Антонио Страдивари был великим мастером, который всю жизнь посвятил изготовлению своих музыкальных инструментов. Творения талантливого итальянца до сих пор высоко ценятся скрипачами и коллекционерами и пользуются мировой популярностью.
Особенности
За свою жизнь Страдивари сделал более тысячи музыкальных инструментов. Мастер занимался созданием виолончелей, альтов, гитар, но славу ему принесли именно его фирменные скрипки. От музыкальных инструментов, сделанных другими мастерами, они отличаются многими значимыми деталями.
- Форма. Скрипки Страдивари имеют больший размер, чем классические инструменты. Кроме того, они более вытянуты в длину.
- Маркировка. На всех скрипках есть штамп внутри. Свои творения итальянец помечал одинаковым образом. Он использовал клеймо, состоящее из его инициалов и мальтийского креста, заключенных в двойной круг. Наличие этого штампа – один из признаков того, что скрипка является оригиналом, а не подделкой.
- Количество струн. Антонио Страдивари был учеником Никколо Амати, внука известного итальянского мастера, который первым начал создавать четырехструнные скрипки. При жизни он только усовершенствовал технику Амати, но не стал ее менять.
В течение долгих лет ученые из разных стран мира пытаются понять, в чем же секрет звучания музыкальных инструментов Страдивари. За это время появилось несколько основных теорий. Наиболее распространена версия о том, что на звучание скрипок очень сильно влияет обработка лаком. Существует легенда, что итальянец добавлял в него пыль с пола своей мастерской и крылышки насекомых. Другое предание рассказывает о том, что он использовал смолы деревьев, которые росли в тирольских лесах. Сейчас повторить оригинальный «рецепт» невозможно, поскольку они были полностью вырублены. Есть также версия, рассказывающая о том, что скрипки отличаются таким необыкновенным звучанием потому, что для их создания Страдивари использовал не обычную древесину, а обломки Ноева ковчега.
Более серьезно звучат слова ученых из одного тайваньского университета, которые проводили химический анализ образцов материала, из которого сделаны две скрипки Страдивари. Они пришли к выводу, что музыкальные инструменты изготавливались из древесины, которая долгое время вымачивалась в качественном минеральном консерванте. Эта технология не пользовалась популярностью у других мастеров, живших в одно время со Страдивари. При изготовлении современных музыкальных инструментов ее также не применяют. Поэтому вполне вероятно, что это действительно один из факторов, влияющих на звучание скрипки.
К сожалению, технология, которая использовалась итальянским мастером, была утеряна после его смерти.
Из какого дерева делались?
В течение своей жизни Антонио Страдивари много экспериментировал с древесиной. Сначала он делал это под руководством своего учителя, Никколо Амати, а потом и самостоятельно. Стоит отметить, что вне зависимости от того, какой вид дерева мастер использовал, он всегда хорошо его просушивал.
Специалисты утверждают, что основной материал, с которым мастер предпочитал работать, – это древесина высокогорных елей и кленов, которые росли в холодной местности. Она отличалась особой плотностью. Поэтому звучание скрипок, которые были изготовлены из нее, получалось совершенно уникальным.
Как звучат?
Франческо Джемиани, известный итальянский скрипач и теоретик музыки, говорил, что идеальная скрипка должна звучать красивее голоса профессионального певца. Современные ученые считают, что секрет скрипок Страдивари заключается именно в том, что они звучат как чистые женские голоса.
Отдельно стоит сказать, что игру на музыкальных инструментах стоит слушать вживую. Она оказывает большее влияние на слушателя, чем звук, записанный на любой из носителей.
Сколько осталось в мире?
На сегодняшний день в мире сохранилось около 550 скрипок Страдивари. Каждая из них – это настоящее произведение искусства. Особо ценны музыкальные инструменты, которые итальянский мастер создавал в золотой период его творчества – с 1700 по 1720 год.
«Леди Блант»
Это самая дорогая скрипка работы Страдивари. Ее стоимость оценивается в 10 миллионов долларов. Изготовлен этот музыкальный инструмент был в 1721 году. Свое творение мастер назвал в честь внучки Байрона, леди Энн Блант, которая и владела скрипкой. Поскольку на музыкальном инструменте практически не играли, до нашего времени он дошел в идеальном состоянии.
«Мессия»
Очень ценной считается и скрипка, которую особенно любил при жизни сам Страдивари. Инструмент изначально создавался как коллекционный предмет, который не предназначался для игры. Именно поэтому его также удалось сохранить в отличном состоянии. Скрипка выглядит так, как будто была создана великим мастером только вчера.
После смерти Страдивари инструмент некоторое время принадлежал его семье. Позже на него начали «охотиться» коллекционеры. Поскольку инструмент был очень ценным, его назвали «Мессия». В 1904 году скрипка попала в один из музеев в Великобритании. Сделано это было на определенных условиях. Музыкальный инструмент должен был храниться в идеальных условиях и не передаваться в чужие руки. Кроме того, на нем запрещалось играть, поскольку это значительно сократило бы годы жизни «Мессии».
«Скрипка Мендельсона»
Этот инструмент также известен под названием «Красная Скрипка» и является действительно легендарным. До 30-х годов прошлого столетия инструмент принадлежал семье Мендельсонов. Позже долгое время считался утерянным. Вновь о нем заговорили только в 2003 году, когда Элизабет Питкерн, его новая владелица, сама призналась в том, что ее дедушка выкупил для нее скрипку на известном аукционе. С этим инструментом связаны многочисленные легенды. Одна из них, к примеру, гласит о том, что у скрипки есть душа; другая – о том, что в лак, которым она покрыта, была подмешана кровь.
Сейчас звучание инструмента можно послушать вживую, поскольку Элизабет Питкерн гастролирует по всему миру с концертами.
«Хаммер»
Скрипка была названа в честь знаменитого шведского ювелира Кристиана Хаммера, которому она долгое время принадлежала. В 2006 году она была продана на аукционе за более чем три миллиона долларов.
«Кошанский»
В начале предыдущего столетия скрипка принадлежала талантливому скрипачу по фамилии Кошанский. Он получил ее в подарок от Николая II. В период революции скрипач находился за границей, где выступал с концертами. Поэтому ему удалось сохранить уникальный музыкальный инструмент. Правда, спустя несколько лет он его все равно продал. Сейчас скрипка, названная в честь великого музыканта, известна как наиболее часто похищаемый инструмент работы Страдивари.
Отдельно стоит упомянуть о скрипках, которые, в отличие от инструмента Кошанского, в период революции находились на территории страны и были национализированы. Сейчас часть этих музыкальных инструментов находится в составе большой Государственной коллекции. Хранится она в музее музыкальной культуры имени Глинки.
Многие инструменты, которые входят в эту коллекцию, имеют интересную историю.
- «Аматизе». Скрипка, созданная в 1686 году, принадлежала Третьякову. После его смерти она стала частью имущества Московской консерватории, а после перешла в музей Глинки, где и выставляется уже много лет.
- Скрипка Александра I. Эта модель появилась в 1706 году. После его смерти инструмент был перемещен в Эрмитаж, а после похищен оттуда. Когда скрипка была найдена, специалисты обнаружили, что воры частично повредили слой лака на ней.
- Музыкальный инструмент князя Юсупова. Его Страдивари сделал всего за год до своей смерти. В семье Юсуповых он хранился вплоть до 1918 года. После революции князь решил покинуть страну. Скрипку он замуровал в одном из подвалов принадлежащего ему дворца. Но ее все равно нашли и передали в Госколлекцию.
- Скрипка князя Шаховского. После смерти ее владельца она была передана Третьякову, который завещал ее Румянцеву в музей. В 20-х годах прошлого столетия инструмент стал частью Государственной коллекции.
Большое количество инструментов принадлежит королю Испании. Все они представлены на специальной выставке в его дворце в Мадриде. Также некоторые скрипки выставляются в США и Италии. Но не все музыкальные инструменты работы Страдивари хранятся в музеях и частных коллекциях. Послушать, как они звучат, можно в Музее Скрипки в Кремоне. Там – в концертном зале Аудиториума Джованни Арведи – регулярно организовывают музыкальные мероприятия. На них талантливые музыканты играют на коллекционных инструментах.
Используются по своему прямому назначению скрипки и в Японии. В Токио хранится внушительная коллекция инструментов маэстро. Скрипки, которые в нее входят, регулярно используются виртуозами из разных уголков мира.
Несмотря на то что скрипкам Страдивари уже несколько сотен лет, секрет их никому так и не удалось разгадать. Но это только добавляет им популярности и не позволяет забыть имя великого мастера, который их создал.