Парчовая ткань всегда считалась атрибутом роскоши, говорящим о высоком социальном положении. Изысканная, плотная материя с переливами затейливых узоров существует с эпохи правления императоров и королей. Тогда из парчи шили наряды для светских приемов и придворных балов. Сегодня в роскошных одеяниях снимают знаменитостей в кинофильмах, появляются на подмостках звезды театра.
История появления
Слово «парча» имеет персидские корни, «parce» в переводе на русский язык означает «материя». Золотые нити впервые вплели в шелковое полотно в X веке в Китае. Материя изготавливалась вручную по заказу китайских императоров. Тогда технологию изготовления было строжайше запрещено предавать огласке. Из Поднебесной парча попала в Индию, где ее дополнил оригинальный цветочный узор, и примерили священнослужители. Своего расцвета техника изготовления парчового полотна достигла в Дамаске. В тот период ткань прославилась на весь свет.
Исламские мотивы тоже оставили свой самобытный отпечаток на построении узоров: цветастые драконы сменились иными рисунками. Вскоре секретом изготовления роскошной ткани овладели в Константинополе, и уже оттуда величественная материя попала на прилавки европейского рынка. Свои мастера появились в Византии, а затем искусство создания парчи освоили французы, голландцы, передав свой опыт во Фландрию, Германию и так далее.
В Средние века в Европе изготовление парчи было автоматизировано. Полотна начали ткать на станках, а на смену драгоценным нитям пришли металлические аналоги. Удешевленный вариант парчи запустили в промышленное производство. В России о парче узнали в XVIII веке, и переливающаяся материя сразу буквально пришлась ко двору. Новый символ роскоши и царского величия окрестили «глазет» и использовали для пошива парадной одежды, церковного убранства, а также для декора интерьеров в зажиточных домах.
Для снижения затрат на производство вместо шёлка стали использовать менее дорогую ткань, а драгоценные металлы в нитях для узора заменила хлопчатобумажная нить, обвитая тонкой металлической леской. От статуса златотканая у парчи осталось только название.
С изобретением искусственных волокон ткань удалось удешевить в разы. А решение добавить люрекс – блестящую пленку, вплетенную в ткань для придания ей блеска, – превратило ее в доступный и практичный материал. В состав добавили эластан, придав парче недостающую мягкость.
Теперь ткань была не только легкой, но и приятной на ощупь. В современную эпоху материю изготавливают как вручную, придерживаясь древнейших технологий, так и на ткацких станках в промышленном объеме. Спустя столетия материал сохраняет свою эксклюзивность.
Парчовое полотно с блестящей поверхностью все так же покрыто замысловатым узором из крупных элементов, визуально придающим объем и вызывающим повышенный интерес.
Характеристика
В текстильном производстве современной парчи шелк заменяют вискозной тканью или синтетикой. На гладкой поверхности вырисовывается узор из металлических нитей. В давние времена это были благородные металлы, а сейчас отделку ткут из люрекса. На ощупь лицевая часть материи получается жесткой и плотной. Цвет ткани выглядит глубоким и насыщенным. Популярны полотна золотых, красных, синих и зеленых оттенков. Визуальной особенностью парчи является благородный блеск, дополненный переливами цвета и игрой света.
Описание характеристик текстиля.
- Нарядный и аристократичный вид. Часто используется для вечерних нарядов и роскошного декора внутреннего убранства помещений.
- Хорошая терморегуляция, гигроскопичность и воздухопроницаемость. В одежде из парчи не ощущается дискомфорта, при этом она удобна и не мнется.
- Жесткость и формоустойчивость придают парче способность легко драпироваться округлыми мягкими складками.
- Большая плотность ткани. Этот фактор позволяет не использовать подкладку из других тканей при пошиве предметов одежды.
- Износостойкость за счет добавления металлических нитей. Благодаря этим нитям материя смотрится очень эффектно и отличается от других блестящих тканей.
- Удачно комбинируется с другими материалами, что привлекает внимание многих дизайнеров одежды и интерьеров.
Выгодная сторона парчовой ткани имеет и не совсем привлекательную «изнанку».
- Со временем металлические нити утрачивают свой первоначальный блеск, подвергаясь воздействию ультрафиолетового излучения, воздуха и влаги.
- Механические повреждения на парче практически невозможно исправить. Несколько меньше проблем с тканью, в составе которой искусственные металлические нити.
- Парчовая ткань требовательна к уходу, что создает сложности ее использования в быту.
- Даже у искусственной парчи, сотканной с добавлением лайкры или вискозы, очень высокая стоимость.
Обзор видов
Материал различают по методу ткачества – ручному и промышленному, а также по виду парчи в зависимости от состава. Классическая парча на основе шелка. Бывает двух видов – вышитой и жаккардовой. Это жесткая ткань, лишенная эластичности. При этом она не сминается, держит заданную форму и великолепно смотрится задрапированной. У шелковой разновидности есть несколько названий-синонимов: баберек, брокат, глазет, алтабас, мор.
Вискозная парча (синтетическая). Неэластичная искусственная материя, созданная с использованием древесной целлюлозы. Волокна вискозы придают ткани мягкий блеск. В состав может быть добавлен люрекс – металлизированная (фольгированная) синтетическая нить.
Подобно традиционному шелковому виду, вискоза не сминается и отлично удерживает определенную форму.
Лайкровый вид (смешанная ткань). Это более гладкая ткань из синтетических волокон. В ней минимально ощущается традиционная жесткость парчи, поскольку к базовым нитям добавлен эластан.
Жаккардовый вариант. Такое полотно отличает объемный рисунок с выпуклыми узорами на прочной глади.
Реже встречается разновидность парчи с шерстяными или хлопковыми волокнами. Такие добавки способствуют улучшению гигиенических и теплосберегающих свойств ткани. Самыми популярными видами являются материи на основе лайкры, вискозы и, конечно же, натурального шелка. Вся информация о составе указывается на ярлычках изделий. Каждый новый компонент, добавленный в состав ткани, придает ей особые свойства.
Производители
Парчу производят в КНР, Индии, Иране, Корее, Турции и многих европейских странах, в том числе и в России. В первых двух государствах до сих пор используются древние технологии ткачества. Рукотворные изделия ценятся особенно высоко и изготавливаются только по индивидуальным заказам. Большие объемы ткани и более бюджетные виды производят с применением современных технологий и инновационных материалов.
Самой знаменитой и дорогой в мире считается парча, сотканная на деревянных ткацких станках руками Нанкинских мастеров. На территории Южного Китая технология производства включена в число объектов нематериального культурного наследия человечества. Ткачи из города Нанкин производят настоящую драгоценную парчу с нитями из сусального золота вот уже 2500 лет.
Второе название нанкинской парчи – «облачная», что обусловлено легким воздушным узором, переливающимся разными цветами в зависимости от угла обзора. Она более мягкая на ощупь и подразделяется на несколько сортов:
- узорчатая;
- атласная (кудуань);
- золотая;
- кудзинь.
Из всех этих сортов только узорчатую создают вручную, а остальные подвергают машинной обработке.
Золототканой парче из Нанкина не уступает и индийская разновидность – ямдани. Это самая дорогостоящая разновидность местной парчи. Знаменитый шелковый кинхаб – символ роскоши, прошитый металлическими нитями и украшенный изящным цветочным орнаментом. Традиционно материю производят по индивидуальному заказу и отшивают из нее церемониальное облачение, свадебные платья и прочие дорогие наряды. В Индии невесты надевают на свадьбу не белые платья. Яркая парча считается более презентабельным вариантом для пошива убранства для новобрачной.
У местного населения популярны такие разновидности индийской парчи, как бафта шелковая, изобилующая золотыми штрихами, и амру – разноцветная шелковая ткань тонкой фактуры. В Европе чаще в ходу синтетические виды парчовой ткани. Она получается гораздо дешевле и легче, чем натуральная. В России материал носит название «глазет» и представлен узорчатой, расшитой цветным шелком материей.
Области применения
Переливающаяся парча используется для пошива вечерних либо праздничных нарядов и аксессуаров. Из нее шьют сумочки, женственные костюмы, эффектные платья и элегантные пальто, выглядящие по-королевски. Роскошная одежда призвана подчеркивать торжественность события. В повседневной жизни блестящую парадную ткань используют редко. Только в Китае до сих пор поддерживают традицию шить халаты для дома из парчи.
Для изготовления вещей для повседневной носки используют дешёвый вид парчи на основе вискозы либо хлопка. В продаже встречаются парчовые брюки, платья и жакеты. К ношению подобной одежды нужен основательный подход, некоторые образы могут получиться скорее вульгарными, нежели красивыми.
Чтобы изделие имело одинаковую яркость, при раскрое парчового полотна нужно учитывать направление нитей и рисунка. Нередко одежду из тяжелой блестящей ткани сажают на подкладку, чтобы телу было комфортно.
Ткань с лайкрой более легкая и эластичная. Поэтому часто используется при создании предметов летнего гардероба. А также из нее часто отшивают концертные костюмы и одеяния для фигуристок и гимнасток. С парчой идеально сочетаются не менее благородные материалы – бархат и кружево. Различия фактуры позволяют им гармонично дополнять друг друга. Изделия получаются более необычными и роскошными на вид.
Парча великолепно смотрится в убранстве дома, интерьер которого выполнен в созвучных стилях: классика, барокко, ренессанс и т.д. Она придает помещению респектабельный лоск и нотки роскоши. Можно только представить или взглянуть на то, как красиво выглядят окна в обрамлении плотных парчовых портьер. К тому же они красиво сверкают на солнце, а при необходимости защищают помещение от проникновения света. Интересно, что с изменением освещения на ткани появляется разный оттенок.
Шторы
При изготовлении парчовых штор их часто дополняют вуалью и органзой, смягчающими тяжеловесность парчи. Эти ткани отлично сочетаются и выигрышно смотрятся на контрасте своей плотности.
Парчовые драпировки на окнах подчеркивают богатство помещения. Они красивы не только в залах и гостиных, но и отлично смотрятся в спальне. Благодаря своей структуре материя почти не пропускает солнечный свет. Можно не только украсить комнату, но и дольше поспать с утра.
Обивка мебели
Традиционную парчу сейчас почти не используют для обивки мебели. За исключением составления дворцовых интерьеров или в дизайне роскошного жилья состоятельных людей. А в стародавние времена она широко использовалась для обивки мебельных гарнитуров. В современных помещениях, оформленных в классическом стиле (допустим, барокко), допускается использование предметов мебели, обтянутых парчой. Это должны быть штучные предметы, а не комплекты. Например, кресло или кушетка, расположенная на самом видном месте.
Парчу используют и в качестве материала отделки стен, создавая интерьер в восточном или индийском стиле. Дополнить обстановку можно парчовыми декоративными подушками, балдахинами с подхватами, покрывалами.
Подушки в восточном стиле часто изготавливают в форме вытянутого цилиндра. А еще лучше, когда их много, и они разных форм и оттенков.
Скатерти
Необыкновенно празднично выглядят столы, накрытые скатертью из парчи. Впервые такое убранство на столах появилось на Востоке, а теперь блестящие скатерти в основном используют на торжествах в дорогих банкетных залах. Особенно красиво смотрится парчовая скатерть, когда материя прикрывает весь стол, ниспадая по бокам и образуя переливающиеся волны складок. Даже самую невзрачную мебель украсит полотно с богатой историей и налетом восточной роскоши.
Из этой благородной материи также шьют салфетки, накидки на стулья, сувениры и подарочные мешочки для их упаковки. В какой бы сфере она ни применялась, всегда удается создать торжественное настроение и придать предметам изысканный вид и особый шик.
Уход за тканью
Шторы и пиджаки из парчи с металлизированными нитями рекомендуется сдавать в химчистку. Стирка для них противопоказана, поскольку под воздействием температуры, кислот или щелочных компонентов нити теряют блеск. При необходимости парчовая ткань с шелком, люрексом, вискозой и синтетикой может быть постирана, но только в теплой воде комнатной температуры. Или в стиральной машине, в режиме «деликатный». Если такой опции у машинки нет, выбирают режим стирки при 30 градусах.
В домашних условиях важно использовать только средства, предназначенные для деликатной стирки. Не допускается применение отбеливателей. Пятна выводят при помощи мягкой губки, подстелив полотенце с обратной стороны вещи. Ручная стирка более предпочтительна, а осуществлять ее нужно в теплой воде с мыльным раствором. Иногда можно обойтись и без стирки, например, если речь идет о незначительных загрязнениях на шторах, скатертях и обивке мягкой мебели. Их достаточно просто аккуратно пропылесосить или пройтись по блестящей поверхности пароочистителем.
Важно обращаться с материалом так, как указано на ярлыке с рекомендациями по уходу. Придерживаться определенного температурного режима стирки. Машинный отжим аристократичной парче противопоказан. Отжимать эту ткань в принципе не рекомендуется. Только руками, обернув в полотенце, не прилагая усилий. Сушка в барабане запрещена категорически. Сушат парчовые вещи только в естественных условиях, не применяя дополнительный подогрев. Сушатся изделия всегда в расправленном виде на ровной горизонтальной поверхности. Важно делать это вдали от прямых солнечных лучей и радиаторных батарей.
В большинстве случаев глажка не требуется, поскольку парча практически не мнется. Но при необходимости (в гигиенических целях) можно пройтись не слишком нагретым утюгом по швам с изнаночной стороны. Проглаживать материю желательно через влажную марлю или другую тонкую натуральную ткань.
Своевременный уход очень важен для поддержания вещей в порядке. Благородство интерьера с элементами из парчи теряется, если они покрываются пылью. При бережном обращении с парчой она будет радовать взгляд своим блеском и красотой долгое время.