Учитель

Учитель химии: характеристика и обучение

Учитель химии: характеристика и обучение

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Описание
  2. Плюсы и минусы профессии
  3. Должностные обязанности
  4. Требования
  5. Права и ответственность
  6. Обучение и карьера

Работа учителем химии не слишком хорошо знакома большинству людей. А между тем знание ее характеристики и особенностей обучения позволяют определить, подходит эта специализация конкретному человеку или нет. Необходимо обратить внимание на необходимые компетенции, основные права и обязанности такого специалиста.

Описание

Учитель химии, как и преподаватель этой дисциплины в высшем учебном заведении, должен заниматься распространением химических знаний теоретического и практического плана. Однако в школе, в отличие от университета или института, велика еще роль воспитательной работы любого педагога. Как и для любого преподавателя, в этом случае важна такая характеристика, как умение вести методическую работу и взаимодействовать с другими людьми.

Настоящий учитель постоянно совершенствует свой методический уровень и старается максимально мотивировать учащихся осваивать свой предмет.

Плюсы и минусы профессии

Среди достоинств такой деятельности можно назвать:

  • довольно высокий общественный авторитет;
  • стабильную востребованность (профессиональные преподаватели химии будут нужны всегда);
  • неплохой график работы;
  • продолжительный отпуск;
  • нахождение под крышей, в тепле и сухости всегда;
  • официальное трудоустройство и отсутствие связанных с «серой зоной» правовых рисков.

Из минусов стоит отметить:

  • не слишком высокий уровень зарплат;
  • большой объем «бумажной» работы;
  • необходимость следить за своим кабинетом;
  • повышенный (по сравнению с другими преподавателями в школе) риск;
  • вероятность конфликтов с учениками;
  • необходимость работать, даже если учащиеся ведут себя плохо и не желают слушаться.

Должностные обязанности

Учитель химии в средней школе имеет весьма серьезные должностные обязанности. Он должен основательно выучить инструкцию по охране труда и нормативные акты техники безопасности. Обязательно надо освоить и принципы первой помощи. Все это нужно для:

  • обучения и воспитания учащихся в соответствии со спецификой предмета;
  • оптимальной социализации школьников;
  • поддержания нормального учебного режима;
  • обеспечения безопасности людей и имущества в процессе учебных экспериментов;
  • организации внеурочной деятельности учеников.

А также преподаватель:

  • лично организует и координирует учебный процесс;
  • при необходимости вносит в него коррективы;
  • готовит рабочую образовательную программу;
  • следит за соблюдением времени работы и перерывов;
  • систематически проверяет результат обучения;
  • поддерживает дисциплину на занятиях;
  • содействует подготовке учеников к экзаменам;
  • контролирует исправность учебного кабинета, необходимую комплектацию его.

Требования

К профессии учителя химии предъявляются особенные требования.

Навыки

В описании методического опыта учителя химии особое внимание следует обратить на знание современного состояния педагогики и актуальных подходов к педагогической работе. Характеризуя необходимые компетенции, стоит упомянуть:

  • знание атомно-молекулярного учения, теории электролитической диссоциации, теории строения органических веществ;
  • знание периодического закона;
  • владение механизмом и условиями прохождения химических реакций;
  • методику преподавания химии;
  • психологические основы педагогической деятельности;
  • педагогические технологии дифференцированного обучения;
  • физиологию младшего и старшего школьного возраста;
  • современные методы обучения.

Но даже в такой консервативной дисциплине, как химия, очень велика роль компьютеров и информационных технологий в целом. Только владеющий навыками составления презентаций и графиков, таблиц и схем учитель может рассчитывать на успех. А навык составления текстовых документов нужен ему самому, чтобы упростить подготовку отчетов, учебных планов и иной требуемой документации.

Уроки будут проводиться намного интереснее с использованием проекторов — и владению ими тоже следует уделить внимание.

Еще из числа навыков и компетенций полезно учесть:

  • базовые сведения из экономики, социологии;
  • владение смежными естественными науками (физикой, географией) хотя бы в минимальном объеме сверх школьной программы;
  • умение распознавать конфликты в классе, отыскивать и устранять их причины;
  • умение использовать ресурсы интернета в обучении и самообучении;
  • принципы научной организации труда;
  • высокий общекультурный уровень;
  • грамотное владение родным языком.

Качества

Преподаватель химии — это прежде всего человек с естественно-научным или математическим складом ума. Для такой должности логика должна быть на первом месте. А вот интуиция и другие подобные иррациональные моменты всегда отступают на второй план. Догадкам и озарениям на уроке химии, особенно при проведении опытов, не место. Как и в любой другой области педагогики.

Тут важна гражданская ответственность, гуманистический подход к учащимся и минимальная конфликтность.

Хороший школьный «химик»:

  • внимателен и наблюдателен;
  • всегда вежлив;
  • дисциплинирован сам и умеет поддерживать дисциплину (без диктата!) в классе;
  • излагает учебный материал четко;
  • говорит прилично, не имеет погрешностей дикции;
  • эффективно общается с учениками и коллегами;
  • не позволяет взять верх эмоциям.

Права и ответственность

Решения, принятые учителем химии, должны быть обязательно выполнены всеми его учениками. Если они не исполняются или исполняются плохо, появляется право инициировать наказание в установленном порядке. Педагог имеет также право проходить аттестацию для подтверждения и повышения своей формальной квалификации. Учитель химии может участвовать в составлении учебного плана школы, образовательной программы. Он не может быть лишен права участвовать в педагогических советах, в других коллегиальных органах учебного заведения.

А также из прав педагога стоит отметить:

  • получение всей информации от руководства заведения и от других педагогов для нормальной работы;
  • поддержание хорошего рабочего места;
  • знакомство со всеми претензиями на его работу, написание возражений по ним;
  • выбор учебных пособий и литературы (в пределах учебной программы).

Учитель химии будет отвечать за:

  • нарушение уголовного, гражданского и административного законодательств;
  • неполное исполнение должностных обязанностей или их неисполнение;
  • причинение вреда жизни и здоровью учеников, других людей, имущественный вред (из-за умышленного действия или халатности, небрежности);
  • нарушение внутреннего распорядка, правил техники безопасности (даже без вредных последствий).

Обучение и карьера

Чтобы стать учителем химии, придется поступать в вузы, а не рассчитывать на среднее образование. Точнее, в официальных документах среднее образование допускается, но университетский диплом всегда будет дополнительным аргументом. То, какие предметы нужно сдавать на экзаменах, чтобы получить высшее образование, зависит от выбранного пути. Одни люди идут в педагогический вуз, и там получают предметно то образование, которое необходимо для преподавания химии. Другие сначала становятся профессиональными химиками (учеными, инженерами, экспертами и так далее), а затем проходят педагогическую переподготовку.

Без особых проблем при наличии желания и специальной дополнительной подготовки можно стать учителем химии с любым другим педагогическим образованием (по физике, русскому языку, ОБЖ или чему-то еще — не имеет значения). Учиться на учителя химии жителям Сибири логично в Томском педагогическом университете. Жителям севера европейской части России нужно обратить внимание на Нижегородский университет имени Лобачевского. А также заслуживают внимания университеты Казани, Самары, Саратова. Еще стоит упомянуть:

  • Тихоокеанский государственный университет;
  • Российский педагогический университет имени Герцена;
  • Московский педагогический университет;
  • Белгородский исследовательский университет;
  • Ярославский педагогический университет имени Ушинского;
  • ОмГПУ;
  • Воронежский педагогический университет;
  • Южный федеральный университет.

Но учителю химии надо будет еще постоянно заниматься и самообразованием. Особое внимание следует уделить последним достижениям фундаментальной химии. Для организации учебного процесса осваивают новые программы. Однако хорошая программа самообразования всегда составляется индивидуально. В зависимости от личных предпочтений она ориентируется в первую очередь на:

  • работу с особо талантливыми учениками;
  • расширение знаний об истории химии;
  • углубление представлений об отдельном разделе химии;
  • нюансы химических технологий;
  • биохимию, геохимию, токсикологию и так далее.
Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.