Взрослые трёхколёсные велосипеды являются очень полезным изобретением и позволяют решить множество проблем. Трицикл, в отличие от своего двухколёсного собрата, не требует специальных навыков вождения и прекрасно подойдёт как для мамы с ребенком, так и для пенсионера.
Назначение
Трёхколёсные велосипеды для взрослых достаточно популярны в странах Европы и Азии. В нашей стране потребители только начинают присматриваться к этим универсальным моделям. При этом европейцы рассматривают 3-колесные байки в качестве прогулочных велосипедов, а жители азиатских стран развозят на них различные грузы либо используют в качестве велотакси.
Но пожалуй, наиболее важной сферой применения трёхколёсных байков является их использование в качестве специализированного транспорта для пожилых людей, испытывающих трудности с удержанием равновесия, а также для инвалидов и лиц, страдающих нарушением функции вестибулярного аппарата.
Однако судя по последним тенденциям, всё больше людей выбирают трехколесные байки для неспешных прогулок по тихим аллеям, для перевозки домашних животных и для помощи на дачном участке.
Преимущества и недостатки
Растущая популярность трёхколёсных моделей обусловлена рядом неоспоримых достоинств, благодаря которым всё больше людей открывают для себя этот удобный и безопасный вид транспорта.
- Наличие третьего колеса обеспечивает велосипеду устойчивость и не требует сохранения равновесия при езде. Это очень удобно для пожилых людей, которые могут в любой момент остановиться и отдохнуть, не спускаясь при этом на землю.
- Большинство моделей имеют низкую раму, обеспечивающую простоту посадки на байк. Такая конструкция делает 3-колесные велосипеды настоящей находкой для людей с ограниченными возможностями и нарушениями опорно-двигательного аппарата.
- Многие модели имеют большую грузоподъёмность и оснащены вместительными корзинами. Это позволяет не только ездить на них в магазин, но и перевозить мелких животных и домашнюю птицу.
- Ежедневные прогулки на велосипеде обеспечивают пожилым людям щадящую физическую нагрузку, продлевающую жизнь и благотворно влияющую на здоровье.
- Большинство дорожных и грузовых моделей имеют короткую раму, что обеспечивает прямую посадку. В таком положении нагрузка на спину и руки получается минимальной, благодаря чему человек не ощущает усталости и может кататься сколь угодно долго.
- Использование 3-колесных байков в качестве дачного транспорта позволяет сэкономить на ГСМ и техническом обслуживании, чем выгодно отличает их от мотороллеров. Более того, велосипед не создаёт шума и не загрязняет окружающую среду вредными выхлопами.
Несмотря на большое количество достоинств, недостатки у трехколесных велосипедов всё же есть. К ним относят громоздкость конструкции, из-за которой нередко возникают проблемы с транспортировкой и хранением таких байков. Модели не помещаются в пассажирские лифты и не входят в салон легкового автомобиля. Кроме того, велосипеды с вертикальной посадкой имеют завышенный центр тяжести, из-за чего на крутых поворотах с лёгкостью заваливаются набок.
В целом такие модели имеют низкую маневренность и не способны развивать высокую скорость.
Байки с горизонтальной посадкой, напротив, способны хорошо разгоняться, но из-за низкого расположения ездока плохо заметны другим участникам дорожного движения. Это требует от велосипедиста повышенной внимательности и аккуратности, а также серьёзно ограничивает передвижение таких моделей по оживлённым дорогам. И самым весомым минусом 3-колесных байков называют их скудный ассортимент либо полное отсутствие в велосипедных магазинах.
Однако данная тенденция характерна лишь для России, а европейские и азиатские рынки переполнены подобными моделями любой конструкции. Нашим же соотечественникам приходится заказывать байки в интернет-магазинах и нести дополнительные расходы по доставке товара.
Виды
Классификация 3-колесных байков производится по таким признакам, как конфигурация велосипеда, посадка велосипедиста, тип управления, назначение модели, вид привода, конструкция рамы и количество посадочных мест.
Конфигурация байка
По данному признаку различают модели, сконструированные по принципу прямой и обратной дельты. Первые представляют собой классический вариант трехколесного велосипеда, у которого спереди расположено одно колесо, а сзади – два. Вторые, наоборот, имеют 2 передних и 1 заднее колесо и выглядят несколько необычно.
Посадка человека
По этому критерию различают модели с вертикальной и горизонтальной посадкой. Первые во многом похожи на обычные дорожные байки с тем лишь отличием, что оснащены двумя задними колёсами вместо одного. Рама имеет ромбовидное или открытое исполнение, а сидение оснащено удобной спинкой, уменьшающей нагрузку на спину ездока.
Байки с горизонтальной посадкой имеют совершенно иную, непривычную глазу форму и напоминают веломобили.
Они подразделяются на лежачие и полулежачие конструкции и предназначены для людей с ограниченными возможностями, а также для лиц, имеющих противопоказания для езды в вертикальном положении. Характерной особенностью конструкции таких велосипедов является переднее расположение педалей, что обеспечивает более комфортную езду и не требует от ездока приложения больших физических усилий. Более того, многие лежачие модели оснащены многоскоростной трансмиссией, позволяющей совершать длительные велопрогулки и без проблем преодолевать затяжные подъёмы и спуски.
Тип управления
Байки дельтовидной конфигурации с вертикальной посадкой имеют классический тип управления, состоящий из руля и вилки переднего колеса. Модели с обратной дельтой чаще управляются посредством моста передних колёс, реже – с помощью привода заднего колеса.
Что касается велосипедов с горизонтальной посадкой ездока, то они управляются либо традиционным рулём, либо специальными рукоятками, расположенными сбоку от кресла и соединёнными с колёсами или мостом посредством приводов. Существуют модели, которые управляются наклонами тела в ту или иную сторону, однако их эксплуатация требует сноровки и специальных навыков.
Назначение
По данному критерию велосипеды подразделяются на 3 категории.
- Байки для отдыха представляют собой классические модели с вертикальной посадкой и предназначены в основном для пенсионеров и инвалидов. Такие велосипеды довольно устойчивы и нередко используются в процессе реабилитации после травм и разного рода заболеваний.
- Грузовые байки предназначены для перевозки грузов и оснащены кузовом или тележкой. Они отличаются высокой грузоподъёмностью и имеют усиленную раму. Такие модели можно увидеть в Юго-Восточной Азии, где они активно применяются для перевозки грузов и людей (велорикши), а также используются в роли передвижных палаток с мороженым, напитками и уличной едой.
- Спортивные велосипеды представляют собой горизонтальные трициклы со смещённым вниз центром тяжести, из-за чего являются очень устойчивыми и обладают отличными аэродинамическими свойствами. На базе таких моделей конструируют спортивные веломобили.
Вид привода
По этому признаку различают байки с цепным и электрическим приводом. Первые приводятся в действие при помощи физических усилий ног либо рук (модели для людей с ограниченными возможностями), а вторые оснащены электрическим двигателем.
Байки с цепным приводом могут иметь как одну, так и несколько передач и используются людьми, находящимися в удовлетворительной физической форме.
Велосипеды с электрическим приводом станут отличным средством передвижения для маломобильных граждан, а также для лиц с нарушением функции опорно-двигательного аппарата.
Конструкция рамы
Рама у трёхколёсных велосипедов бывает складной и цельной. Складные модели появились сравнительно недавно и сразу завоевали популярность. В сложенном виде трёхколёсный байк занимает совсем немного места и может перевозиться на легковом авто. Складные модели присутствуют среди всех категорий велосипедов, включая модели с вертикальной и горизонтальной посадками, а также байки с электрическим приводом.
Велосипеды с цельной рамой обладают большей жёсткостью и намного прочнее складных собратьев. К тому же из-за отсутствия подвижного узла их вес несколько меньше, чем у складных моделей. Минусом таких байков является их большой размер, из-за которого они с трудом проходят в двери и не вмещаются в пассажирский лифт.
Количество посадочных мест
Взрослые 3-колёсные байки бывают не только одноместными, но и двухместными. Сидения на тандемах могут быть установлены рядом друг с другом либо «паровозиком», а по типу посадки двойные модели бывают и горизонтальными, и вертикальными.
Производители
Интернет-магазины предлагают достаточно неплохой выбор трёхколёсных велосипедов для взрослых, наиболее популярные модели которых рассмотрены ниже.
- Российская трехколесная модель Izh-Bike Farmer («Фермер») 24'' выпускается в чёрном, красном, серебристом и синем цветах, оснащена колёсами в 24 дюйма, задней корзиной габаритами 54х37х30 см и крепкой стальной рамой размером 16 дюймов. Байк оборудован 6-скоростной системой передач, передним V-brake и задними барабанными тормозами, покрышками Wanda 24 x1.75 и задним переключателем скоростей Sunrun RD-04A. Грузоподъёмность велосипеда составляет 130 кг, вес – 26 кг, стоимость – 17 500 рублей.
- Грузовая модель производства России Stels Energy III V030 (2018) станет незаменимым помощником на дачном участке. Задний багажник легко вмещает груз весом до 40 кг, передняя корзина – до 10 кг. Байк оборудован 3-скоростной системой планетарного типа, колёсами размером 26 дюймов, задним ленточным и передним ободным тормозами. Размер рамы составляет 16 дюймов, вес байка равен 28 кг.
Цепь велосипеда закрыта защитным кожухом, колёса имеют глубокие крылья, а седло оснащено удобной опорой для спины. Стоимость модели составляет 37 450 рублей.
Руль поднят достаточно высоко, что даёт возможность управлять велосипедом с выпрямленной спиной, получая от поездки максимум удовольствия.
- Велосипед-рикша VDW производства Китая станет идеальным вариантом для мелкого бизнеса в сфере проката или частного экскурсионного извоза (велотакси). Такие модели пользуются большой популярностью в местах массового отдыха, имеют два детских кресла и способны обеспечить полную безопасность как «извозчика», так и пассажиров. Рама велосипеда изготовлена из высокопрочной углеродистой стали, вес модели составляет 30 кг, а грузоподъёмность достигает 100 кг. Байк способен двигаться со скоростью до 20 км/ч, оснащён колёсами размером 20 дюймов и выпускается в габаритах 165х75х100 см. Стоимость велорикши составляет 22 000 рублей.
- Бельгийская трёхколёсная модель для инвалидов и подростков с ДЦП Vermeiren Liberty выполнена в стиле ретро и является одной из лучших моделей коллекции Vermeiren Vintage. Колёса, покрышки, сидение и руль байка выполнены в коричневом цвете, что придаёт велосипеду стильный внешний вид. Модель выпускается в габаритах 182х77 см и весит 27,8 кг. Грузоподъёмность велосипеда составляет 125 кг, размер колёс – 24 дюйма.
Педали оснащены комбинированным фиксатором для ног и специальной удерживающей клипсой. Стоит такая модель 136 791 рубль.
- Трёхколёсный китайский электробайк Eltreco GM Porter весит 51 кг, имеет колёса размером 22 дюйма и оснащён крепкой стальной рамой. Мощность электродвигателя составляет 400 Вт, максимальная скорость достигает 25 км/ч. Модель укомплектована свинцово-кислотным аккумулятором ёмкостью 12 А/ч, время полной зарядки которого не превышает 6 часов. На одном заряде байк способен проезжать около 40 км.
Велосипед оборудован широким удобным креслом, имеет передний привод и ободные тормоза. Впереди расположена мощная фара, что позволяет совершать поездки в тёмное время суток. Грузоподъёмность велосипеда составляет 110 кг, стоимость – 62 900 рублей.
На что обратить внимание при выборе?
При выборе трёхколёсного велосипеда необходимо учитывать ряд важных моментов.
- Если на байке планируется кататься по ровным аллеям парка, то можно купить односкоростную модель. Если же маршрут будет пролегать по местности со сложным рельефом, то разумнее будет приобрести многоскоростной вариант.
- Если велосипед покупается для пожилого человека или инвалида, то лучше остановить свой выбор на модели с заниженной рамой.
- При наличии гаража конструкция велосипеда не является определяющим фактором, поэтому можно выбирать любой байк. Но если велосипед планируется хранить в квартире, то разумнее выбрать складную модель.
- Что касается посадки велосипедиста, то большинство людей предпочитают вертикальные байки. Однако если велосипед приобретается для души и будет использоваться для неспешных прогулок по парку, то лучше остановиться на полулежачей или лежачей модели. Выглядят такие байки очень солидно, да и передвигаться на них одно удовольствие.
- Не менее важным критерием выбора велосипеда является его стоимость. И если простую грузовую модель можно приобрести за 15-17 тысяч рублей, то за специализированные велосипеды для инвалидов придётся отдать в несколько раз больше. В данном случае экономия недопустима и ориентироваться нужно на удобство и функциональность байка.
Обзор отзывов
В целом потребители хорошо отзываются о трёхколёсных велосипедах. Отмечаются их устойчивость и высокая грузоподъёмность, а также возможность использования вертикальных моделей в качестве тренажёра в период восстановления после серьёзных травм. Грузовые модели очень понравились дачникам, которые не только ездят на них в магазин, но и используют их для перевозки урожая и стройматериалов.
Среди минусов называются слишком высокая стоимость велосипедов и неустойчивость байков с вертикальной посадкой.
На последнее нередко сетуют жители сельской местности, которым из-за отсутствия нормальных дорог приходится ездить по ямам и ухабам. Но, несмотря на минусы, популярность трёхколёсных моделей в народе только растёт, причём пересаживаются на них не только пенсионеры и дачники, но и люди среднего возраста, которые приобретают их исключительно для удовольствия и релакса.
Обзор трехколесного велосипеда для взрослых Izh Farmer смотрите далее.