Top.Mail.Ru
Учитель

Педагог по вокалу: особенности и должностные инструкции

Педагог по вокалу: особенности и должностные инструкции

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Особенности
  2. Должностные обязанности
  3. Требования
  4. Права и ответственность

Педагог по вокалу — это весьма востребованная в современном обществе профессия. Учителя пения требуются как в частных студиях, так и в государственных клубах творчества. В нашей статье мы подробнее остановимся на особенностях профессии, расскажем, какими навыками и знаниями должен обладать хороший педагог по вокалу, каковы его обязанности, права и ответственность.

Особенности

Каждая профессия имеет свои особенности, не стала исключением и специальность преподавателя пения. Любовь к искусству, желание посвятить себя педагогике, вера в то, что без знания настоящей музыки невозможно стать гармоничной личностью и искренняя увлечённость свои делом — все эти качества присущи педагогу-музыканту. Репетитор по вокалу не только учит правильно выводить ноты, он ещё ведёт воспитательную работу, формирует эстетический вкус своих учеников, способствует становлению идеалов. Именно поэтому хороший учитель пения — это больше, чем просто педагог, хорошо знающий азы своего предмета. Это одарённая личность в самом высоком значении этого слова.

Работа учителя пения в чём-то похожа на труд актёра. И тот и другой стремятся через творчество пробудить чувства и мысли других людей. Однако труд учителя пения намного сложнее. Актёр — это лишь часть театрального действа, в то время как педагог по вокалу един в трёх ролях: он самостоятельно составляет сценарий занятия, режиссирует постановку номеров и непосредственно обучает. В день педагог по вокалу может давать по 4-6 уроков, причём они могут проводиться с самым разным контингентом как по возрасту, так и по направлениям деятельности.

Вряд ли кто-то поспорит с тем, что техника преподавания хорового пения первоклассникам будет существенно отличаться от постановки номера для юноши или девушки 15-17 лет. В зависимости от жанра различают академический, эстрадный, оперный и джазовый вокал, в отдельные направления выделяют экстрим-вокал и народное пение.

Чаще всего педагог по вокалу специализируется на одном, максимум двух направлениях, но знаниями и навыками работы обладает во всех областях.

Должностные обязанности

В должностные инструкции любого педагога по вокалу входят следующие обязанности. Этот учитель:

  • проводит групповые либо индивидуальные занятия с учениками с целью повышения их вокального уровня;
  • работает с вокалистами и солистами хоровых коллективов над отдельными партиями в рамках подготовки новых постановок, а также занимается с новыми исполнителями по текущему репертуару;
  • проводит занятия по вокалу, используя различные техники обучения навыкам пения и постановки голоса;
  • формирует у исполнителей навыки по поддержанию устойчивости интонаций, а также развивает чувство тембрового строя;
  • обучает учеников навыкам грамотного звукоизвлечения и голосоведения в рамках определённой тесситуры;
  • занимается постановкой певческого дыхания;
  • формирует навыки распознавания на слух базовых компонентов музыкального языка (аккорды, темп, инструментовка, тональность, ритмы, интервалы);
  • обучает распознаванию музыкальной формы по нотному тексту либо на слух;
  • осуществляет тесное взаимодействие с режиссёром концертов и музыкальных спектаклей;
  • производит контроль качества исполнения отдельных вокальных партий.

Требования

Обращаем внимание на то, что стать педагогом по вокалу без музыкального образования невозможно. А если вы планируете работать в дошкольных/школьных учреждениях или подростковых клубах, то потребуются ещё и педагогические курсы, подтверждающие навыки работы с детьми.

Навыки

Педагог по вокалу должен знать:

  • основы действующего законодательства в части вопросов культуры и искусства;
  • базовые положения Министерства культуры РФ, а также любые другие нормативные акты вышестоящих инстанций;
  • теоретические и практические основы вокального мастерства;
  • историю вокального искусства и музыкального театра;
  • теорию и практику методов вокальной педагогики;
  • текущий репертуар творческих коллективов, а также новые произведения, принятые к постановке;
  • специфику работы учителем пения в разновозрастных коллективах;
  • основы «настройки» голосового аппарата;
  • практику и теорию анализа вокального мастерства.

Ну и, конечно, любой педагог по вокалу должен обладать широкими познаниями в части музыкальных произведений и композиций, которые можно использовать для постановки музыкальных номеров.

От учителя музыки требуется:

  • уметь приобщать учеников к исполнительскому искусству, причём делать это в интересной и доступной для них форме;
  • быть осведомленным о музыкальных пристрастиях своих учеников и их вокальных запросах;
  • быть хорошим организатором, обеспечить своим ученикам максимум творческой активности и профессионального самовыражения;
  • оборудовать рабочий кабинет, оснастив его всем самым необходимым для обучения азам вокального мастерства;
  • уметь самостоятельно играть на каком-либо музыкальном инструменте;
  • обладать навыками использования звуко- и видеовоспроизводящей техники.

Качества

Для того чтобы стать хорошим преподавателем музыки, важно обладать набором необходимых качеств. Для работы педагогом по вокалу необходимы:

  • умение чувствовать музыкальный репертуар, проектировать учебно-воспитательный материал;
  • способность к эмоциональной заразительности, яркому выражению направленных эмоций;
  • владение полной интонационной гаммой речи, хорошей пластикой, мимикой и артикуляцией;
  • способность объяснять, доносить свои знания, делиться опытом;
  • умение импровизировать;
  • способность проникать в мир чувств и ощущений ученика, умение прочувствовать его состояние, предрасположенность к эмпатии.

Педагог по вокалу должен быть активным, коммуникабельным человеком, обязательно позитивным, обладающим способностью вселять оптимизм в окружающих. Важно, чтобы он был тактичным, деликатным и сдержанным человеком. Далеко не все ученики сразу понимают, что от них хотят, да и процесс «настройки» голоса сам по себе небыстрый. Поэтому учителю придётся запастись терпением, обучать, не обижая, мягко и корректно направлять ученика в нужное русло.

Ну и, конечно, этот человек должен быть ответственным, мотивированным на результат. Именно от активности учителя во многом зависит достижение поставленных целей в части совершенствования вокальных навыков.

Права и ответственность

Репетитор по вокалу, как и любой другой учитель, имеет свои права. Ему разрешается:

  • требовать создания необходимых технико-организационных условий для осуществления педагогической деятельности;
  • знакомиться с проектами вокальной школы в части, которая может, так или иначе, касаться его деятельности;
  • в полном объёме получать информацию, необходимую для выполнения своей должностной инструкции;
  • регулярно повышать свой профессиональный уровень и компетенции;
  • требовать исполнения своих заданий учениками в рамках учебного плана.

В то же время учитель пения несёт и персональную ответственность:

  • за невыполнение утверждённой должностной инструкции;
  • за несоблюдение правил внутреннего распорядка согласованного графика занятий с учениками;
  • за любые нарушения, совершённые во время выполнения профессиональной деятельности в соответствии с уголовным, гражданским или административным кодексами РФ;
  • за причинение материального ущерба имуществу организации или ученика;
  • за неправомерное использование служебных полномочий.
Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.