционном чтении. Зачастую этого бывает достаточно для того, чтобы понять смысл излагаемой информации. Кроме того, это существенно увеличивает скорость прочтения.

Способ по диагонали

Использование методов чтения по диагонали позволяет воспринимать прочитанные данные при помощи различных символов и образов. Конечно, ознакомиться с книгой любимого автора в этой технике вы вряд ли сможете. Но для студентов и учеников способ может быть весьма актуальным. В данном случае чтение начинается от верхнего левого угла и двигается по направлению к правому нижнему, при этом взгляд останавливается на ключевых фразах. Таким образом, на изучение каждой страницы уходит не более 30 секунд.

Методика через слово

Методика базируется на способности выделять в тексте ключевые фразы и слова. Благодаря упражнению ребёнок учится формулировать основной смысл прочитанных данных. Память может сохранить в голове больший объем необходимой информации, избегая запоминания фактов и описаний, которые не имеют принципиального значения.

Фоточтение

Такая техника не подходит для новичков, её можно использовать тем ученикам, которые уже освоили азы быстрочтения. Суть методики заключается в изучении текста с определенной скоростью. Такой навык позволит ребенку за довольно короткое время просмотреть большой поток данных и выделить их базовую часть. Такое чтение скорее является поверхностным, для усвоения информации оно не подходит, но оптимально при поиске информации.

Вертикальное

Вертикальное чтение позволяет повысить радиус периферического зрения. Во время упражнения взгляд ученика движется не по традиционной горизонтальной траектории, а вертикально ровно по центру страницы. Такое чтение можно освоить при помощи таблиц Шульте. Они выглядят как карточки со столбиками, внутри которых написаны цифры. При этом цифры могут стоять в произвольном порядке — это одно из самых важных условий, именно в нём и состоит развитие навыков нахождения необходимого числа.

Если таблицы под рукой нет, можно взять любой текст, мысленно провести прямую вертикальную линию по центру и читать изложенные сведения, сосредоточив взгляд на этой линии. Лучше всего начинать тренировки с узких текстов, например, газетных колонок. По мере прохождения обучения формат текста можно увеличивать.

Как самостоятельно научиться взрослым?

Следует отметить, что изучать скорочтение можно в любом возрасте, и если вы решили получить этот навык, будучи уже взрослым человеком, то ваше стремление очень похвально. Данная способность позволит вам сэкономить огромное количество времени, которое можно освободить для других, не менее важных дел. Однако взрослых учеников ожидает немало сложностей, поскольку им приходится преодолевать уже сформировавшиеся привычки. Это во многом затрудняет процесс получения навыков, однако, не стоит отчаиваться — если мотивация будет достаточно сильной, то освоить навыки быстрочтения можно в любом, даже очень зрелом возрасте.

Взрослые люди могут воспользоваться для развития навыков чтения любым из перечисленных выше способов, лучше всего выбрать 2-3 метода и каждые 10 дней чередовать их.

Какие методы подходят детям?

Родители довольно часто сталкиваются с проблемой, когда ребёнок плохо читает в школе, это существенно влияет на скорость выполнения домашней работы, что не может не отражаться и на общей успеваемости. Ситуация обостряется, когда к тому же ребенок неусидчивый и не может спокойно посидеть за книгой. В этом случае спасением может стать освоение методики скорочтения.

Однако на сегодняшний день не существует единого мнения о том, с какого возраста можно начинать осваивать данную методику. Некоторые специалисты пропагандируют раннее начало занятий, мотивируя свою позицию тем, что в средней школе и старших классах переламывать сформировавшиеся навыки чтения будет намного сложнее. Однако обращаем ваше внимание на то, что для полноценного умственного развития важно не только, чтобы малыш смог прочитать текст, но ещё и понял его. Не стоит забывать и об интонации, которая имеет принципиальное значение при оценивании способности к чтению в начальной школе.

Обучение быстрочтению можно начинать лишь в том случае, если ребёнок знает алфавит и уже научился читать словами, а не слогами. Именно поэтому, с логической точки зрения, оптимальным для развития навыков скорочтения возрастом будет период от 7 до 10 лет. В это время большинство детей умеют хорошо читать слова, а кроме того, улавливают суть текста.

Третья группа психологов советует заниматься скорочтением только после того, как ребёнку исполнится 10-12 лет. Считается, что с этого возраста дети начинают запоминать и понимать информацию со скоростью речи. Кроме того, в этом возрасте гораздо лучше развивать память, потому что ученик может не только прочитать текст быстро, но ещё и пересказать его. В любом случае — выбор только за родителями, каждый должен исходить из особенностей развития своего ребёнка и решать вопрос с началом обучения скорочтению индивидуально.

Совет: обучение быстрочтению детей будет эффективнее, если сочетать его с проговариванием скороговорок.

Особенности скорочтения с высоким уровнем запоминания

Экспериментально было установлено, что скорочтение в значительной степени способствует активизации мыслительных процессов. Если вы твердо намерены обучиться навыкам скорочтения и при этом параллельно увеличить объем и качество запоминания, то в первую очередь необходимо оценить сложность задания и посчитать объем информации. Сосредоточьтесь на скорости чтения, которая вам понадобится. Заранее оцените приблизительное количество времени, которое нужно для того, чтобы как можно более прочно усваивать предложенный материал. В этом времени следует выделить определенный промежуток для запоминания, а также ещё один — для повторения усвоенного.

Один из самых эффективных приемов – это метод образного группирования. Его суть заключается в том, что в предлагаемом тексте нужно выделить 7 основных смысловых блоков. Для каждого блока следует создать свой мысленный образ, то есть ту или иную ключевую картинку. Обращаем внимание на то, что в каждой картинке должно быть не больше 7 базовых деталей. Выбранные образы должны быть максимально яркими и легко запоминающимися, каждый образ фиксируется в кратковременной памяти примерно на 10-15 секунд — этого достаточно для того, чтобы информация о них пришла в архив долговременной памяти.

Рекомендации

Обучение скорочтению – процесс небыстрый. Он требует регулярных занятий, постоянных тренировок и повторов. Если речь идет о взрослом человеке, как правило, его самомотивации достаточно для того, чтобы своевременно выполнять все необходимые задания. У детей такого интереса нет, поэтому многие родители начинают на них давить. Делать этого не нужно, любое обучение должно проходить только в игровой форме. Если пренебречь этим требованием, то можно в лучшем случае просто не добиться желаемого результата, а в худшем вовсе отбить у ребёнка какую-либо охоту учиться чтению.

Не стоит сидеть за занятиями часами, гораздо более эффективным будет обучение, которое займет 5 минут, но при этом будет повторяться 4-5 раз в день. Имейте в виду, что за 20 минут мозг ребёнка может сильно устать, соответственно, материал не будет усваиваться в нужном объеме.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.