В поисках новой работы соискатель составляет резюме, это помогает подготовиться ко второму этапу трудоустройства – собеседованию. Рекрутеры часто любят задавать вопрос о сильных и слабых сторонах претендента. Как правильно подобрать ответы, о чем можно и нельзя говорить с интервьюерами – об этом пойдет наш сегодняшний разговор.
Зачем задают этот вопрос?
Если такой вопрос изначально расценивается вами как провокационный, то нужно срочно пересмотреть такую точку зрения, потому что для работодателя это вполне закономерный вопрос. Ведь на собеседовании главная задача – это найти претендента на должность, соответствующего заданным требованиям. А проще всего это сделать, получив информацию о положительных и отрицательных качествах кандидата. В процессе беседы рекрутер сможет оценить, насколько респондент честен, открыт к диалогу, адекватен в самооценке, способен анализировать собственное поведение, уверен в себе, понимает, какие личные качества важны для предложенной работы и будут на нее влиять, может быстро ориентироваться в ситуации.
Но больше всего его интересуют профессиональные навыки претендента, его опыт, достижения и награды. Если это первое трудовое место, то тем более важно убедить работодателя в собственной мотивации, желании приобрести этот опыт в такой сильной компании.
Не менее важно указать на свои коммуникативные качества, умение выстраивать отношения как с начальством, так и с другими коллегами.
Правила проведения самоанализа
Чтобы грамотно и честно ответить на вопросы, нужно правильно подготовиться к собеседованию. Подготовка заключается в проведении самоанализа. Очень часто вопросы анкет при трудоустройстве представляют собой развернутый опросник, который помогает оценить собственные возможности для работы в этой компании. Если же знакомство с работодателем происходит в момент собеседования, то стоит заранее определить, подходит ли ваш тип характера для предложенной работы. Существует 5 типов профессий:
- человек – человек (например, учитель, медик, экскурсовод);
- человек – природа (агроном, флорист, ветеринар);
- человек – техника (инженер, автослесарь, конструктор);
- человек – знак (программист, финансист, переводчик);
- человек – художественный образ (реставратор, исполнитель, певец).
Чтобы работа была любимой, стоит прислушаться к советам психологов и выбирать ее по своему типу. При этом обязательно нужно выяснить, какими качествами должен обладать претендент (усидчивость, высокая стрессоустойчивость и так далее). Важно и физическое здоровье. Ведь перелом пальца на руке не важен для бухгалтера, но очень важен для хирурга или пианиста.
Выявление недостатков
Для проведения самоанализа выделите время, когда никто не будет мешать. Вооружитесь бумагой и ручкой. Выписывайте на одну половину листа свои положительные качества, а на другую – отрицательные. Не забывайте, что эту работу вы проводите для себя, поэтому будьте искренними сами с собой. Если понимаете, как можно исправить минусы, отмечайте здесь же – это поможет на собеседовании. Каждые 2-3 месяца корректируйте список, анализируя, как он меняется.
Для такого анализа лучше завести отдельный электронный или бумажный документ. Это может оказаться мощным стимулом в самосовершенствовании. Но важный момент в этой работе не только самоанализ, но и понимание того, что та вакансия, на которую вы претендуете, может совсем не соответствовать вашим возможностям и желаниям. Возможно, стоит поискать другие варианты, а не портить себе жизнь нелюбимой работой.
Из всего получившегося списка выберите 7 наиболее сильных и столько же слабых характеристик. Подумайте, о чем стоит говорить при встрече с рекрутером, а о чем лучше не надо.
Оценка преимуществ
Для рассказа о своих сильных сторонах необходимо учитывать, что их оценивают по трем направлениям.
- Профессиональные знания и общий кругозор (не просто знание бухгалтерских проводок, а умение работать в Excel, 1С; стремление узнавать об изменениях в законодательстве; знание иностранных языков и так далее).
- Опыт общения с коллегами и клиентами, аналитические способности в прогнозировании ситуации и решении вопросов, умение планировать собственную работу и работу подчиненных.
- Личные качества, которые интересны именно для выбранной профессии: пунктуальность для стюардессы, креативность для художника, умение работать в команде для футболиста. В целом положительными личными качествами считаются энтузиазм, честность, дисциплинированность, творческий подход к делу, решительность, надежность, самоотверженность, терпеливость, уважительное отношение к окружающим.
У каждого человека есть слабые стороны, это нормально. Чем тщательнее будет проведена работа по выявлению недостатков перед собеседованием, тем проще будет обойти подводные камни на встрече с интервьюером. Ведь среди недостатков есть те, которые могут сказаться отрицательно на работе (плохое зрение для часовщика), или те, которые лишь помогут (ночной образ жизни для бармена ночного клуба).
Стоит очень внимательно прочитать требования к кандидатам, чтобы превратить свои недостатки в достоинства.
Какие можно назвать отрицательные качества?
Наиболее частая просьба потенциального работодателя – назвать три отрицательных качества. Профессиональные агенты, проводящие достаточно часто такие собеседования, предупреждают: не надо лгать, говоря, что у вас нет недостатков. Это свидетельствует о завышенной самооценке и отсутствии самокритичности. С такими кандидатами расстаются без сожаления.
Разговор будет продуктивнее, если свои минусы превратить в плюсы. Для этого при устройстве на работу стоит озвучить список, который имеет отношение к будущей работе, но не принципиален для выбранной должности. Например, плохое знание математики не помешает подобрать путевку для клиента и сообщить её цену за 10 дней, ведь под рукой есть калькулятор.
Не стоит говорить о явно положительных качествах как об отрицательных: «Я долго засиживаюсь на работе, потому что хочу все делать вовремя». Тем более что упоминание о собственном трудоголизме плохо воспринимается менеджерами по подбору кадров.
Если пытаться называть длинный список своих недостатков, то это будет восприниматься не как самокритичность, а как глупость.
Свои слабости вполне можно превратить в достоинства, если предложить альтернативу: «Я боюсь летать самолетами, но готов ездить в командировки на машине или поезде» или «Я не умею работать в этой программе, но готов учиться».
Но есть плохие примеры, которые ни в коем случае нельзя упоминать во время собеседования.
- «Я несколько раз меняла работу, потому что все мужчины в меня постоянно влюбляются».
- «Мне пришлось сменить работу, потому что начальство меня не ценило, а коллеги постоянно придирались».
- «Моя больная мама нуждается в дорогих лекарствах, поэтому я ищу высокооплачиваемую работу».
- «Утром я отвожу детей в садик, школу, университет, а жену – на работу в другом конце города, поэтому могу опоздать в свой офис».
Даже если это и так, то просто не надо упоминать об этом в таком ракурсе. Разговор будет гораздо продуктивнее, если рассказать о том, как удается бороться с недостатками. Например: «Я вспыльчивый, но учусь контролировать свои эмоции, посещаю тренинги по этой теме». Совершенно не стоит называть те качества, которые не имеют к потенциальной работе никакого отношения: любовь к вязанию или кулинарии, если претендуете на должность медсестры.
Те, кто устраивается на работу впервые, главным недостатком называют отсутствие опыта. Здесь очень важно указать на собственную готовность учиться, посещать курсы, участвовать в вебинарах, чтобы быть достойным работником.
Стоит отметить, что отсутствие опыта поможет быстрее привыкнуть к новым условиям, не сравнивая с предыдущими организациями.
Таким образом, можно перечислить следующие собственные недостатки:
- педантичность;
- повышенная эмоциональность;
- отсутствие опыта работы вообще или в подобной компании;
- безотказность;
- слабая стрессоустойчивость (при устройстве в библиотеку, например);
- самокопание;
- нехватка опыта работы с офисной техникой (при устройстве не по профилю);
- чрезмерная прямолинейность.
Не стоит называть:
- лень;
- непунктуальность;
- боязнь новых людей (при выборе профессий типа «человек-человек»);
- боязнь ответственности;
- желание получать большую зарплату;
- любовь к чтению романтической литературы и так далее.
Кроме того, не стоит отвечать односложно. Объясните, что делаете для того, чтобы исправить ситуацию. Не стоит спорить с интервьюером. Аргументируйте свои ответы спокойным голосом, доброжелательно.
Что сказать о положительных чертах?
Во время подготовки к собеседованию выберите из списка положительных качеств наиболее значимые для предполагаемой работы (не менее семи). Проранжируйте их и отберите 3-5 самых важных. Обязательно подготовьте примеры, которые подтвердят ваши достоинства. Например, предложенное вами рационализаторское новаторство сэкономило предприятию немалые деньги. Если пример будет подтвержден документально (грамота, газета, приказ), то это будет явным плюсом в ваше портфолио.
Трудно рассказать о себе не идеализируя, но рассказ должен быть правдоподобным. Тот, кто сидит напротив вас, не первый раз общается с соискателями и в состоянии отличить украшательство от реальной картинки.
Рассказывайте только о тех качествах, которые важны для выбранной должности (руководство стройкой собственного дома укажет на ваши организаторские способности, необходимые прорабу).
Называйте не просто хорошие качества (трудолюбие, настойчивость), а подтверждайте их фактами своей биографии: «Я дважды участвовал в конкурсе «Учитель года», потому что в первый раз занял невысокое место, но благодаря собственной настойчивости во второй раз стал победителем конкурса». Именно здесь уместно говорить о собственных наградах, званиях, ученых степенях и выигранных грантах. По возможности можно продемонстрировать собственные работы – макеты, вышивку, чертежи, модели.
Опытные менеджеры по работе с кадрами очень легко определят ложь, поэтому любой ответ на вопрос должен быть правдивым. И не стоит указывать все положительные качества, ведь на каждом собеседовании рекрутер видит перед собой стрессоустойчивого инициативного трудоголика, способного работать в режиме многозадачности. Вы уверены, что именно это потребуется для работы на конвейерной линии?
Перед собеседованием стоит прорепетировать свой рассказ, чтобы избежать лишней информации, слов-паразитов, нервных движений, слишком высокого тембра голоса. Но все-таки важно оставаться естественным и искренним. И тогда заветная мечта получить хорошую должность обязательно сбудется.
О том, как правильно говорить о своих слабых сторонах на собеседовании, вы узнаете из видео ниже.