Работа учителем химии не слишком хорошо знакома большинству людей. А между тем знание ее характеристики и особенностей обучения позволяют определить, подходит эта специализация конкретному человеку или нет. Необходимо обратить внимание на необходимые компетенции, основные права и обязанности такого специалиста.
Описание
Учитель химии, как и преподаватель этой дисциплины в высшем учебном заведении, должен заниматься распространением химических знаний теоретического и практического плана. Однако в школе, в отличие от университета или института, велика еще роль воспитательной работы любого педагога. Как и для любого преподавателя, в этом случае важна такая характеристика, как умение вести методическую работу и взаимодействовать с другими людьми.
Настоящий учитель постоянно совершенствует свой методический уровень и старается максимально мотивировать учащихся осваивать свой предмет.
Плюсы и минусы профессии
Среди достоинств такой деятельности можно назвать:
- довольно высокий общественный авторитет;
- стабильную востребованность (профессиональные преподаватели химии будут нужны всегда);
- неплохой график работы;
- продолжительный отпуск;
- нахождение под крышей, в тепле и сухости всегда;
- официальное трудоустройство и отсутствие связанных с «серой зоной» правовых рисков.
Из минусов стоит отметить:
- не слишком высокий уровень зарплат;
- большой объем «бумажной» работы;
- необходимость следить за своим кабинетом;
- повышенный (по сравнению с другими преподавателями в школе) риск;
- вероятность конфликтов с учениками;
- необходимость работать, даже если учащиеся ведут себя плохо и не желают слушаться.
Должностные обязанности
Учитель химии в средней школе имеет весьма серьезные должностные обязанности. Он должен основательно выучить инструкцию по охране труда и нормативные акты техники безопасности. Обязательно надо освоить и принципы первой помощи. Все это нужно для:
- обучения и воспитания учащихся в соответствии со спецификой предмета;
- оптимальной социализации школьников;
- поддержания нормального учебного режима;
- обеспечения безопасности людей и имущества в процессе учебных экспериментов;
- организации внеурочной деятельности учеников.
А также преподаватель:
- лично организует и координирует учебный процесс;
- при необходимости вносит в него коррективы;
- готовит рабочую образовательную программу;
- следит за соблюдением времени работы и перерывов;
- систематически проверяет результат обучения;
- поддерживает дисциплину на занятиях;
- содействует подготовке учеников к экзаменам;
- контролирует исправность учебного кабинета, необходимую комплектацию его.
Требования
К профессии учителя химии предъявляются особенные требования.
Навыки
В описании методического опыта учителя химии особое внимание следует обратить на знание современного состояния педагогики и актуальных подходов к педагогической работе. Характеризуя необходимые компетенции, стоит упомянуть:
- знание атомно-молекулярного учения, теории электролитической диссоциации, теории строения органических веществ;
- знание периодического закона;
- владение механизмом и условиями прохождения химических реакций;
- методику преподавания химии;
- психологические основы педагогической деятельности;
- педагогические технологии дифференцированного обучения;
- физиологию младшего и старшего школьного возраста;
- современные методы обучения.
Но даже в такой консервативной дисциплине, как химия, очень велика роль компьютеров и информационных технологий в целом. Только владеющий навыками составления презентаций и графиков, таблиц и схем учитель может рассчитывать на успех. А навык составления текстовых документов нужен ему самому, чтобы упростить подготовку отчетов, учебных планов и иной требуемой документации.
Уроки будут проводиться намного интереснее с использованием проекторов — и владению ими тоже следует уделить внимание.
Еще из числа навыков и компетенций полезно учесть:
- базовые сведения из экономики, социологии;
- владение смежными естественными науками (физикой, географией) хотя бы в минимальном объеме сверх школьной программы;
- умение распознавать конфликты в классе, отыскивать и устранять их причины;
- умение использовать ресурсы интернета в обучении и самообучении;
- принципы научной организации труда;
- высокий общекультурный уровень;
- грамотное владение родным языком.
Качества
Преподаватель химии — это прежде всего человек с естественно-научным или математическим складом ума. Для такой должности логика должна быть на первом месте. А вот интуиция и другие подобные иррациональные моменты всегда отступают на второй план. Догадкам и озарениям на уроке химии, особенно при проведении опытов, не место. Как и в любой другой области педагогики.
Тут важна гражданская ответственность, гуманистический подход к учащимся и минимальная конфликтность.
Хороший школьный «химик»:
- внимателен и наблюдателен;
- всегда вежлив;
- дисциплинирован сам и умеет поддерживать дисциплину (без диктата!) в классе;
- излагает учебный материал четко;
- говорит прилично, не имеет погрешностей дикции;
- эффективно общается с учениками и коллегами;
- не позволяет взять верх эмоциям.
Права и ответственность
Решения, принятые учителем химии, должны быть обязательно выполнены всеми его учениками. Если они не исполняются или исполняются плохо, появляется право инициировать наказание в установленном порядке. Педагог имеет также право проходить аттестацию для подтверждения и повышения своей формальной квалификации. Учитель химии может участвовать в составлении учебного плана школы, образовательной программы. Он не может быть лишен права участвовать в педагогических советах, в других коллегиальных органах учебного заведения.
А также из прав педагога стоит отметить:
- получение всей информации от руководства заведения и от других педагогов для нормальной работы;
- поддержание хорошего рабочего места;
- знакомство со всеми претензиями на его работу, написание возражений по ним;
- выбор учебных пособий и литературы (в пределах учебной программы).
Учитель химии будет отвечать за:
- нарушение уголовного, гражданского и административного законодательств;
- неполное исполнение должностных обязанностей или их неисполнение;
- причинение вреда жизни и здоровью учеников, других людей, имущественный вред (из-за умышленного действия или халатности, небрежности);
- нарушение внутреннего распорядка, правил техники безопасности (даже без вредных последствий).
Обучение и карьера
Чтобы стать учителем химии, придется поступать в вузы, а не рассчитывать на среднее образование. Точнее, в официальных документах среднее образование допускается, но университетский диплом всегда будет дополнительным аргументом. То, какие предметы нужно сдавать на экзаменах, чтобы получить высшее образование, зависит от выбранного пути. Одни люди идут в педагогический вуз, и там получают предметно то образование, которое необходимо для преподавания химии. Другие сначала становятся профессиональными химиками (учеными, инженерами, экспертами и так далее), а затем проходят педагогическую переподготовку.
Без особых проблем при наличии желания и специальной дополнительной подготовки можно стать учителем химии с любым другим педагогическим образованием (по физике, русскому языку, ОБЖ или чему-то еще — не имеет значения). Учиться на учителя химии жителям Сибири логично в Томском педагогическом университете. Жителям севера европейской части России нужно обратить внимание на Нижегородский университет имени Лобачевского. А также заслуживают внимания университеты Казани, Самары, Саратова. Еще стоит упомянуть:
- Тихоокеанский государственный университет;
- Российский педагогический университет имени Герцена;
- Московский педагогический университет;
- Белгородский исследовательский университет;
- Ярославский педагогический университет имени Ушинского;
- ОмГПУ;
- Воронежский педагогический университет;
- Южный федеральный университет.
Но учителю химии надо будет еще постоянно заниматься и самообразованием. Особое внимание следует уделить последним достижениям фундаментальной химии. Для организации учебного процесса осваивают новые программы. Однако хорошая программа самообразования всегда составляется индивидуально. В зависимости от личных предпочтений она ориентируется в первую очередь на:
- работу с особо талантливыми учениками;
- расширение знаний об истории химии;
- углубление представлений об отдельном разделе химии;
- нюансы химических технологий;
- биохимию, геохимию, токсикологию и так далее.