Скрипка

Чем отличается альт от скрипки?

Чем отличается альт от скрипки?

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Основные различия
  2. Разница в звучании
  3. Что лучше?

Любой человек – от первоклассника до пенсионера – прекрасно знает, как выглядит и звучит скрипка. А вот что представляет собой, не говоря уже о звуке, инструмент под коротким названием «альт», думается, правильно ответят совсем немногие. Однако этот струнно-смычковый музыкальный инструмент присутствует практически во всех оркестрах, где есть те же скрипки. Рассмотрим, в чем заключаются различия альта и скрипки.

Основные различия

По большому счёту альт и скрипка – во многом идентичные музыкальные инструменты, как, например, обычная гитара и баритон гитара, саксофон баритон и саксофон альт. Все инструменты в указанных парах схожи между собой, но имеют разную настройку звуков.

Кроме того, к основным отличиям этих инструментов относится ещё ряд факторов.

  • По размеру корпус альта немного больше скрипки. Обычному человеку трудно по отдельности определить, что за инструмент перед ним: альт или скрипка. Внешне они одинаковые по цвету, конструкции, форме корпуса и грифа. Из аксессуаров – одинаковое количество струн (4), смычок, подбородник с мостиком. Но если инструменты поставить рядом, то сразу бросается в глаза разница в размерах. Размер корпуса полной скрипки составляет 356 мм, когда как альтовый резонаторный ящик может быть длиной от 380 до 445 мм.
  • Грифы инструментов также имеют разную длину. У скрипки длина грифа меньше, что подтверждается данными о мензурах альта и скрипки. Мензура – это расстояние от точек фиксации струн, за пределами которых они уже не имеют колебаний от воздействия на них щипком или смычком в игровой зоне. У рассматриваемых инструментов этими точками являются верхний порожек и подставка. Мензура полноразмерной скрипки составляет 325 мм, а альта – от 335 до 370 мм, что зависит от размера инструмента.
  • Струны альта толще. Это объясняется разным строем этих «родственников». Так как альт настраивается на более низкий регистр, то у него отсутствует самая тонкая скрипичная струна – «ми» второй октавы, но добавлена «до» малой октавы, являющейся самой низкой по звуку и толстой по внешнему виду струной у альта. Первая, вторая и третья струны альта соответствуют по настройке и толщине второй, третьей и четвёртой струнам скрипки.
  • Смычки практически одинаковые по конструкции. Разницу можно заметить только в формах колодки (место, где смычок удерживается пальцами музыканта). У скрипичного аксессуара колодка либо заострённая, либо прямоугольная. Альтовый смычок всегда имеет колодку с закруглённым углом. Чаще всего смычок для альта слегка подлиннее и тяжелее скрипичного, так как выполняется аксессуаром к более крупному виду скрипки, который одно время назывался просто «большой скрипкой».

Можно назвать ещё два различия, но иного характера, не относящегося ни к внешнему виду, ни к звуку, ни к аксессуарам. Эти различия касаются учебного процесса:

  • игре на альте в большинстве своём не обучают с раннего детства из-за его массивности, на альт переходят обычно скрипачи в более взрослом возрасте;
  • нужно понимать, что оба сравниваемых инструмента являются самостоятельными видами смычковых музыкальных инструментов, поэтому у каждого из них имеются свои технические возможности и нюансы игры, осваивать которые приходится по отдельности, затрачивая немалые усилия и часы тренировок.

Даже профессиональным скрипачам нелегко даётся переход на альт, учитывая размеры инструмента, толщину струн и увеличенную мензуру. Что тогда говорить о тех, кто выбирает его для дальнейшей музыкальной карьеры ещё в музыкальном колледже. Именно поэтому, скорее всего, ощущается нехватка альтистов во многих оркестровых коллективах, в которых участвуют группы струнно-смычковых инструментов.

Разница в звучании

Что касается звучания инструментов, то диапазон звуков альта простирается от ноты «до» малой октавы» до ноты «ми» третьей октавы (C3 – E6), а полноразмерной скрипки – от «соль» малой октавы до «ля» четвёртой октавы (G3 – A7). Выходит, что звуковой диапазон альта на квинту ниже скрипки в нижнем регистре и на кварту через октаву (ундециму) – в верхнем.

То есть альт – гибрид скрипки и виолончели, так как занимает по высоте звука промежуточное между ними положение.

Трио скрипки, альта и виолончели расширяет диапазон исполняемых произведений. Виолончельный строй ниже альтового на целую октаву.

Из-за более низкого звука партия альта часто пишется в альтовом ключе «до», имеющего следующий вид:

Две завитушки ключа своим «мостиком», соединяющим их в средней части, указывают на третью (среднюю) линейку нотного стана. Это означает расположение ноты «до» первой октавы в этом ключе именно на средней линейке.

Иногда ноты для альта пишут и в скрипичном ключе «соль», который всем известен с детских лет:

Имеются отличия и по тембру между альтом и скрипкой. Причём даже в звучании тех нот, что являются по высоте общими, то есть находящимися в зоне пересечения диапазонов двух инструментов. В стандартных строях это будут звуки в интервале от «соль» малой октавы до «ми» третьей октавы (G3 – E6). У альтового инструмента тембр не так ярко выражен, как у скрипки, но зато он гуще, полнее, какой-то матовый и более бархатный, особенно на низких тонах. А вот в верхнем регистре альтовые звуки отдают некоторой гнусавостью.

Всё это объясняется тремя основными факторами:

  1. более крупными размерами корпуса альта по сравнению со скрипичным (у первого резонанс звука происходит в большем объёме, поэтому он мощнее и плотнее скрипичного);
  2. разницей длин мензур;
  3. разницей в толщине струн.

Последний фактор справедлив лишь для звуков, которые хотя и являются «общими» в звуковых диапазонах инструментов, но исполняются на разных по толщине струнах.

Например, ноту «соль» малой октавы можно сыграть только на открытой четвёртой струне скрипки, а на альте её можно воспроизвести в двух местах:

  • на третьей открытой струне, соответствующей по толщине и настройке, как указывалось выше, струне №4 скрипки;
  • на четвёртой зажатой струне, отличающейся от третьей большей толщиной и, разумеется, настройкой.

Сыграв даже на одном и том же альте любые ноты одинаковой высоты на разных струнах, можно убедиться в их отличии по тембру. Звучать они будут в унисон, но тембры получатся с разными красками.

Что лучше?

Если возникнет пользовательский вопрос о выборе вида инструмента для обучения, то взрослому человеку правильней будет начинать играть на альте. На нём, как считают многие музыканты-скрипачи, научиться играть проще и перспективней в плане востребования в оркестрах и других подобных коллективах. А для ребёнка, возраст которого позволяет полноценно пройти начальный и средний курс музыкального образования, в любом случае необходимо выбирать скрипичный вариант.

Конечно, в настоящее время существуют музыкальные классы, где закладываются основы альтового исполнительского искусства с ранних детских лет, но таковых пока что недостаточно даже в рамках густонаселённых областных городов, не говоря о провинции.

Однако перед этим следует послушать звучание обоих инструментов в руках профессиональных музыкантов, подержать их в собственных руках, а потом уже принимать окончательное решение.

Немаловажное значение имеет при выборе вида инструмента для обучения телосложение будущего музыканта: если оно крепкое, руки сильные, а пальцы длинные, выбрать можно как альт, так и скрипку. Люди хрупкого развития обычно выбирают скрипку, так как она легче и более комфортна для них.

И последнее, что может повлиять на выбор, — музыкальные предпочтения пользователя, репертуар. Низкий тон альта или высокие звуки скрипки не всем музыкантам нравятся одинаково, поэтому стоит ещё раз напомнить о том, чтобы некоторое время послушать оба инструмента. Какой инструмент покажется ближе собственным чувствам и переживаниям, тот и будет спутником жизни.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.