Если попытаться составить список тех музыкальных инструментов, на которых научиться играть самостоятельно практически невозможно, то скрипка будет находиться если не на первом, то на одном из первых мест. Слишком много нюансов у этого четырёхструнного смычкового инструмента, покорившего любителей классической музыки, чтобы разобраться в них абсолютно неподготовленному человеку без помощи профессионального скрипача.
Подготовка к игре
Даже постановка начинающего музыканта-скрипача с инструментом требует некоторого времени и специальных упражнений перед тем, как взять скрипку в руки. Поэтому первые уроки проходят без инструмента и смычка. Ученика с нуля обучают правильно стоять, ровно дышать, расслаблять разные части тела, повышают тонус, исправляют осанку.
Всё это достигается как обычными упражнениями, например, прыжками и наклонами корпуса вперёд с одновременным взмахом руками и полным их расслаблением от плеч до кистей, так и специальными, подготавливающими ученика к правильному удержанию инструмента левой рукой, наклону головы, постановке пальцев на гриф, постановке правой руки со смычком. И каждое такое упражнение направлено на определённый результат, укрепление мышц, снятие напряжения, отработку позиции, умение управлять телом.
Игра на скрипке для всех учеников происходит в позиции стоя, при этом вес тела должен распределяться равномерно на обе ноги.
Но это не значит, что все занятия начинающий проводит в такой застывшей стойке. Периодически он может слегка перемещать часть веса с одной ноги на другую, чтобы давать возможность ногам отдыхать.
Однако это не должно быть явным действием, при котором со стороны кажется, будто бы музыкант раскачивается. Но и неподвижность ни к чему хорошему не приводит: ноги затекают, наступает общее напряжение корпуса, руки теряют свободу действий, пальцы не слушаются. Всего этого нужно избегать с самых первых уроков.
Скрипку следует держать левой рукой снизу шейки грифа у порожка, разместив её между указательным и большим пальцем. На первых уроках по постановке остальные пальцы левой руки задействовать не нужно, так как сначала нужно научиться правильно размещать инструмент для игры. Для этого следует потренироваться, несколько раз подхватывая инструмент и прикладывая его в положение игры под подбородком с опорой на левую ключицу. Позднее можно сделать несколько упражнений по изменению глубины размещения шейки грифа между указательным и большим пальцами, уменьшая расстояние между ними. Нужно запомнить: пальцы не должны сжимать шейку — это как раз шейка должна удобно расположиться в «ложе» между ними.
Что касается положения инструмента для игры, то его упирают в районе левой ключицы музыканта, придерживая подбородком чуть склоненной и повёрнутой влево головы. Глаза обучающегося должны смотреть на гриф, а левая рука расположиться так под грифом, чтобы подушечки пальцев могли зажимать струны в перпендикулярном к ним положении. Кисть при этом является продолжением предплечья (их оси совпадают). На отработку правильной позиции с инструментом тоже необходимо уделить немало времени, возможно, несколько уроков, пока не выработается нужный и комфортный вариант. После этого можно приступать к постановке пальцев на гриф.
В это же время можно заниматься подготовкой и правой руки к удержанию смычка. Сначала нужно поупражняться с обычным карандашом, размещая на нём пальцы следующим образом:
- мизинец касается карандаша лишь кончиком;
- указательный — серединой второй фаланги;
- средний и безымянный располагаются между ними с наибольшим удобством;
- большой палец находится снизу — напротив либо указательного, либо среднего, либо между указательным и средним (найти наиболее комфортное место).
Когда, наконец, будут найдены удобные места для размещения всех пальцев, следует мысленно зафиксировать эту позицию, а затем отработать её путём многочисленных повторений. Следующий шаг — перенести ощущения и тренировки на смычок.
Как видно из того, что написано выше, постановку скрипача довольно сложно освоить самостоятельно — для этого требуется педагог, владеющий методическими знаниями и приёмами подготовки будущего музыканта непосредственно к игре на инструменте.
Самому ученику даже при наличии качественного учебного пособия, в котором изложены эти приёмы и упражнения, при всём его старании их исправно выполнять вряд ли удастся почувствовать и оценить все ощущения правильно, так как он в принципе не может знать, какими они должны быть на самом деле.
Обзор основных штрихов
Будущему скрипачу необходимо знать основные исполнительские приёмы игры на скрипке, которые называют штрихами. Все они имеют своей целью сделать звучание инструмента чистым, выразительным, певучим. И в этом преимущественную роль играет техника правой руки, которая управляет смычком. Смычок является главным средством звукоизвлечения на этом инструменте (как, впрочем, и любых других, относящихся к группе смычковых).
При этом, конечно, нельзя недооценивать значение левой руки, пальцы которой отвечают за точность звука, ту же его чистоту и тембр. Кроме того, пальцы левой руки не только участвуют в выполнении тех или иных технических штрихов, являющимися по большому счёту результатом слаженной работы обеих рук, но и отвечают в первую очередь за собственные исполнительские приёмы, где их роль, безусловно, главная или даже «сольная», как, например, исполнение вибрато.
Главными техническими штрихами для скрипачей являются:
- легато (от итал. legato);
- деташе (от фр. détacher).
Для начинающих необходимо более подробно пояснить эти приёмы игры, относящиеся у скрипки к смычковой технике.
Легато
Штрих легато означает связное извлечение нескольких звуков путём беспрерывного движения смычка в одну из сторон. В нотах связное звучание (то есть легато) двух или группы звуков обозначается лигой (дугообразной линией, соединяющей первую с последней нотой группы):
Деташе
Этот приём игры, наоборот, предполагает извлечение каждой ноты по отдельности путём обязательной смены стороны движения смычка. Но отрыва смычка от струны быть не должно, чтобы на слух звуки не казались на ещё один артикуляционный штрих, называемый «стаккато». Приём деташе сглаживает резкость смены направления смычка именно за счёт безотрывного от струны движения.
Обозначается в нотном письме этот штрих в виде чёрточки над/под нотой (или никак не выделяется):
Следует выделить для начинающих и такие группы штрихов:
- отрывистые, куда входят стаккато (итал. staccato) и мартле (фр. martelé);
- прыгающие: спиккато (итал. spiccato) и соттийе (фр. sautillé).
Обозначения названых приёмов можно найти среди других штрихов на рисунке ниже:
Отрывистые и прыгающие штрихи отличаются тем, что при выполнении первых (стаккато, мартле) имеются паузы между звуками путём остановки смычка, но при этом последний действует без отрыва от струны, а вторые (спиккато и соттийе) требуют снятия смычка.
С нюансами исполнения любых штрихов ученик знакомится постепенно, а подтверждает свои знания обязательной практической отработкой соответствующих упражнений по мере учебного продвижения.
Далее мы подробнее рассмотрим, как нужно правильно играть левой и правой руками на скрипке.
Как играть разными руками?
Прежде чем играть обеими руками одновременно, следует научиться действиям рук по отдельности. И начинать нужно с правой руки, так как именно в ней находится главное средство звукоизвлечения на скрипке — смычок. Пальцами правой руки тоже можно играть, но только так называемый приём пиццикато. А используется он на этом музыкальном инструменте довольно редко.
Правой
Удерживать правильно смычок начинающий научился ещё в подготовительный период обучения, который был описан выше. Теперь же нужно овладеть техникой движения его по открытым струнам без участия пальцев левой руки.
Для лучшего понимания и усвоения текста ниже размещено изображение скрипки и смычка с указанием названий их основных частей:
Рисунок поможет начинающему музыканту правильно размещать смычок при игре первых упражнений.
Рассмотрим, как следует разместить смычок для звукоизвлечения.
- Смычок располагается на струне в перпендикулярном к ней отношении.
- Кроме того, он параллелен верхней деке инструмента.
- Для начинающих место размещения смычка на струне — середина между подставкой и грифом скрипки.
Такую позицию прекрасно демонстрирует ниже скрипачка Линдси Стирлинг:
Сначала следует научиться вести смычок по струнам от колодки к середине. При этом рука согнута в локте, создавая между плечом и предплечьем острый угол, кисть также незначительно согнута, находясь в положении над струнами. По мере ведения смычка к его головке кисть будет выпрямляться, а локоть — разгибаться.
Так и упражняться несколько уроков подряд:
- длинными нотами изучать движения и звук на каждой открытой струне, начиная с первой;
- алгоритм ведения смычка таков: сначала от колодки до середины (нижняя часть смычка) и обратно, затем – с середины до головки (верхняя часть смычка) и обратно, а после твёрдого усвоения владением смычком в его отдельных частях можно приступать к широким движениям смычка на всю длину (но на первых порах с обязательной остановкой в средней части).
Во время отработки техники игры смычком необходимо добиваться красоты и выразительности звуков, тренируя заодно и слуховые ощущения.
Левой
В период овладения смычком не нужно забывать и про левую руку. Следует продолжать подготовительные упражнения по постановке пальцев на струны в произвольных местах грифа, но смычок при этом не задействовать. К одиночным постановкам пальцев на струны прибавить двойные по схеме:
- палец 1 и 2 одновременно ставятся на одну и ту же струну с лёгким нажатием на неё, а потом также легко, без напряжения отталкиваясь от неё;
- затем точно то же самое проделывается с пальцами 2 и 3;
- теперь с пальцами 3 и 4.
Когда пальца начнут ощущать струны в полную меру, можно заняться одиночным прижатием струн к грифу, причём уже с определённой целью, например, палец 1 прижимает четвёртую струну, а палец 2 – третью, но чуть выше по грифу. К этому времени можно выучить строй скрипки.
Окончательное упражнение в подготовке к работе пальцев левой руки перед игрой со звуком — одновременная расстановка всех пальцев на разные струны.
Полезные упражнения
Обучение взрослых и детей на скрипке происходит по определённым программам, мало чем отличающихся. Но для взрослых время одного занятия может быть в 2 и даже 3 раза больше (до 1,5 часа).
Детям не рекомендуется заниматься более получаса за один раз.
Взрослым лучше начинать уроки по одновременной игре обеих рук с разучивания гамм: сначала в восходящем движении, а затем – в полном (вверх и вниз). Детям интереснее разучивать детские песенки. Несколько полезных упражнений для последних:
Гамма для взрослых с аппликатурой левой руки:
Рекомендации
Следует уяснить некоторые начальные нюансы при обучении игре на скрипке.
- Инструмент должен располагаться на левой ключице, а не на плече.
- Подкладывание подушки под деку скрипки — плохое решение. Звучание скрипки ухудшается. Но для занятий дома вполне сгодится при долгих репетициях.
- Учиться мастерству следует в медленном темпе, анализируя и улучшая звук и ритм. Спешка без должного опыта приводит к «глотанию» некоторых звуков.
- Не нужно давить смычком на струну — она должна звучать под весом только смычка.
- Нажимать на смычок нужно только в там, где задумано композитором, например, при выполнении некоторых штрихов.
Всегда нужно выполнять указания преподавателя по технике игры с полным пониманием того, зачем это делается и почему. При каких-то сомнениях лучше переспросить мастера, в чём цель и польза задачи.