Широкий ассортимент спортивного инвентаря для любителей экстремального отдыха ставит задачу выбора: что предпочесть – скейтборд или лонгборд. Попробуем разобраться, в чем их основные различия, и что из них лучше подойдет.
История возникновения
Скейтбординг как вид спорта зародился в Калифорнии. В 50-х годах ХХ века кому-то из любителей серфинга в затяжные периоды отсутствия волн пришло в голову, что кататься на доске можно и на суше. В результате после некоторых экспериментов по укреплению колес на доске появился скейтборд. Небольших размеров доски на колесах, позволяющие совершать трюки и скользить по суше, как по океанским волнам, вскорости снискали любовь местных жителей, а затем распространились по всему миру.
Сперва скейтборд использовался только в качестве средства передвижения – доехать до школы, до пляжа. Это не требовало особенного умения, следовало только сохранять равновесие.
Однако для улучшения маневренности и скольжения на длинные дистанции доски потребовалось удлинить. Так появился лонгборд – разновидность скейтборда.
Лонгборды более универсальны – они быстрее набирают скорость и за счет большей инерционности сглаживают дефекты дорожного покрытия. Поэтому подходят не только для идеально гладкого асфальта, но и для таких дорог, где обычный скейт теряет свою маневренность.
С 1959 г. скейтборды стали выпускаться в промышленном масштабе, и к середине 60-х годов скейты достигли вершины популярности. Выпускающая скейты компания Makaha продала за 3 года свыше 59 миллионов досок. С начала 70-х годов стали совершенствоваться дизайн скейтбордов и материалы для колес, дек и подвесок. Появились скейтбордисты-профессионалы, стали издаваться журналы, посвященные скейтбордингу, выпускалась видеопродукция – обучающая и рекламирующая этот вид спорта.
Чтобы любители скейтбординга не зависели от капризов погоды, стали появляться крытые скейт-парки, первый из которых был открыт в 1976 году в штате Флорида. Любовь к скейтбордам стала охватывать страны Европы – Францию, Германию, Англию. На рынке спорттоваров возникает широкий ассортимент аксессуаров для скейтбординга – обувь, перчатки, бейсболки, защита. Производители одежды выпускают целые линейки, посвященные скейтбордингу. Так, шествуя по миру, скейтбординг из подросткового увлечения превратился в целую индустрию.
В Россию скейты для трюков пришли в 1989 году, когда на выставке в Ленэкспо в Ленинграде (Санкт-Петербурге) было представлено оборудование для скейтбординга и проведены показательные выступления мастеров-профессионалов.
С начала 90-х годов в России проводятся регулярные состязания по скейтбордингу, в новый вид спорта вовлекается все больше молодых людей, появляется Российская федерация скейтбординга, в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове и еще ряде городов обустраиваются скейт-парки, оборудованные специальными рампами.
Отличия в конструкции и размерах
Отметим, что лонгборд отличается от скейтборда не только размером, но и конструкцией.
Доска для скейтбординга клеится из клена в 7-9 слоев, и от количества слоев зависит ее прочность. Ширина деки 18-23 см, длина не более 80 см. Качество и вес доски зависит также от качества дерева и технологии изготовления. Доска должна обладать достаточной для выполнения трюков гибкостью.
Маленькие колеса скейтборда и небольшая жесткая подвеска не позволяют совершать на нем длительные прогулки, особенно по неровному асфальту.
Пытаясь кататься на нем по городу, вы будете ощущать каждый камешек и выбоину на дороге. Кроме того, он не развивает большой скорости.
Доска у скейтборда загибается вверх в носовой и хвостовой частях. Это необходимо для выполнения трюков, например, флипов.
Лонгборд больше напоминает своего прародителя – доску для серфинга, дека у него длинная, из довольно мягкого и упругого материала. Состав материала и форма таковы, что позволяют поглощать встречающиеся изъяны дороги, а также проще набирать скорость.
Конструкция скейтборда направлена на достижение максимальной легкости. Лонгборд же сконструирован таким образом, чтобы обеспечить максимальный комфорт при длительных поездках по любым покрытиям. Это достигается длиной деки (до 1-1,5 метра) и ее структурой, дающей нужную упругость, а также формой. Дека может быть совсем прямой либо иметь слегка приподнятый хвост. Такой вид лонгборда называется киктейлом.
Колеса лонгборда больше в диаметре, чем у скейта, они могут быть мягкими либо жесткими, могут иметь как закругленные края, так и прямые. Подвеска высокая и более широкая по сравнению со скейтбордом. Сама дека лонгборда также не только длиннее, но и шире, чем у скейта.
Таким образом, основные достоинства лонгборда – способность развивать большую скорость и хорошая манёвренность. На спусках лонгборд развивает 30-35 км/ч, а устойчивость и отличные ходовые качества позволяют даже новичкам достичь успеха в освоении данного вида спорта. Большие колеса в комплекте с подвижной высокой подвеской обеспечивают мягкость и комфорт в движении даже на не слишком ровной дороге. Кроме того, лонгборды доступны не только для подростков и людей спортивного телосложения, но и для любителей покататься, имеющих лишний вес, так как способны выдерживать до 100-110 кг.
Для тех, кто ищет золотую середину, подойдет гибрид лонгборда и скейтборда под названием круизер. Его подвеска более жесткая, чем у лонгборда, но мягче подвески скейтборда, позволяет совершать некоторые трюки, и также облегчает повороты. Поэтому такая доска оптимальна для городского катания.
Круизеры отличаются большими широкими колесами, удобными для катания по неровному дорожному покрытию, позволяющими развивать высокую скорость при максимальном комфорте. Качественно сделанные круизеры могут выдерживать вес до 150 кг. Изогнутый хвост делает круизер приспособленными для выполнения трюков.
Круизеры выполняются из твердых пород дерева или пластика. Пластик придает борду хорошую гибкость, но в то же время должен быть очень прочным. У пластиковых круизеров есть собственное название – пластборды. Кроме ходовых качеств, пластиковые доски дают возможность разнообразия дизайна, так как легко окрашиваются в различные цвета и подходят для нанесения рисунков. Пластборды имеют меньший вес и хорошо подойдут для детей.
Небольшой вес и размеры круизеров, особенно пластиковых, делают их наиболее удобными в переноске – пристегнутыми к рюкзаку или просто в чехле.
Разница в назначении
Решающий момент при выборе между скейтом и лонгом – определить, какой стиль катания вы предпочитаете.
Если вы любите выполнять трюки, прыжки, крутиться в рампе, то ваш выбор – скейтборд.
Но он не годится для преодоления длинных дистанций, для прогулочной езды и скоростных спусков. Для всех этих радостей вам стоит выбрать лонгборд. На нем будет комфортно катиться по асфальтовым дорогам, наподобие серфера в океане. Он обеспечит мягкое скольжение и легкость в маневрировании, позволит преодолеть огромные дистанции без труда. Однако для выполнения трюков это неподходящий инструмент. Хотя любители лонгбордов изобретают разные интересные направления в стиле катания.
А вот скейтборд в его классическом виде с двусторонним изгибом деки наилучшим образом подходит для различных трюков, прыжков и катания в рампе!
Лонгборд, имеющий ровную длинную деку, иногда слегка изогнутую в хвосте. Форма деки зависит от назначения – для спусков с горок или поездок по ровной дороге.
Круизер отличается от скейта односторонним изгибом деки и немного большим размером. Основное предназначение круизера – это езда по городским улицам, однако небольшие прыжки на нем тоже можно выполнять. Большие колёса и не слишком жесткая подвеска позволяют добиваться высокой скорости, легко заезжать на препятствия и преодолевать неровности дорожного покрытия.
Что выбрать
Определить, какой борд лучше подойдет именно вам, поможет знание ваших предпочтений, возраста и веса.
Лонгборд хорош для начинающих, а также если вы любите большие скорости и спуски с горок, если предполагаете кататься по пересеченной местности, а не на специально оборудованных площадках.
Для новичков хорошим выбором может стать также круизер, как подвид лонгборда. Он не столь тяжел, как исходный вариант, и отлично подойдет любителям прогулок по городу. Для ребенка круизер удобен, как средство передвижения до школы и обратно, позволяющее сэкономить время, не занимающее много места, а также не требующее парковки.
Скейтборд с его легкостью и прыгучестью может стать следующей ступенькой развития мастерства катания. Освоив на круизере несложные прыжки, можно при выборе следующей доски остановиться на скейтборде и совершенствовать свои умения, радуя себя скоростными и прочими преимуществами скейта.
Таким образом, если вы предпочитаете трюковое катание – на специальных площадках и в рампе, остановите выбор на скейтборде; для катания на спусках и длинных дистанциях, а также скоростного катания выбирайте лонгборд; ну а если вам хочется совместить долгое комфортное катание с выполнением несложных трюков, то следует выбрать круизер.
О том, в чем разница между лонгбордом, скейтбордом или круизером, можно узнать из видео.