Каков рекорд скорости на велосипеде – казалось бы, такой простой вопрос. Однако ответ на него часто вызывает затруднение. Всё потому, что данный вопрос неоднозначен. Максимальная скорость зависит от многих показателей: от направления и скорости ветра, от типа поверхности дороги, от погодных условий, от модели велосипеда, от наклона дороги, а также от наличия посторонней помощи.
Следует учитывать все вышеперечисленные факторы, чтобы дать точный ответ. Кроме того, в разных условиях поставлены разные рекорды. Рассмотрим показатели максимальных скоростей на велосипеде более подробно.
Средние показатели
Чтобы понять, какую максимальную скорость может развивать велосипед, нужно учитывать его средние показатели скорости для людей со средней подготовкой без посторонней помощи и специального оборудования.
От 12 до 15 км/ч – это средняя скорость для любителя, движущегося по неравномерной городской дороге со спусками и подъёмами.
Если же велосипедист обладает определённой подготовкой и занимается этим видом спорта хотя бы два часа в день, то у него есть возможность разгоняться и сохранять некоторое время скорость в 30 км/ч. Переключение скоростей, туклипсы (специальное приспособление, которое позволяет набирать скорость при подъёме педалей вверх) и хорошие тормоза позволят набирать ещё большие скорости – от 30 до 40 км/ч.
Такой же темп набрать без проблем можно и на облегчённом шоссейном велосипеде, у которого отсутствуют переднее и заднее крыло.
Также на спуске с хорошей дорогой любитель может поддерживать 60–70 км/ч.
Мировые рекорды
Сегодня насчитывается немало мировых рекордов, связанных с максимальной скоростью на велосипеде. И это понятно, ведь нельзя сравнивать спортсмена, движущегося по ровной дороге и по склону. К тому же многие добивались невероятных результатов с посторонней помощью и со специальным оборудованием. Рассмотрим всевозможные рекорды при различных условиях.
На ровной дороге
Очень сложно найти в обычном городе идеально ровную дорогу без спусков и подъёмов. Поэтому для установления мировых рекордов спортсмены предпочитают использовать знаменитую трассу в американском штате Юта. Эта дорога имеет очень гладкую поверхность без естественных препятствий, её название – Бонневильская равнина.
Именно в этом месте установил свой рекорд в 1995 году нидерландец Фред Ромпельберг. В возрасте 50 лет он разогнался до 268,8 км/ч с помощью гоночного автомобиля – драгстера. Рекордсмен двигался за машиной, которая создавала среду с пониженным давлением, защищая от встречного ветра. Этот рекорд держался долгое время вплоть до 16 сентября 2018 года.
В этом году Денис Мюллер-Коренек установила новый рекорд на велосипеде на этой же трассе. Скорость, которой она достигла, двигаясь за гоночным автомобилем, составляет 295,6 км/ч.
Другой рекордсмен, который смог разогнаться до скорости 133,78 км/ч, но без посторонней помощи – Себастьян Боуер. На специально оборудованном велосипеде голландец разогнался до такой скорости на трассе протяжённостью 200 метров. Он использовал модель «лежачего велосипеда», у которого педали находились спереди, помещён он был в специальный обтекаемый кокон.
На спуске
Совершенно другие рекорды скорости установлены при езде с горы.
В 2000 году Эрик Барон, спускаясь с Альп на маунтинбайке, достиг скорости 223,3 км/ч. При этом он был в специальной аэродинамической экипировке, которая одновременно защищала его и помогала преодолевать сопротивление воздуха. Однако спуск даже по снежному склону представляет опасность: нарастающая вибрация делает практически невозможным управление байком.
Этот же спортсмен в 2002 году в Сьерра-Негра проехал 400 метров по гравийному спуску, едва не погибнув. Максимальная скорость, которую ему удалось развить на этом участке – 210, 4 км/ч.
На 100 метров
Безо всякой посторонней помощи и без особого оборудования в 1994 году спринтер Питер Розенталь разогнался на 100-метровой трассе до 29,7 км/ч всего за 12 секунд.
Реактивный двигатель
Другой абсолютный рекорд скорости для велосипеда установил Франсуа Жисси. С помощью реактивного двигателя он смог разогнаться до 333 км/ч и обогнать спорткар Ferrari. Однако мускульная сила при этом не использовалась. Ещё ранее с участием этого же экстремала швейцарская компания провела опыт с велосипедом, оборудованным реактивным двигателем, который работал на водороде. Однако тогда велосипедист смог разогнаться лишь на 263 км/ч.
Шоссейный велосипед
Франческо Мозер в 1984 году за час смог проехать дистанцию на велодроме длиной 51,151 км, используя шоссейный велосипед. Однако при этом он использовал кровяной допинг, не запрещённый на то время.
Удерживать скорость
Разогнаться до определённой скорости – одно дело, но удерживать её – совсем другое. Так, в Москве на шоссейном треке в 2005 году чех Ондржей Сосенка сохранял в течение часа скорость 49,7 км/ч, установив тем самым новый мировой рекорд. Возможно, он стремился к 50 км/ч, но ему помешало оборудование велосипеда – всего одна скорость, высокое седло и наличие фиксированной передачи.
Как мы увидели, нет однозначного ответа на вопрос о максимальной скорости для велосипеда. Но это хорошо, ведь остаётся место для новых рекордов и изобретений.
Самые невероятные рекорды скорости по велоспорту смотрите в видео ниже.