Top.Mail.Ru
Внимание

Произвольное внимание: что это такое и как развить?

Произвольное внимание: что это такое и как развить?

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. В каком возрасте начинает складываться?
  3. Виды
  4. Как развить?

Внимательный человек всегда имеет большие преимущества. Он способен увидеть и запомнить те факты, которые могут просто не заметить другие люди. Именно поэтому необходимо развивать внимание. Желательно это делать с самого детства. Тогда ребенок вырастет неравнодушным к окружающему миру и будет иметь очень хороший интеллект.

Что это такое?

Если говорить о внимании в целом, то такой процесс называется избирательной направленностью на какой-либо объект. Обычно такой интерес бывает довольно высоким. Именно поэтому в нашем уме откладываются разные подробности того или иного события. Есть произвольное и непроизвольное внимание. Непроизвольное внимание имеет биологическое происхождение, а произвольное является результатом некоторой деятельности человека.

В психологии произвольное внимание считается особенным, так как индивид проявляет при его осуществлении силу воли, чтобы обратить свой взгляд на некий факт или информацию. У детей познавательный процесс сначала строится на ярких картинках или жизненных моментах. Так работает непроизвольное внимание. А вот произвольное внимание нужно у ребенка развивать, так как оно не дается с рождения. И чем раньше начнется развитие данного вида мозговой деятельности, тем быстрее разовьется интеллект у ребенка.

Необходимо знать, что произвольное внимание проявляется только тогда, когда мы ставим перед собой какую-либо задачу. Например, запомнить тот или иной материал. Управлять произвольным вниманием человек учится с самого детства. И когда такой процесс входит в привычку, индивид может легко сконцентрироваться на цели и решить поставленную задачу. Именно поэтому зачастую усидчивые ученики добиваются больших успехов. Они сначала заставляют себя постоянно заострять внимание на той или иной информации, а потом такой процесс входит в норму. И это еще раз доказывает, что произвольное внимание обусловлено постановкой той или иной цели.

Запомните, что произвольное внимание характеризует волевые качества человека, определяет его деятельность и круг его интересов. Его функция заключается в регулировании течения психических процессов.

Именно поэтому благодаря работе произвольного внимания человек может легко найти в памяти нужную информацию и воспроизвести ее. При этом процессе задействуется кора больших полушарий мозга человека. Они как раз и отвечают за корректировку деятельности, а также за программирование этой деятельности.

Особенность произвольного внимания заключается в присутствии некоего раздражителя, который приходит от второй сигнальной системы. Таким образом, человек может отдавать «приказы» самому себе. Вот именно поэтому произвольное внимание считается высшей психической функцией, которая присуща только человеку. При работе данного внимания происходит сознательное приложение волевых усилий, которые не могут исчезнуть только потому, что у человека в этот момент может возникнуть отвлекающий вариант.

Подведем итог и рассмотрим отличительные особенности произвольного внимания:

  • произвольность;
  • осознанность и опосредованность;
  • оно не возникает при рождении, а формируется;
  • данная функция возникла в ходе эволюции, которая коснулась развития человеческого общества;
  • она также зависима от непосредственной включенности в процесс обучения и запоминания той или иной информации;
  • данный вид мозговой деятельности проходит определенные фазы развития в онтогенезе.

В каком возрасте начинает складываться?

Произвольное внимание начинает проявляться уже тогда, когда мы младенцу показываем на игрушку и даем ее потрогать. Данный процесс можно назвать простейшей формой. В течение 3-х лет этот процесс совершенствуется, и уже к 4-5 годам ребенок способен выполнять некоторые сложные указания, которые дает ему взрослый человек. К 6 годам у дошкольников вырабатывается направленное внимание. Зачастую оно основывается на «указаниях» самому себе.

В познавательной сфере непроизвольное внимание также играет важное значение. Внимание маленьких детей, как мы уже знаем, направлено на яркие моменты и звуки. В этом случае особых волевых усилий не требуется. Однако такая деятельность является недостаточной для того, чтобы ребенок смог правильно развиться в интеллектуальном плане и познавать окружающий мир. Например, ребенок без труда играет с игрушками, бегает и прыгает. Такие действия хорошо развивают двигательную сферу его деятельности. Однако они не смогут помочь ему вступить в социальное общество и стать его полноправным членом. А вот такие действия, как мытье рук, ребенок сможет освоить только тогда, когда ему помогут это сделать взрослые. В результате он постепенно начнет вливаться в социальную жизнь.

Именно произвольное внимание помогает выработать у дошкольников определенные навыки и привычки, которые не всегда им интересны. Такая мозговая деятельность развивается не в один миг. У детей младшего и школьного возраста этот процесс может занять достаточно долгое время. Чем взрослее становится ребенок, тем все больше возникают факторы, влияющие на выработку произвольного внимания.

Например, школьнику нужно усвоить цифры и алфавит, научиться считать и писать, то есть всерьез заняться познавательной сферой. А для этого нужно сделать так, чтобы произвольное внимание вошло в норму.

Сказать, что у ребенка развилось произвольное внимание, можно в том случае, когда:

  • он легко воспринимает словесную инструкцию;
  • он использует алгоритм, который показали ему взрослые, и этот процесс будет зафиксирован на довольно долгое время;
  • может взять под контроль свои действия или по крайней мере попытается это сделать.

Запомните: речь играет немаловажную роль в развитии внимания. Именно поэтому ребенок должен как можно раньше овладеть хорошей речью.

Поведем итог: способности, которые позволяют ребенку концентрировать свое внимание на чем-либо, развиваются постепенно. Поэтому со временем дети начинают меньше отвлекаться на незначительные вещи.

Опираясь на данные факты и на различные исследования, можно отметить, что в возрасте 3 лет ребенок может отвлекаться от направленной деятельности примерно 4 раза (если эта деятельность продолжается в течение 10 минут). А уже в 6 лет этот же ребенок отвлекается в течение 10-минутного занятия только 1 раз.

Совет: если вы занимаетесь с детьми-дошкольниками для того, чтобы развить произвольное внимание, вам необходимо учитывать вышеуказанную информацию и выбирать такие упражнения, которые будут короткими и чередующимися.

Учтите также, что к 6-летнему возрасту у детей вырабатывается произвольное и послепроизвольное внимание. В этом возрасте дети способны усилием воли направить свое внимание на нужную информацию и даже удерживать его в течение 40-45 минут.

Виды

Внимание человека многогранно. Рассмотрим этот вопрос более подробно. Существует непроизвольное внимание (оно вызывается неожиданными факторами), а также есть произвольное внимание (возникает, если человек прилагает усилие воли) и послепроизвольное внимание (возникает после произвольного и включает в себя черты непроизвольного и произвольного внимания).

Рассмотрим также, какими свойствами обладает внимание человека в целом:

  • устойчивостью, благодаря чему поддерживается интерес к какой-либо деятельности или информации;
  • избирательностью, посредством чего человек может специально сосредоточить свое внимание на объекте и информации, если эти два фактора вызвали у него интерес;
  • объемом – человек может сосредотачивать внимание сразу на 6-7 объектах;
  • распределительностью – она обеспечивает одновременный интерес сразу к нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними;
  • переключаемостью, которая позволяет переключать внимание человека с одного места на другое.

Произвольное внимание считается наиболее востребованным, когда речь заходит о развитии интеллекта. Именно поэтому оно имеет некоторые виды:

  • выжидательный – проявляется тогда, когда человеку приходится решать задачи и прикладывать некие усилия для этого;
  • волевой – активируется тогда, когда возникает внутренний спор между командой «нужно» и «не хочется»;
  • сознательный – не требует больших затрат и легко производится;
  • спонтанный – стоит рядом с послепроизвольным вниманием, здесь главное – начать и запустить процесс, а дальше не нужно будет уже прикладывать никаких усилий.

Как развить?

Ум детей довольно восприимчив к обучению. Знайте, что произвольное внимание само по себе у ребенка не сформируется. Поэтому родителям необходимо развивать именно этот вид интеллектуальной деятельности. Рассмотрим примеры игр и упражнений, которые направлены на такую деятельность.

  • Игра «Следи за другими». Игру желательно проводить в большом детском коллективе. Ведущий предлагает детям двигаться друг за другом. А перед этим он заранее объясняет участникам: если последует команда «стоп», то все должны остановиться и затопать ногами. После чего нужно повернуться в обратную сторону на 180 градусов и продолжить движение. Участник, допустивший ошибку, выбывает из игры.
  • Игра «Коршун». Один из ребят садится на стул. Ведущий произносит слово «ночь». В это время ребенок, который выполняет роль коршуна закрывает глаза и ждет. Другие дети, наоборот, прыгают или бегают. Как только прозвучит команда: «день», то все участники должны замереть. Участник, не услышавший команду «ночь» и продолжающий выполнять непроизвольные действия, проигрывает. Он становится коршуном, и игра снова продолжается.
  • Также можно предложить игру «Поймай момент». Ведущий показывает детям различные движения. Участники должны их повторять только в том случае, если взрослый произносит команду «повтори». Если команды не было, дети остаются неподвижными. Тот ребенок, который проявил невнимательность и повторил движение без команды, выбывает из игры.
  • Интересное упражнение под названием «Печатаем слово». Для его выполнения участникам игры раздаются большие буквы, вырезанные из твердой бумаги. Ведущий игры на доске пишет слово (желательно, чтобы слова были знакомые, такие как «парта», «ручка», «ложка», «стол»). Дети, у которых есть буквы, содержащиеся в написанном на доске слове, хлопают в ладоши. Как только слово «соберется», все кричат «Ура».
  • Игра под названием «Зоркие соседи» также способствует формированию внимания. Для осуществления игры дети выстраиваются в круг. В середину становится водящий. Он ходит по кругу и «усыпляет» внимание игроков. Затем водящий внезапно должен остановиться возле одного из участников и сказать: «Руки вверх». Тот участник, на которого указал водящий, остается в неподвижном состоянии, а стоящие рядом игроки- «соседи» должны поднять руки вверх. Если кто-то проявит невнимательность, выбывает из игры.

Учтите: возрастные возможности ребенка могут ограничивать его способности. Например, некоторые родители считают свое чадо невнимательным.

Такие выводы они делают не подумав. На самом деле они предъявляют своему чаду очень высокие требования, задавая непомерные для его возраста задачи. Чтобы не делать ошибок, необходимо тщательнейшим образом подходить к выбору деятельности ребенка и учитывать его возрастные возможности.

Выше были приведены игры, которые можно предложить дошкольникам, а теперь рассмотрим некоторые упражнения для детей-школьников.

  • Умение сосредотачивать внимание разрабатывается упражнением «Переверни слово». Для его проведения ученикам предлагаются слова, в которых буквы перевернуты. Например, такие: снаве – весна; тапар – парта; лакош – школа. Дети должны определить слово и правильно его записать.
  • Упражнение «Найди ошибки» позволяет детям развить грамотность и внимание. Учитель на доске пишет предложение и делает намеренно ошибки. Например, «Миша поше гулять с сабакой и не замети, как заблудился». Учитель предлагает ученикам определить ошибки и записать предложение правильно. В данном действии участвует весь класс.
  • Упражнение «Найди другое слово» развивает не только внимание, но интеллект. Для его выполнения учитель пишет на доске слова, в которых спрятано еще одно слово. Например, «укол» (кол), «смех» (мех), «вдруг» (друг). Дети определяют спрятанные слова и записывают их в тетради в столбик.
  • Упражнение под названием «Найди родственные слова» поможет развить произвольное внимание. Для его выполнения на доске пишут начальное слово, например, «ложка». К этому слову необходимо подобрать как можно больше однокоренных слов: «ложка – ложечка, положить, ложе, положение». Победителем становится тот, кто напишет наибольшее число однокоренных слов.
  • Упражнение «Найди лишнее слово». Учитель пишет на доске слова, близкие по сути. Например, «кошка», «лошадь», «корова» – они относятся к домашним животным. В этот список необходимо внести еще и слово «щука». Щука – это рыба. Школьники должны найти «неправильное» слово.
Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.