Обычно люди не видят различий между такими двумя схожими и, казалось бы, идентичными понятиями, как учитель и преподаватель. На самом деле к указанным специалистам предъявляются разные профессиональные требования. Отличается и уровень их подготовки.
Кто такой учитель?
В общем понимании слова учитель является штатным педагогическим сотрудником общеобразовательной школы, преподающим определенный предмет ученикам. Он сочетает преподавание учебной дисциплины с наставничеством и воспитательной работой, подчиняется директору учебного заведения и его заместителям. Главными инструментами управления учебным процессом являются эффективные технологии преподнесения материала и контроль за усвоением необходимых знаний.
При создании базового уровня знаний и навыков учащихся педагог опирается на государственный образовательный стандарт. Учитель постоянно оттачивает своё преподавательское мастерство, занимаясь учебно-методической и общественно-воспитательной работой. Он использует определённые методики и приёмы для подачи нужного материала, оказывает помощь в становлении гармонично развитой личности своих воспитанников.
Дети не обладают развитым интеллектом и сформированными волевыми качествами. Они пока ещё находятся в стадии становления. Именно по этой причине ребёнок является хрупким существом, неустойчивую психику которого легко нарушить. В процессе профессиональной деятельности педагог адаптируется под каждого школьника, с которым работает. Учитель выявляет его слабые и сильные грани, использует педагогические методы с целью нейтрализации слабых сторон и стимуляции сильных качеств личности ребёнка.
Учитель прививает ученикам общекультурные, гуманистические и нравственные ценности. Он формирует их мировоззрение и прививает некоторые интеллектуальные нормы, обеспечивая безопасность школьникам во время учебно-воспитательного процесса. В общеобразовательном учебном заведении дети должны научиться добывать самостоятельно необходимые знания.
Кроме того, слово «учитель» может иметь более широкое понятие. Так нередко называют духовного наставника, обладающего особыми знаниями, достигнутыми путём длительного нравственного совершенствования.
Этим словом иной раз называют и преподавателя, последователями которого становятся обучающиеся. Ученики преклоняются перед личностью, представляющую для них особую значимость благодаря определённым жизненным принципам.
Кто такой преподаватель?
Человек, имеющий право преподавать в средне-специальных или высших учебных заведениях, часто наделён учёной степенью и званием. В вузах обычно должность преподавателя занимают люди, составляющие промежуточное звено между ассистентом и старшим преподавателем. Они проводят семинарские и лабораторные занятия, помогают принимать экзамены и зачёты у обучающихся. Чаще всего в вузе эта должность принадлежит педагогическому работнику, не имеющему учёной степени.
Преподаватель осуществляет научно-преподавательскую и научно-методическую деятельность. Он обязан разрабатывать новые учебные программы, работать над методическими рекомендациями и учебными пособиями, которые помогают обучающимся выйти на новый качественный уровень развития в период приобретения сложных научных знаний. Работник высшей школы участвует в научно-практических конференциях, дебатах, диспутах, семинарах.
Преподаватель способен донести до студентов лекционный материал, провести консультации, семинарские, практические и лабораторные занятия. Он имеет дело с достаточно взрослым контингентом, поэтому в его обязанности входит преподнести нужные сведения студентам, а не обучить их конкретному предмету. Преподаватель информирует и контролирует обучающихся. Он не должен адаптироваться под своих слушателей, которые являются уже сложившимися личностями. Обычно обучающиеся подстраиваются под своего наставника, который задаёт им определённый интеллектуальный и творческий уровень.
Преподаватель передаёт следующему поколению свои собственные знания, накопленные в процессе профессиональной деятельности. Он помогает студентам научиться сопоставлять, анализировать информацию, находить причинно-следственные связи. Выступает в роли проводника в мир науки: сам занимается научной работой и приобщает к ней обучающихся. Вместо школьной методики он использует лекционно-зачётную систему. Его основной целью является не столько дать сами знания, а сколько научить умению получать их. Другими словами, он приобщает студентов к самообучению, саморазвитию, самовоспитанию.
Обучающиеся, ориентируясь на преподавателя и его мастерство, проявляют самостоятельность при выполнении поставленных перед ними задач, развивают свои интеллектуальные и волевые качества.
Что общего и какие отличия?
Учителя и преподавателя объединяет обязанность делиться своими знаниями по определённой учебной дисциплине, оказывать обучающимся помощь в освоении материала. Работники, занимающие эти должности, являются педагогами, потому что способствуют формированию мировоззрения и развитию интеллекта посредством применения педагогической теории и практики, необходимых для реализации процесса воспитания, обучения и просвещения других людей. Чаще всего представители этих профессий используют передовые методы педагогики.
Разница между этими двумя понятиями в том, что учитель работает в общеобразовательной школе, а преподаватель – в колледже или вузе. Учитель обычно является выпускником педагогического среднего специального или высшего учебного учреждения, а преподаватель – университета или академии. Обе профессии имеют непосредственное отношение к педагогической образовательной сфере. В качестве педагогов привлекают лиц, обладающих соответствующим образованием для преподавания конкретной учебной дисциплины.
При отсутствии специального образования рекомендуется пройти переподготовку по соответствующему профилю. Повышение квалификации сотрудников педагогической сферы осуществляется через каждые 3 года.
При необходимости получить квалификационную категорию одновременно двух должностей («учитель» и «преподаватель») педагог имеет право претендовать на это, если трудится в двух организациях разных типов. Одна из должностей обычно является совместительством и оформляется соответствующим образом.
Разница между учителем и преподавателем заключается в различающемся отражении конкретных профессиональных целей. На учителя возложены воспитательные функции. Его основной задачей является учить, развивать и воспитывать детей. Он должен научить ребёнка искать, осмысливать и систематизировать необходимые сведения, делать нужные выводы из разрозненной информации, которая ему пригодится для дальнейшего образования.
Педагог находится в непосредственном общении с учащимися, их родителями. Он обязан контактировать с различными общественными организациями и государственными службами, которые связаны с защитой прав детей.
Преподавателю же не надо заниматься вопросами воспитания. Ему достаточно донести необходимую учебную информацию до сведения обучающихся, направить их к источникам для самостоятельного изучения. Там студенты черпают 80% нужного им материала, а преподаватель обязан проконтролировать выполнение заданий. Кроме того, он должен заниматься научной деятельностью и привлекать к этому процессу своих подопечных.
Учителей не обязывают приобщаться к научным исследованиям, но они должны приучить школьников к самостоятельности и подготовить к восприятию научной информации. Учитель, используя специальные педагогические методы и приёмы, закладывает своим ученикам теоретическую основу, которая в перспективе поможет им воспользоваться приобретёнными знаниями и умениями при дальнейшем обучении в высших учебных заведениях.
Преподаватель организовывает научно-исследовательскую работу с целью совершенствования знаний в той или иной сфере. Он предоставляет необходимый научный или методический материал по конкретной учебной дисциплине и организовывает контроль за качеством её усвоения.
Таким образом, учитель должен уметь передавать элементарные, обычные, стандартные познания уникальным, неповторимым, неординарным ученикам, а преподаватель – уникальные, нестандартные знания донести до обычных, стандартных студентов. В школе учителя подстраиваются под детей, в вузе обучающиеся адаптируются под преподавателя. В общеобразовательном учреждении наблюдается прямая адаптация, а в высшем учебном заведении – обратная адаптация.