Велосипеды

Подробно об устройстве велосипеда и его комплектующих

Подробно об устройстве велосипеда и его комплектующих

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Типы рам велосипеда
  2. Устройство колёс
  3. Системы управления и амортизации
  4. Конструкция трансмиссии и тормозов
  5. Обзор комплектующих

О том, как устроен велосипед, многие знают с детских лет, но в общих чертах. Например, так: он состоит из того, что видим, то есть – из колёс, рамы, крыльев, педалей, цепи и руля. В нашей статье мы остановимся более подробно на анатомии байков, узнаем название его основных деталей и их предназначение, а также дадим рекомендации по выбору базовых конструкционных элементов двухколесного транспортного средства.

Типы рам велосипеда

Описание строения велосипедов лучше всего начать с обзора рам, поскольку именно этот элемент является основным в строении двухколесного транспортного средства. В зависимости от конструкции она может быть открытой либо закрытой. Отличительной особенностью закрытых рам является прямая верхняя труба, в открытом исполнении она располагается снизу и имеет слегка изогнутую форму — подобная рама разработана специально для пользователей женского пола.

Подавляющее большинство современных велорам выполняется из алюминия, но можно встретить изделия из других материалов. Каждый из них имеет свои плюсы и минусы.

Так, стальные конструкции функциональны, надежны и практичны лишь в том случае, если они выполняются из хромомолибденовых сплавов. Все остальные виды стали, к сожалению, оставляют желать много лучшего: они объемные, тяжелые и не отличаются долговечностью.

Алюминий подкупает своим малым весом, поэтому рамы из этого металла повсеместно применяют для производства гоночных байков. В то же время алюминий в большей степени подвержен разрушению, причём чаще всего это происходит неожиданно.

А вот титановым рамам не страшен ни холод, ни жара. Они не боятся агрессивных кислотно-щелочных растворов, именно поэтому их использование отличается продолжительностью.

Магний — ещё один лёгкий металл, однако подвержен коррозии, поэтому пользователю очень важно следить, чтобы на велосипедной раме не появлялись сколы и царапины.

Наиболее прочными и при этом легкими являются карбоновые рамы. Но резкий точечный удар способен нанести им довольно серьезный ущерб — с такими велосипедами нужно обращаться как можно бережнее. Производство карбона основано на применении высоких технологий и является дорогостоящим, поэтому в данном сегменте присутствует не так много компаний, предлагающих байки с карбоновыми рамами.

В зависимости от особенностей амортизационного механизма заднего колеса, рама велосипеда бывают активной либо пассивной. Под пассивной понимается полнейшее отсутствие обособленных шарниров, предназначенных для использования под повышенной нагрузкой. Пассивная амортизация становится результатом природной гибкости того материала, из которого произведена рама велосипеда. Эти байки называют хардтэйлами.

Конструкция с активной амортизацией предполагает наличие подвижных деталей (шарниров либо системы шарниров), обычно их называют подвесками.

Велосипеды с активной рамой разделяют на однорычажные и многорычажные. Однорычажная подвеска характеризуется тем, что движение колеса в данном случае производится вокруг одной точки, которая остаётся статичной вне зависимости от особенностей хода подвески. В многорычажной подвеске, напротив, колесо крутится вокруг точки, которая может изменять свое положение.

Эксплуатация того или иного транспортного оборудования напрямую зависит от планируемого типа вождения. К примеру, при создании рамы под кросс- кантри производители стремились сделать её предельно эргономичной и облегчённой, что обеспечивает гонщикам возможность занять удобное для свободного педалирования положение без лишних затрат физической энергии при перемещении лишнего веса.

Именно по этой причине рамы для вождения в этом стиле чаще всего делают под хардтэйлы, чтобы получить экономию на массе амортизатора и всех элементов с целью усиления велорамы.

Устройство колёс

Велосипедные колёса — это легкие, но довольно прочные конструкции. Они раздают энергию движения, поэтому при помощи своего вращения позволяют удерживать велосипедную раму точно в вертикальном положении. По большей части велосипеды имеют задний привод, когда заднее колесо обеспечивает движение, а переднее является ведомым.

Любое велосипедное колесо включает несколько конструкционных деталей.

  • Втулка. Это центральная часть, включающая ось, подшипники и обод. Втулка отвечает за возникновение и поддержание достаточного для движения байка крутящего момента. Внутренняя схема задних втулок чуть сложнее, нежели у колёс, расположенных спереди, поскольку они принимают участие в принудительном раскручивании всего колеса.
  • Обод. Металлическое кольцо, в которое вставляют спицы. Этот элемент обуславливает необходимую стойкость колеса к любым динамическим нагрузкам и механическим повреждениям. Обод обычно выполняют из сплавов и покрывают напылением из хрома.
  • Велосипедные шины. Включают камеру, а также покрышки. Камера выполняется из полой резины, а накачивается воздухом до создания необходимого давления. С наружной средой взаимодействует посредством ниппеля, по которому воздух и попадает внутрь шин посредством насоса или компрессора.

Для эффективной защиты целостности камеры от заостренных спиц по внутренней поверхности обода крепят специальный прорезиненный флиппер.

Внешняя поверхность шины называется покрышкой, а ее составными частями являются борта, боковины, а также протектор. В зависимости от эксплуатационных возможностей байка различают покрышки нескольких видов:

  • слики и полуслики — такие варианты оптимальны для ровных трасс, поэтому их чаще всего устанавливают на шоссейниках;
  • дорожные – к ним относят шины с рисунком среднего размера, подобные модели устанавливают на горных байках;
  • гибридные — такие покрышки эффективны как в условиях бездорожья, так и на ровной трассе, хотя по проходимости они и уступают более агрессивным вариантам.

Чтобы велосипед был заметен в темноте, на спицах крепят светящуюся пластину ярко-оранжевого колера — катафот. Согласно правилам ПДД, катафоты должны присутствовать на байках всех типов.

Характеристики покрышек во многом обуславливают общее впечатление от езды, поэтому их выбору следует уделить особое внимание. Для начала нужно оценить размер элемента, как правило, его обозначают двумя парами цифр: первая из них определяет диаметр колеса, а вторая указывает на ширину самой покрышки. Приведем пример: покрышка с маркировкой 26х2,1 используется для стандартных колес размером 26 дюймов с шириной 2,1 дюйма. При этом чем шире покрышка, тем прочнее она будет удерживать байк на поворотах, хотя и существенно потеряет в накате.

Имейте в виду: чем менее выраженным будет узор протектора, тем на более твердую дорогу рассчитана покрышка. Таким образом, самый «зубастый» рисунок будет приемлем для эксплуатации по глине, бездорожью и грязи, а вот для более плотных и твердых покрытий можно сделать выбор в пользу резины с более плоским узором и смягченным компаундом.

Компаунд — это смесь нескольких сортов резины, которая обеспечивает необходимую износостойкость, прочность и сцепные характеристики покрышек.

Системы управления и амортизации

Одним из базовых элементов устройства является амортизационный механизм, который обуславливает смягчение ударных нагрузок на раму и другие конструкции велосипеда за счёт глушения колебаний. В состав амортизационной системы входят сразу несколько составных элементов.

Традиционно передний стакан велосипедной рамы через шток руля крепится внутрь вилки, а в её ушках монтируется колесо. Для того, чтобы обеспечить беспрепятственное вращение на поворотах, в стакане монтируется рулевая колонка.

Для чего нужен руль, думаем, нет нужды объяснять, а вот его технико-эксплуатационным параметрам – ширине, величине подъема, апсвипу и бэксвипу – нужно уделить особое внимание. Последние два обеспечивают необходимый загиб руля назад и вверх.

Обращаем отдельное внимание на то, что более широкий руль позволяет пользователю дать максимум контроля над его ТС и тем самым способствуют повышению эффективности управления, но одновременно немного замедляют это самое управление.

Подъём руля обеспечивает правильное положение ездока: чем он ниже — тем более агрессивную позицию вынужден занимать райдер. Параметры апсвип и бэксвип индивидуальны, зачастую они помогают самой простой металлической конструкции трансформироваться в физиологически комфортный элемент во всей схеме байка. При покупке подходящего руля лучше всего сходить в спортивный магазин и подержать предлагаемые изделия в своих руках, что позволит вам получить представление о том, какие именно эксплуатационные параметры будут для вас оптимальными.

По краям руля вставляются баренды — специальные заглушки, которые способствуют снижению травматизма. Не стоит недооценивать тот риск, который несут в себе торцы руля — ситуации, когда пользователи повреждали ими живот или ноги, случаются очень часто.

Чтобы руки в ходе езды не соскальзывали, конструкцией предусмотрены прорезиненные ручки (их называют грипсы).

В современных моделях установлены lock-on грипсы, которые отличаются наличием фиксирующих колец на торцах. Такое решение существенно облегчает их монтаж и не позволяет накладкам соскальзывать. Более простые модели держатся лишь за счет трения.

Вынос — это деталь, которая обеспечивает необходимое удаление руля от рамы. Она фиксируется к регулировочной трубе. На различных моделях байков могут ставиться регулируемые или жёсткие выносы. На простых велосипедах их нет.

Седло крепится в центральной части рамы, оно может изменяться по высоте, поэтому пользователи всегда могут выбрать комфортную посадку. Ширина сёдел варьируется в зависимости от характеристик велосипеда. Допустим, на дорожных байках они немного шире, нежели у горных (МТБ).

Конструкция трансмиссии и тормозов

Это то, без чего ни один двухколесный транспорт попросту не поедет. Трансмиссия представляет собой весьма сложный узел, который состоит из самых разнообразных механизмов, а именно:

  • каретки;
  • звёздочек;
  • педалей;
  • шатунного механизма;
  • велосипедной цепи;
  • манеток;
  • различных переключателей скоростей.

Кареточный узел располагается в нижней части велосипедной рамы. Он соединяет шатуны с передними звездочками. Каретка обуславливает беспрепятственный ход за счет зафиксированных подшипников и прикрепленной к ним сквозной оси.

Шатуны — важнейшие для взаимодействия каретки с педалями элементы. Они могут иметь несколько способов крепежа: либо квадратное, либо шлицевое.

Педали функционально представляют собой необходимые опоры для ног, через них физические усилия переходят на шатуны. Они могут выполняться в нескольких вариантах.

  • Классические (их еще называют платформы). Такие педали устанавливаются на байки базового уровня. В этом случае пользователь может кататься абсолютно в любой обуви — здесь сцепление с педалью осуществляется через трение.
  • Контактные. Такие педали имеют особые вставки, которые могут предназначаются исключительно для специализированной обуви.
  • Экстремальные. Крепятся на спортивные байки, их отличает наличие фиксаторов, довольно широкая поверхность, а также внушительная толщина.

Задние звёздочки скоростного велосипеда фиксируются ко втулке заднего колеса. Традиционно на каждую переднюю звездочку приходится пара-тройка задних. При езде маленькие звёздочки обеспечивают повышенную передачу, а более крупные — низкую.

Соединительной деталью между ними является цепь. Ее движение производится через переключатели, которые, в свою очередь, управляются через манетки на рулевом механизме.

Важнейшим элементом схемы конструкции любого двухколесного ТС считаются тормоза. В случае отсутствия либо неисправности тормозной системы выводить ТС на улицы категорически запрещается ПДД.

Современные тормозные механизмы для байков имеют несколько классов.

  1. Обводные. Они представляют небольшие зажимные приспособления с колодками. Обычно имеют только одно крепление.
  2. Дисковые. В этом исполнении колодки фиксируются к диску за счёт нажатия ручки.
  3. Барабанные. Этот вариант тормозной системы в наши дни принято считать устаревшим. В подобных велосипедах барабан прикрепляется к задней втулке и создает взаимодействие между колодками путем педалирования. Для того, чтобы механизм впустую не проворачивался, в него устанавливают стопор. Результативность торможения подобной системы ниже, чем у первых двух, однако для бюджетных байков является оптимальным.

Обзор комплектующих

Приобретая велосипед, пользователи зачастую не уделяют нужного внимания запчастям, поскольку компоновка байка в большинстве случаев предусмотрена производителем.

Однако вы непременно столкнетесь с выбором запчастей в следующих ситуациях:

  • если решите самостоятельно собрать байк «с нуля»;
  • если вам потребуется заменить изношенные детали, вышедшие из строя;
  • если вы решили провести апгрейд, заменив низкокачественные компоненты на более функциональные.

При выборе любых деталей очень важно обеспечить их максимальное соответствие: вы должны точно знать их размер и вариант крепления, а также другие технические особенности.

Чтобы сделать правильный выбор, можно просто взять с собой изношенную деталь либо переписать все её параметры. Будет нелишним еще перед покупкой уточнить, какие разновидности той или иной детали можно использовать для каждого конкретного байка.

При выборе комплектующих лучше всего сделать выбор в пользу изделий известных брендов, качество которых проверено временем. Подавляющее большинство райдеров покупают для своего двухколесного транспорта запчасти марок Shimano либо Sram. В сегменте велосипедных запчастей эти два бренда считаются монополистами.

Неплохим качеством обладают составляющие фирм Sunday, а также Fit и United — их чаще всего выбирают любители экстремального катания. Для скоростных байков можно порекомендовать комплектующие от Cinelli.

Выбирая известную марку, вы заплатите дороже, но стоимость с лихвой окупится практичностью и долговечностью детали.

Об устройтве велосипеда смотрите далее.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.