Велосипедные аксессуары

Вилки для велосипеда: устройство, виды, советы по выбору и установке

Вилки для велосипеда: устройство, виды, советы по выбору и установке

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Назначение и устройство
  2. Виды
  3. Размеры
  4. Какую лучше выбрать?
  5. Обзор производителей
  6. Правила установки

Вилка считается одним из самых важных компонентов велосипеда. Она отвечает за фиксацию оси колеса, регулировку направления средства передвижения, а также за сохранение остальных велосипедных компонентов.

В этой статье вы познакомитесь со всей полезной информацией о вилках для велосипеда: их устройстве, разновидностях, а также с рекомендациями по их выбору и установке.

Назначение и устройство

Вилка в велосипеде призвана выполнять практически ту же функцию, что и автомобильная подвеска. Она фиксирует переднее колесо велосипеда, отвечает за маневренность и управление транспортным средством через руль, а также (в зависимости от разновидности) способна значительно облегчить передвижение велосипедиста по плохим дорогам.

Чаще всего, когда говорят о функциях и плюсах велосипедных вилок, речь идет именно об амортизирующих разновидностях этих агрегатов. Это самый популярный на сегодняшний день тип вилок, широко используемый как для передвижения по городским трассам, так и по проселочным дорогам.

Плюсы.

  • Качественная велосипедная вилка с амортизацией позволяет снижать ударно-вибрационную нагрузку, поступающую от колеса к рамным компонентам велосипеда и рулю. Это позволяет надолго сохранить велосипед при постоянной его эксплуатации на проблемных дорогах.
  • Вилка амортизирующего типа позволяет максимально сохранять скорость средства передвижения на проблемных участках дороги. «Тормозящий эффект», который возникает при попадании колеса велосипеда на неровности или ямы, поглощается амортизирующим механизмом.
  • Отсутствие проблем во время передвижения по участкам дороги с неровностями обеспечивает полный контроль над велосипедом. Кроме того, некоторые разновидности вилок позволяют более эффективно использовать велосипед на поворотах и торможениях.
  • Одна из самых приятных и полезных функций передней вилки с амортизатором – сохранение вашего здоровья, а также удобство передвижения. Согласитесь, гораздо приятнее передвигаться по неровной дороге без постоянной тряски и подскоков. Кроме того, снижение ударного давления на руль велосипеда позволяет на более долгий срок сохранить здоровье ваших суставов, которые от тряски испытывают огромный стресс.
  • Преодоление любой неровности на участке дороги замедляет велосипед, что вынуждает спортсмена задействовать еще больше сил для быстрого передвижения по трассе. Следовательно, вилка экономит огромное количество усилий, которые могут быть эффективно потрачены на преодоление большего расстояния.

Среди недостатков велосипедных вилок можно выделить всего два.

  • Чем сложнее конструкция вилки и чем больше функций она выполняет, тем она, как правило, больше весит и стоит. Отдельные модели велосипедных вилок могут весить до 3 кг, что является 1/3 веса большинства стандартных горных велосипедов.
  • Спортсмены, которые при совершении маневров и трюков используют потенциал вилок на 100%, вынуждены задействовать дополнительную энергию на раскачивание велосипеда.

      Конструкция практически любой велосипедной вилки (будет рассмотрено на примере амортизационной) состоит из следующих компонентов.

      • Рулевая труба (или как некоторые называют – шток) соединяет саму вилку с рулем и рамными компонентами. Как правило, выполняется в стандартизированных размерах. Существует прямая и конусовидная разновидность.
      • Корона или коронка – выполняет функцию соединения внутренних труб и штанов, отвечающих за фиксацию колеса и оси. Велосипедная вилка может быть как с одной, так и с двумя коронками. Обычно этот компонент выполняется из самых прочных материалов, так как именно коронка принимает на себя основную нагрузку от колеса и труб, особенно если речь идет о моделях без амортизации.
      • Нога или внутренняя труба – это компонент вилки, напрямую соединенный или запрессованный в коронке и уходящий в штаны вилки (в агрегатах с амортизацией). Некоторые эксперты называют этот компонент поршнем.
      • Настройки или регулировки располагаются на головках «ног». Именно через них проводится накачка колеса воздухом, если речь идет о воздушных моделях вилок.
      • Манжеты или сальники установлены на стыке попадания внутренних труб в штаны, тем самым препятствуют попаданию пыли и грязи в механизм амортизации.
      • Штаны являются своеобразным внешним корпусом для всего устройства амортизации. Их диаметр больше диаметра поршня. Внизу штаны заканчиваются дропаутами, которые отвечают за фиксацию оси, а сверху – «гориллами», которые, наподобие короны, соединяют уже сами штаны.
      • «Гориллы» или бустеры, присутствуют далеко не во всех моделях вилок даже с амортизацией. Они призваны равномерно распределять нагрузку от штанов.
      • Дропауты, как уже было сказано, располагаются внизу штанов, где фиксируют ось колеса.
      • Демпфер представляет собой внутреннее наполнение «ноги» или сам амортизирующий механизм.

      Виды

      Все велосипедные вилки можно разделить на несколько самостоятельных видов в зависимости от конструкции, типа самой вилки и ее амортизационного механизма.

      По типу конструкции вилки бывают жесткие (или фиксированные), амортизационные, двухкоронные, одноногие и «перевертыши». Каждый из типов предназначен для определенных дорог и отдельных моделей велосипеда.

      Жесткая или фиксированная

      Такие модели велосипедных вилок считаются самыми простыми и бюджетными. В таких агрегатах отсутствуют сложные амортизационные элементы, однако сегодня они занимают лидирующее место на рынке велосипедных вилок наряду с амортизационными.

      Особенности езды на фиксированных агрегатах:

      • чаще всего их устанавливают на велосипеды шоссейного типа, предназначенные для езды исключительно на ровных городских или профессиональных трассах;
      • жесткие вилки обычно устанавливаются в велосипедах прогулочного или городского типа, которые не способны развивать большие скорости;
      • модели жесткого типа – идеальный вариант для детских велосипедов из-за простоты конструкции и высокого уровня контроля на ровных дорогах.

      Такая популярность велосипедов с жесткими вилками объясняется целым рядом факторов.

      • Вес. За счет отсутствия сложных механизмов амортизации и дополнительных креплений такие агрегаты отличаются крайне маленьким весом. Следовательно, велосипеды с такими вилками очень легкие, простые в эксплуатации и хранении.
      • Прочность конструкции. Фиксированные вилки не уступают по надежности моделям с амортизатором. Все благодаря монолитной структуре таких вилок, где отсутствуют мелкие компоненты, которые потенциально могут поломаться при длительной и сильной нагрузке на велосипед.
      • Цена. Велосипеды с фиксированными конструкциями обычно стоят гораздо дешевле тех же амортизационных моделей. Разница в цене может варьироваться до 100 долларов и более.
      • Простота установки. В отличие от других типов вилок жесткие могут быть установлены абсолютно на любой тип велосипеда. С их установкой может справиться практически каждый.

      Эксперты советуют покупать фиксированные агрегаты только в том случае, если ваша цель – не ежедневные прогулки по бездорожью. Эти вилки – идеальный вариант именно для продолжительных поездок по хорошим городским дорогам.

      Амортизационная

      В отличие от жестких моделей вилок в этих агрегатах присутствует механизм амортизации, в роли которого может выступать всего 3 элемента: масло, пружина или воздух. Существуют модели как с одинарной (только пружинные) так и с комбинированной (воздушно-масляные) амортизацией.

      Вид самого амортизатора влияет на качество работы агрегата, а также на его цену.

      Самой популярной разновидностью являются именно пружинные вилки – они проще остальных по конструкции, установке и ремонту.

      Преимущества, недостатки, а также особенности езды на амортизационных вилках уже были подробно описаны в самом начале статьи: такие вилки позволяют эффективнее и быстрее передвигаться по бездорожью, на более длительный срок сохраняют состояние велосипеда и берегут здоровье самого спортсмена. Если говорить о минусах, то это, прежде всего, повышенная цена и увеличенный вес за счет сложности механизма амортизации.

      Двухкоронная

      Первые модели амортизационных вилок появились во второй половине ХХ века, однако эксперты лишь недавно пришли к выводу, что основное давление и напряжение из всех элементов вилки принимает на себя, при использовании велосипеда, именно коронка, соединяющая внутренние трубы и распределяющая нагрузку между ними. Особенно сильному давлению коронка подвергается во время передвижения по бездорожью и при угловых ударах колеса.

      Это привело к созданию агрегата с совершенно новой конструкцией, которая предполагала использование сразу двух отдельных коронок, удерживающих «ноги».

      Из плюсов таких моделей можно выделить феноменальную прочность и надежность – модели велосипедов с такой конструкцией считаются одними из самых долговечных. Что касается минусов, то это, прежде всего, увеличенный вес, удлиненная структура «ног», что позволяет использовать эту технологию далеко не в каждом велосипеде, а также повышенная стоимость.

      Одноногая

      Данная разновидность только набирает популярность на современном велосипедном рынке. Изначально создание таких велосипедов было лишь маркетинговым ходом для привлечения внимания клиентов, однако со временем эти модели стали полноценной, хотя и спорной, разновидностью со своими особенностями, плюсами и минусами.

      Вилки одноногого типа представляют собой конструкции с одной единственной ногой, фиксирующей ось колеса. У таких моделей также могут присутствовать амортизационные элементы, которые будут призваны облегчить давление на одну ногу велосипеда.

      Однозначным плюсом таких моделей велосипеда считается облегченная конструкция, которая напрямую влияет на общий вес велосипеда, а также относительная надежность таких моделей, которая достигается путем использования сверхпрочных материалов.

      «Перевёртыш»

      Конструкция таких агрегатов выглядит следующим образом: ноги или внутренние трубы служат для крепления дропаутов и располагаются снизу, в то время как штаны расположены сверху и соединены короной.

      Такая конструкция позволяет обеспечить велосипед максимальной передней амортизацией и снижает нагрузку на все компоненты.

      Свою популярность такие вилки приобрели благодаря увеличенному количеству регулировок, а также открытому доступу к механизму амортизатора. Несмотря на это, такие велосипеды нуждаются в постоянном уходе и стоят намного дороже стандартных амортизирующих моделей.

      В зависимости от типа амортизирующего элемента существуют пружинные, масляные и воздушные модели вилок для велосипеда, а также производные от комбинаций этих типов.

      • Пружинные. Конструкция таких вилок предполагает наличие специальных стальных пружин без самого демпфера. Это самый бюджетный вариант амортизационных вилок, поскольку стальные пружины обеспечивают лишь частичную амортизацию. Чаще всего такие вилки используются в дешевых или детских велосипедах.
      • Пружинно-эластомерные. Помимо стандартной стальной пружины, такие вилки оснащены дополнительным эластомерным стержнем, который частично выполняет функцию амортизатора. Самый явный минус таких конструкций – необходимость регулярной замены эластомерного стержня, который с течением времени, особенно от регулярных поездок, быстро стирается.

      Данный тип амортизации чаще всего встречается в велосипедах с задней амортизацией.

      • Воздушные (или пневматические). Воздух в таких вилках выполняет сразу две роли: и роль пружины, и демпфера. Воздух под давлением накачивается в механизм вилки с помощью специального насоса. Велосипеды с такими вилками не рекомендуется использовать при экстремальной езде – механизм амортизатора при сильных нагрузках очень быстро теряет прочность.
      • Масляно-воздушные (или гидравлические). В данном случае в роли демпфера выступает специальная капсула с маслом, а в качестве пружины используется сжатый воздух. Этот тип используется в изготовлении дорогих велосипедов профессионального уровня, так как способен выдержать колоссальные нагрузки и обладает целым рядом дополнительных настроек.
          • Масляно-пружинные. Эта разновидность считается самой качественной. Функцию пружины в таких агрегатах выполняет стандартная стальная пружина, а вот масло используется в качестве демпфера. Велосипеды с амортизацией этого типа обладают невероятно плавным ходом и приспособлены для любого стиля езды.

          Размеры

          Размеры велосипедных вилок могут разниться в зависимости от выбранного типа самого агрегата и предназначения велосипеда.

          В то время как общий размер агрегата может составлять от 20 до 26 дюймов (в редких случаях до 29), показатели хода отличаются в зависимости от того, какой тип велосипеда используется.

          • гибриды – 5-7 см;
          • кросс-кантри – 8-10 см;
          • дёрт – 8-10 см;
          • соревнования – 12-15 см;
          • фрирайд – 18-25 см;
          • даунхилл – 17-20 см;
          • хардкор-фрирайд – 25-30 см.

            Кроме того, для разных стилей езды рекомендуется использовать конструкции с различными диаметрами ног: от 28 мм для обыкновенного велотуризма и до 42 мм – для хардкор-фрирайда.

            Какую лучше выбрать?

            Опытные спортсмены знают, что при выборе вилки для велосипеда недостаточно руководствоваться каким-то определенным брендом и уж точно не внешним видом модели.

            При выборе вилки для велосипеда стоит трезво оценить не только габариты и массу велосипеда, но и собственный вес.

            Например, для человека с худощавым телосложением следует подобрать модели облегченного типа, а вот велолюбителям весом более 100 кг следует подумать о покупке карбоновых или титановых велосипедов с агрегатами повышенной прочности и упругости.

            Вне зависимости от того, как долго вы занимаетесь велосипедным спортом, покупать всегда стоит только популярные модели велосипедных компонентов. Им будет просто найти замену или отремонтировать их.

            Очень многое в выборе зависит от стиля езды, которого вы придерживаетесь. Например, для размеренных поездок по городским дорогам будет экономически невыгодно покупать агрегат с двойной коронкой и масляно-пружинным амортизатором – в таких условиях они не смогут развить свой потенциал.

            Чем чаще и упорнее вы катаетесь, тем дороже и качественнее должна быть вилка для вашего велосипеда. Помните, что иногда лучше заранее купить качественную модель, чем заменять её через год из-за поломки.

            Обзор производителей

            При выборе велосипедной вилки будет нелишним ознакомиться с производителями, которые, по мнению большинства спортсменов, выпускают наиболее качественные агрегаты.

            • Fox – отличный вариант для покупки качественной велосипедной вилки. Этот бренд выпускает дорогие агрегаты высокого качества с большим сроком службы.
            • SR Suntour – выпускаемая этой фирмой продукция относится к бюджетной и может конкурировать по прочности и надежности со многими премиальными брендами. В последнее время ассортимент качественных велосипедных агрегатов под этим брендом дополнился дорогостоящими титановыми моделями, а потому среди российских потребителей такие вилки встретишь не особенно часто.
            • Zoom – считается одним из самых бюджетных брендов по изготовлению велосипедных компонентов. Продукция этой фирмы отличается высокой прочностью, надежностью и предлагает для покупки как стандартные пружинные, так и воздушно-масляные вилки.
            • Manitou – очень распространенный бренд, который уже более 20 лет пользуется спросом в Америке и Европе. Выпускает качественные и дорогие типы вилок («перевертыши» и пружинно-масляные), которые используются в создании профессиональных шоссейных велосипедов.

            Правила установки

            Единственное правило при установке велосипедной вилки (любого типа кроме жесткого) – воспользоваться помощью квалифицированных специалистов, которые смогут грамотно соединить все компоненты велосипеда.

              Если же желание установить ее самостоятельно слишком велико, можно ознакомиться со следующим видео.

              Комментариев нет
              Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.