Top.Mail.Ru
Внимание

Внимательность: что это такое и как ее развить?

Внимательность: что это такое и как ее развить?

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. Уровни
  3. Какими умениями обеспечивает внимательность?
  4. Из-за чего возможно снижение?
  5. Практики для улучшения

Каждый человек периодически сталкивается с рассеиванием внимания из-за посторонних мыслей, не дающих сконцентрироваться на необходимых действиях. Специальные тренировки могут вам помочь прийти в состояние собранности и повысить свою внимательность.

Что это такое?

Описание слова «внимательность» сводится к двум его значениям, одним из которых является обходительность, проявление внимания к кому-нибудь, заботливость. К области психологии относится понятие со вторым значением. Оно отражено в следующем определении: внимательность – это свойство сознания, основанное на повышенной сосредоточенности и концентрации внимания на каком-нибудь объекте, явлении или деятельности.

На качестве личности отражается умение или неумение человека пользоваться основными свойствами внимания: объёмом, направленностью, фокусированием, распределением, интенсивностью, напряжённостью, устойчивостью и переключаемостью.

Эти свойства неразрывно связаны с осуществляемой субъектом деятельностью. На начальном этапе внимание равномерно распределяется на несколько явлений или объектов. В этот момент ещё нет устойчивой сосредоточенности. Затем сознание вычленяет наиболее важные действия или предметы, необходимые для конкретной работы. Психические процессы начинают фиксировать именно их.

Внимательность зависит от умения сосредоточиться, сфокусировать внимание на главном с отвлечением от второстепенных данных, лишних раздражителей во время выполнения какой-либо деятельности. При плохо развитой произвольности психических процессов фиксация внимания на нужном объекте происходит с трудом. Малышам сложно удерживать внимание на чём-то длительное время. Шум в классе или мысли о предстоящем футболе могут помешать школьнику сосредоточиться на выполнении письменного задания. Таким образом, концентрация внимания при выполнении определённых действий обычно затруднена при наличии внешних раздражителей или отстранённых мыслей.

В психологии внимательность не относят к самостоятельному психическому процессу. Она отражает признаки других процессов. Субъект действует, размышляет, слушает, смотрит внимательно или невнимательно. Внимательность как качество личности формируется в результате тренировки внимания. Некоторым удаётся достичь мастерства в умении сконцентрироваться на очень скучном деле.

Такой процесс иной раз свидетельствует о высокой компетенции демонстрирующего отличные результаты сотрудника в структуре профессионального труда.

Уровни

В психологии описано 3 уровня возможности использования человеком внимательности.

  • Пассивная степень может быть обусловлена непроизвольным вниманием. Она устанавливается и поддерживается независимо от желания субъекта. Воздействие раздражителя непроизвольно создаёт кратковременную установку, не осознаваемую самим человеком. Психологическое состояние индивида и прошлый опыт позволяют распознать раздражители и быстро включиться в привычную деятельность. К минусам непроизвольного внимания относят снижение продуктивности работы в целом. Появлению пассивной внимательности служат такие причины:
    1. движущиеся предметы;
    2. неожиданность, сила или новизна раздражителя;
    3. контрастность действий или объектов;
    4. душевное состояние личности.
  • Произвольная внимательность основана на сознательном управлении собственным вниманием, планомерной сосредоточенности на определённой работе. К психологическим особенностям относят её сопровождение переживанием напряжения и волевого усилия. Данный уровень внимания имеет следующие виды:
    1. собственно, произвольная внимательность направлена на достижение заблаговременно выбранной цели;
    2. волевая сосредоточенность помогает абстрагироваться от отвлекающих факторов и сконцентрироваться на конкретном деле;
    3. ожидательная внимательность связана с бдительностью, настороженностью.
  • Стадия послепроизвольной внимательности означает наличие сознательной нацеленности на объект внимания при отсутствии напряжения, свойственного произвольной сосредоточенности.

Появление новой установки сопряжено с актуальностью действий, а не с предшествующим опытом субъекта.

Какими умениями обеспечивает внимательность?

Это качество позволяет человеку совершенствовать свои навыки в поиске различных недочётов, возможности сопоставления. У внимательных людей формируется умение замечать любые изменения, фиксировать в голове то, что они видят или чувствуют. Писатели и художники отличаются способностью наблюдать вещи, на которые обычные люди чаще всего не обращают внимания. Творческим натурам свойственно подробно описать человека после мимолётной встречи с ним.

Внимательность взаимосвязана с наблюдательностью. Очевидцы какого-нибудь одного происшествия могут описать его по-разному. Это зависит от их умения проявлять наблюдательность, которая заключается в способности подмечать существенные или малозаметные детали. Профессиональная точка зрения может существенно отличаться от мнения дилетанта, адекватность восприятия реальности которого будет значительно ниже.

Многим профессионалам требуется внимание к мелочам. Сотруднику дают инструкцию, в какой последовательности производить действия, на каком этапе проверить одну деталь, в какой момент – другой элемент. Подобный алгоритм помогает человеку в профессиональных вопросах. Например, часовщику необходимо расположить микроскопические детали так, чтобы весь аппарат часов работал слаженно.

Внимательность при определённых обстоятельствах не раз спасала людям жизнь. С целью развития этого качества родители с детства прививают ребёнку умение правильно переходить дорогу: «Сначала посмотри налево, потом – направо, убедись в своей безопасности и только тогда начинай движение».

Из-за чего возможно снижение?

Проблемы с вниманием могут возникнуть из-за стресса, тревожности, депрессии, неправильного питания, плохого сна, недостаточной физической активности. Появление интернета привело к снижению сосредоточенности на чём-то главном. Социальные сети, мессенджеры с включёнными уведомлениями постоянно отвлекают пользователя. Сконцентрироваться при проявлении максимума усилий порой не получается из-за чтения книг с мобильного устройства вечерней порой. Разбросанные по странице ссылки, большое количество открытых вкладок рассеивают внимание человека.

К снижению внимательности нередко приводят следующие причины:

  • усталость, перенапряжение нервной системы;
  • необходимость в одновременном выполнении множества задач;
  • низкий уровень мотивации, заинтересованности субъекта;
  • нежелание прилагать лишние усилия, лень;
  • возрастные изменения, связанные с расстройством мозговой деятельности;
  • рассеянность как свойство личности.

Практики для улучшения

Существует множество различных техник, с помощью которых можно избавиться от невнимательности. Особенно эффективны приёмы, способные организовать сосредоточенность субъекта на деталях. При подсчёте предметов одного вида рекомендуют сконцентрироваться на их количестве от 4 до 10. Например, постарайтесь запомнить 4 элемента одежды у любого прохожего, попытайтесь создать логическую цепочку. Перед сном восстановите в памяти то, на чём фокусировали своё внимание днём. Попробуйте считать проезжающие мимо автомобили определённого цвета или вести одновременный подсчёт тополей и берёз, встречающихся по пути домой.

В таблице Шульте хаотично разбросаны цифры. Их следует найти и мысленно расположить в нужной последовательности: от 1 до 25. Концентрация внимания на необходимых числах и вычленение их тренируют мозг. На выполнение задания надо затрачивать не более 4 минут. Можно усложнять задачу расстановкой по порядку цифр разных размеров и расцветки. Можно найти иллюстрации с большим количеством чисел.

Привлечь внимание к деталям могут задания, рассчитанные на сравнение двух картинок, отличающихся друг от друга незначительными элементами. При поиске отличий работа мозга нацелена на обнаружение едва различимых деталей. Таким способом тренируются внимательность и наблюдательность. Рисование по клеточкам и графические диктанты сводятся к изображению повторяющихся элементов узора.

Одновременное зеркальное рисование двумя руками кружков, треугольников, квадратиков, зигзагов с соблюдением плавности линий и остроты углов тренирует внимание и развивает правое полушарие головного мозга.

Во время выполнения упражнения на восприятие цветового спектра в таблице Струпа требуется произносить вслух не написанное слово, а его расцветку. Трудность состоит в том, что слово «жёлтый» может быть написано красным цветом, а «зелёный» иметь синий тон. Это сбивает с толку. Преодоление подобного диссонанса способствует улучшению способности фокусировать своё внимание.

Большое значение в развитии внимательности имеют различные игры, так как в них всегда присутствуют определённые правила и действия, которые требуют сосредоточенности и наблюдательности. Игры в шашки и шахматы способствуют ещё и развитию интеллекта. Старинная забава «Чёрный с белым не берите, да и нет не говорите» предполагает вопросы, провоцирующие на ответ с запретным словом. Игроку необходимо отвечать быстро и в то же время вдумчиво.

Игры «Морской бой», «Проведи жучка» развивают сосредоточенность и концентрацию внимания у детей и взрослых. Хорошо тренирует наблюдательность игра «Мемори». Нужно запомнить лежащие на столе предметы. Затем какой-то человек отворачивается. Его напарник в это время убирает одну вещь. Повернувшись, игрок должен назвать исчезнувший предмет.

Специально для детей разработана методика «Волшебные квадраты», целью которой является развитие внимания у школьников. Она представляет собой модификацию головоломки «судоку». На начальном этапе ребёнок должен найти по одной цифре в окошке, затем надо отыскать по 1–2, потом – 2–3 и до тех пор, пока сумма чисел в каждой строке, столбце и на обеих диагоналях не станет одинакова.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.