Top.Mail.Ru
Велосипедные аксессуары

Дисковые тормозные колодки для велосипеда: разновидности и советы по выбору

Дисковые тормозные колодки для велосипеда: разновидности и советы по выбору

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Особенности
  2. Форма
  3. Материал
  4. Плюсы и минусы каждого типа
  5. Какие лучше?
  6. Тормозные колодки Shimano

Тормоза, без сомнения, являются важнейшей частью велосипеда. Хорошо настроенная тормозная система – залог безопасной езды и обязательное условие езды на высокой скорости. А тормозные колодки – важнейшая часть тормозной системы, поскольку именно они определяют эффективность ее работы, и особенно сильно это сказывается в сырую погоду.

Особенности

Дисковые тормоза впервые завоевали популярность, появившись на горных велосипедах, так как такой тип тормозов обладает превосходной тормозной способностью в любых погодных условиях. Но теперь их можно увидеть на велосипедах всех типов – от гоночных, предназначенных для жестких тренировок, до прогулочных городских.

Дисковые велосипедные тормоза могут быть механическими (в них используются тросики) и гидравлическими, в которых тросы заменяются гидравлической жидкостью. Качество торможения гидравлических и механических дисковых тормозов практически не отличается. Как первые, так и вторые отлично справляются со своими задачами. Гораздо большее влияние на мощность торможения оказывают два фактора:

  • тормозные колодки (материал и размеры);
  • диаметр ротора.

Прежде чем выбрать дисковые тормозные колодки, следует ознакомиться с рядом факторов. Существует множество различных вариантов как для дорожных, так и для горных велосипедов.

Из всего этого разнообразия необходимо подобрать такую колодку, которая не только будет соответствовать калиперу конкретного велосипеда по форме, но и будет выполнена из материала, учитывающего потребности пользователя.

Форма

Колодки могут быть круглыми, прямоугольными и квадратными. Это зависит от конструкции калипера. Различные калиперы имеют разные формы и разные способы удержания колодок на месте. Само собой разумеется, что форма колодки должна соответствовать форме калипера. Проще всего посмотреть, как называются тормоза (обычно это написано на калипере) и подобрать колодки той же модели. Если точно такую же модель найти не удалось, надо снять оригинальные колодки и сравнить их форму с формой предполагаемой замены.

Материал

Все колодки изготавливаются путем смешивания различных порошкообразных составляющих со связующим веществом и последующего прессования этой смеси при высоких температурах и давлении. Наибольшее влияние на свойства оказывает состав порошкообразных составляющих. Это могут быть органические волокна либо металлические частицы. Поэтому все колодки делятся на три категории:

  • органические;
  • металлические,
  • полуметаллические.

Каждая категория имеет свои преимущества и недостатки. Идеальной тормозной колодки, подходящей для любого велосипеда, не существует.

Органические колодки состоят из волокон резины, углерода или кевлара, а в качестве связующего вещества используется смола. Металлические (их называют еще спеченными) состоят из металлических частиц (чаще всего используется медная стружка), спеченных под большим давлением. Полуметаллические имеют органическую основу, в которую добавлены металлические компоненты.

Разность составов определяет различные свойства. Органические колодки – более мягкие, тормозят эффективно и достаточно бесшумно. По результатам сравнительных тестов они имеют более высокий тормозной момент (примерно на 10% выше), чем металлические, при этом время торможения меньше примерно на 9%.

Тем не менее на длинных спусках органические колодки показывают себя намного хуже, чем металлические, так как при высокой температуре связывающее вещество плавится, и весь материал быстро изнашивается. Кроме того, они плохо тормозят на мокрой дороге. Металлические колодки справляются с теплом намного лучше, чем органические, устойчиво работают во влажном состоянии, но они шумные.

Плюсы и минусы каждого типа

По внешнему виду определить, из чего изготовлена колодка, невозможно. Необходимо изучать описание продукта или информацию на упаковке.

Металлические

Плюсы:

  • наиболее долговечные;
  • могут выдерживать очень высокие температуры;
  • рабочая поверхность не подвержена плавлению;
  • очень эффективны при езде на высоких оборотах, что важно, например, на крутых спусках.

Минусы:

  • процесс притирки может занимать очень длительное время;
  • высокие температуры могут привести к изменению рабочих свойств минеральных масел системы гидравлики;
  • слабый первоначальный прикус;
  • могут быть довольно шумными.

Органические

Плюсы:

  • быстрая притирка;
  • хороший первоначальный прикус и модуляция;
  • менее шумные;
  • передают меньше тепла в системы минеральных масел.

Минусы:

  • срок службы меньше, чем у металлических, особенно при использовании в сырую погоду;
  • менее эффективны на высоких оборотах;
  • рабочая поверхность может спекаться.

Полуметаллические

Плюсы:

  • соединяют преимущества металлических и органических колодок;
  • хорошая эффективность на высоких оборотах;
  • хороший первоначальный прикус и модуляция;
  • достаточно долговечны.

Минусы:

  • может спекаться рабочая поверхность;
  • разные марки могут иметь разные соотношения металлических и органических компонентов;
  • более высокая цена.

Какие лучше?

Все зависит от того, где и как происходит езда на велосипеде. Если это равнинная местность без крутых спусков, то вполне подойдут органические колодки. Они бесшумные, зачастую дешевле других, обеспечивают мощное торможение сразу после нажатия на рычаг.

Если приходится часто ездить по длинным спускам с полным торможением, то разумный выбор – металлические колодки. Они обеспечивают очень мощное торможение и служат при этом очень долго. Конечно, в этом случае придется смириться с шумом.

.

Полуметаллические колодки являются отличным решением для любого типа езды, они обладают приличным первоначальным укусом, хорошими высокотемпературными характеристиками и высокой износостойкостью

Ничто не мешает использовать разные типы тормозных колодок на одном и том же велосипеде в заднем и переднем тормозе. Задние тормоза, как правило, нагружены сильнее, с другой стороны, наличие хорошего начального прикуса больше необходимо спереди, поэтому сочетание металлической колодки на заднем тормозе с полуметаллической на переднем может обеспечить отличные рабочие характеристики. Сочетание полуметаллической сзади и органической спереди тоже может дать хороший результат.

Некоторые производители рекомендуют при замене металлических колодок на органические менять ротор, поэтому перед такой заменой необходимо ознакомиться с руководством пользователя.

Тормозные колодки Shimano

Отдельно стоит сказать о ребристых тормозных колодках Shimano. Они имеют опорную пластину с ребристым радиатором, который выступает из верхней части калипера. Утверждается, что этим обеспечиваются улучшенные рабочие характеристики тормозов, поскольку тепло, выделяемое при торможении, отводится от поверхности колодки в пластину и рассеивается воздушным потоком.

Первоначально они стояли только на тормозах Shimano, но впоследствии некоторые производители использовали эту идею для своих брендов, и сейчас такие колодки можно увидеть в тормозах:

  • Superstar Components;
  • Uberbike Components;
  • Swiss Stop;
  • и некоторых других фирм.

Однако далеко не все фирмы могут предъявить результаты лабораторных испытаний, доказывающие эффективность охлаждения ребристых колодок, а стоят они дороже, чем обычные, поэтому к их приобретению необходимо относиться очень внимательно.

О том, как заменить дисковые тормозные колодки велосипеда, смотрите далее.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.