Велосипед — это, наверное, самый полезный и экологичный вид транспорта. Он совмещает в себе два важных элемента — спортивные занятия и поддержание окружающей среды в чистоте. Еще каких-то два десятилетия назад сложно было себе представить, что двухколесные машины будут представлены в таком широком ассортименте.
В этой статье мы подробно рассмотрим вопросы, связанные с размерами основных частей велосипеда, подбором рам и колес для взрослых и детей, основных типов велосипедов.
Как выбрать размер колес?
Важнейший элемент конструкции велосипеда – именно колесо. Его размер, измеряемый в дюймах (″), – это диаметр обода без покрышки, но некоторые производители для удобства покупателей могут указывать его и в сантиметрах.
Никто не сможет дать честный ответ на вопрос, какой размер колес наиболее актуален для данного конкретного человека, и на каких ему будет лучше кататься. Они разные для взрослых и детей. При их выборе важно ориентироваться на рост и вес велосипедиста, ведь от этого будет зависеть удобство езды на конкретной модели велосипеда.
Рост ездока в метрах | Диаметр колеса в дюймах | |
для всех типов велосипедов, кроме складных | для велосипедов со складной рамой | |
0,8 | 12 | |
0,9 | 14 | |
1 | 16 | |
1,1 | 18 | |
1,2 | 20 | |
1,3 | 20-24 | 20 |
1,4 | 24 | |
1,5 | 26 | 20; 24 |
1,6 | 26; 27,5 | |
1,7 | 26; 27,5; 28; 29 | 24; 26; 28 |
1,8 | ||
1,9 | 27,5; 28; 29 | 26; 26 |
В данной таблице подобраны самые распространенные и среднестатистические значения соотношения размера колеса к росту ездока.
Для детей
Если верить статистике, то колеса на детских велосипедах по удобству использования делятся так:
- для самых маленьких пользователей возрастом до 3 лет используются колеса размером 10-12″;
- в возрасте от 3 до 6 лет уже эксплуатируются полноценные колеса с камерами диаметром 16 дюймов;
- когда ребенку от 6 до 9 лет, то наиболее подходящий размер – 20″;
- в подростковый период – это примерно до 13 лет – 24-дюймовые колеса наиболее актуальны.
Колеса выбираются исходя из роста и возраста ребенка. И если молодой человек отстает в росте или опережает его, то лучше использовать усреднённые значения.
Но не следует забывать такой фактор, как довольно быстрый рост, и если ориентироваться на модели меньшего диаметра, то существует риск – ребенок быстро их перерастет, и катание будет доставлять неудобство.
Для взрослых
Люди взрослого и зрелого возраста наиболее часто используют размер колес для велосипедов стандартных значений.
- 26-дюймовые – это наиболее распространенный размер, можно сказать, «классика». Их применяют на всех моделях горных и обычных велосипедов. Достоинствами этих колес являются хорошее скольжение, возможность легко преодолевать препятствия. Они наиболее подходят для ездоков, имеющих малый и средний рост.
- 27,5 ″ – это размер для горных велосипедов, он обеспечивает плавность хода и надежность эксплуатации на пересеченной местности.
- 28 ″ – максимально комфортный диаметр для езды по оборудованным дорогам в городах или по шоссе. Ширина таких колес всегда уже обычных, и на них обычно используют покрышки без шипов типа «слик» (в простонародье она носит название «лысая»).
- Наконец, 29″ – это новый, еще нешироко распространённый размер, он прекрасно подходит для людей высокого роста и выше среднего.
При выборе колес важное значение имеет вес человека. Для людей с превышением нормы веса лучше воспользоваться колесами 28-29 дюймов – это облегчит поездку. Но если, кроме избыточного веса, мужчина обладает еще и невысоким ростом, то оптимальный вариант – 24-26 дюймов.
Соотношение рамы и высоты человека
Вторым пунктом по порядку, но не менее важным по значению, чем выбор колес, является размер рамы. От того, какую вы подберете раму, будет зависеть, насколько комфортно будут проходить велосипедные прогулки или тренировки. Если вы пришли в специализированный магазин, то вполне можете довериться знаниям и опыту продавца-консультанта. Он все расскажет и покажет. Но если вы решились это сделать самостоятельно, то вам следует подготовиться, изучив некоторую информацию.
Компании, выпускающие велосипеды, используют три вида обозначения размеров рам – это буквы, дюймы и сантиметры. Наиболее распространены размеры в дюймах, самое редкое обозначение – сантиметры.
Для правильного подбора рамы нужно знать свой рост. Лучше его измерять без обуви, стоя спиной к ровной поверхности, например, стене.
Самый простой способ подбора рамы, если вы не знаете свой рост точно: взять велосипед и перебросить через него ногу. Встать на ноги устойчиво так, чтоб верхняя труба рамы не доставала до паховой области минимум 3 см, а лучше – 10 см.
Это оптимальный и безопасный вариант. Правда, он подходит только для мужских велосипедов. Если рама женского типа, то нужно сесть на сиденье так, чтобы было удобно нажимать на педали (нога должна полностью выпрямляться при нахождении педали в нижнем положении), а также легко и удобно доставать до руля руками.
Оптимального варианта размеров рам для всех типов велосипедов не существует, так как с течением времени и развитием технологий производители уходят от классической треугольной рамы. Появляются изделия в новой геометрии.
Усреднённая таблица для шоссейных, городских, гибридных и горных велосипедов выглядит примерно так:
Рост, м | Размер рамы | ||
дм | см | буквы | |
1,45-1,55 | 13-14,5 | 33-36 | XS |
1,58-1,72 | 15-16 | 38-40 | S |
1,68-1,82 | 17-18 | 43-47 | M |
1,78-1,90 | 19-20 | 48-52 | L |
1,88-2,0 | 21-22 | 55-58 | XL |
2,0-2,10 | 23-24 | 59-62 | XXL |
Этими рекомендациями нельзя пользоваться при подборе тренировочных и трюковых велосипедов, так как это дело очень тонкое и индивидуальное. Идеально попробовать прокатиться на подобном велосипеде своих товарищей, и исходя из этого выбирать себе раму для трюков.
При выборе рамы стоит обратить пристальное внимание на ряд моментов.
- Если транспорт планируется использовать для регулярных поездок, а рост приближается к верхнему ограничению, то лучше взять раму меньшего размера. Для спортивных занятий – большего.
- Велосипеды меньшего размера более маневренные и скоростные.
- Если рама большая, это ещё не значит, что она прочная. Стоит обратить внимание на состав материала.
- Нет смысла покупать велосипед отдельно для мужчины и женщины, если они разного роста.
Все размеры являются ориентировочными, ведь все люди имеют индивидуальное сложение, лучшим решением будет отправиться в магазин уже вооруженным определенными знаниями, и там выбирать велосипед.
Определяемся с видом велосипеда
Чтобы выбрать этот вид транспорта, нужно поставить перед собой несколько вопросов – в зависимости от ответов на них уже определяются с типом велосипеда. Ключевыми моментами при выборе являются: бюджет на покупку, рост и вес, а также место его использования (дороги, бездорожье, горы).
Бюджет
Хорошая качественная модель будет стоить внушительную сумму, это закон рынка – приличное не может стоить дешево. Условно можно разделить покупки на несколько групп.
- До 500$ – это недорогие модели, изготовленные из комплектующих невысокого качества и требующие регулярных финансовых вложений. Поговорка, что скупой платит дважды, очень актуальна в данном случае.
- До 1000$ – к этой ценовой категории относится средний класс. Основное отличие от недорогих машин — это качество деталей, из которых собран велосипед, а также технология изготовления рам. Она имеет такое же значение, что и кузов для машины. Об этом никогда не нужно забывать. Для изготовления рам в этой категории уже применяются различные сплавы, делающие основную деталь велосипеда легче и прочнее. Второй момент — это навесное оборудование и комплектующие. Чем качественнее детали, тем меньше они требуют обслуживания и регулировок.
- Цена выше 1000$ – это брендовые модели очень высокого качества изготовления и сборки.
Физические параметры велосипедиста
Их учет при выборе велосипеда подробно описан выше в данной статье.
Место использования
Среда обитания железного коня – это то, где и каким образом вы будете его применять.
- Горные велосипеды. Эту категорию можно назвать универсальной. Они используются не только в горах, но и для перемещения по пересеченной местности. Вследствие наличия широкой покрышки, довольно удобно кататься и по асфальтовым дорогам.
- Двухподвесы. Данную линейку характеризует наличие второго амортизатора на раме. То есть они имеют две точки амортизации – на передней вилке и на раме под сиденьем. Двойная амортизация обеспечивает более комфортную езду, и благодаря ей на этих велосипедах удобно кататься по бездорожью. При покупке двухподвесных моделей очень важна правильная ростовка.
- Обычные и туристические. Такое изделие прекрасно подходит для различных целей, связанных с бытовыми вопросами, такими как поездка на работу или за покупками. Желательно установить багажник и корзину, а также крылья и подножку, если они не предусмотрены в комплекте.
- Шоссейные. Если вам по душе длительные прогулки по шоссе с равномерной нагрузкой, то данный тип подойдет вам полностью.
- Велосипеды смешанного назначения. Их еще называются кроссовыми либо гибридными. Если вы комбинируете поездки по ровным дорогам с ездой по пересечённой местности, то шоссейная модель не справится с этой задачей. В ее конструкции отсутствуют амортизатор, а неширокие колеса не справятся с бездорожьем. Гибриды обладают повышенной проходимостью, но уступают в скорости шоссейным.
- Трюковые. Любителям экстрима стоит обратить внимание на велосипеды класса ВМХ. Эти велосипеды имеют усиленную конструкцию, специально предназначенную для повышенных нагрузок.
Последствия неправильного выбора
В психологическом плане от катания одни плюсы: уходит нервозность, мозг очищается от негатива, появляется ощущение свободы и единения с природой.
Но как бы ни удивительно это ни прозвучало, поездки на велосипеде могут нанести и физический вред организму. Если ошибиться с выбором велосипеда, то вместо положительного результата можно получить нейтральный или даже отрицательный.
Перед регулярным катанием на велосипеде желательно посетить врача и проконсультироваться с ним по поводу нагрузок на организм.
Если какая-то часть велосипеда выбрана неправильно, то могут обостриться хронические заболевания или появиться новые. Например, слишком длинная рама. В этом случае будет нужно сильнее, чем обычно, наклоняться вперед, при этом усилится нагрузка на позвоночник, и могут появиться боли в спине. А также из-за неверной посадки могут начать болеть колени и суставы.
Неправильный подбор колес увеличит усилия при езде, и снова – нагрузка на колени.
Большое значение имеет выбор сиденья для велосипеда. Если оно подобрано не по размеру, может нарушиться кровообращение в паховой области.
Немаловажное значение имеет финансовый фактор. В том случае, если велосипед собран с ошибками безответственным производителем, он будет постоянно ломаться и «высасывать» деньги из бюджета.
Возможно, легче будет выбрать велосипед после просмотра следующего видео.