Китайская культура интересна для многих любознательных людей мира, особенно своей самобытностью и связью со многим древними традициями. При этом меньше всего обычные люди знают о музыкальной культуре Поднебесной, распространённых там музыкальных инструментах, происхождение которых исчисляется не только веками, но и десятками веков. Об одном из таких инструментов — флейте ди — и говорится в этой статье.
Этому музыкальному инструменту не менее 8 тыс. лет, что подтверждено недавними археологическими раскопками в районе провинции Чжэцзян. Эти раскопки отвергли гипотезу о среднеазиатском происхождении флейты ди, которую якобы завезли в Китай незадолго до начала современного летоисчисления (примерно за 100 лет до н. э.).
Особенности
Древняя китайская ди (дицзы) относится к поперечным флейтам, так как рабочее отверстие («свисток») для вдувания воздуха изо рта музыканта у неё находится сбоку трубочки. Игровые отверстия так же размещены в один ряд после свистка по длине инструмента (ближе к краю). Кроме этих мелодических отверстий, имеется ещё одно, которое называется «димо». Оно во время игры перекрывается тончайшей плёнкой и выполняет функцию мембраны, влияющей на звучание флейты. Димо находится отдельно — между свистком и игровыми отверстиями.
Дицзы изготовляется из цельного отрезка бамбука или тростника, бывают модели из кости, металла и даже камня. Тростниковая и бамбуковая флейты обычно в нескольких местах перетягиваются рядами прочной нити для защиты стволов (корпусов) от пересыхания, а затем покрываются лаком.
Есть и другие названия китайской поперечной флейты (дизи, хенгди). Кроме того, инструмент имеет 2 разновидности — цюйди и банди. Вторая из этих разновидностей настроена на более высокий звук.
Звучание
По своему устройству и принципу действия дицзы мало чем отличается от европейской флейты, а вот звук её напоминает, конечно, китайские национальные мотивы. Бамбук славится хорошими резонаторными особенностями, поэтому флейта из этого материала звучит звонче, нежели из металла, кости или камня. Но это только в том случае, если установлена мембрана. Заклеив мембранное отверстие изолентой, можно получить лишь обычный звук флейты, без «китайского» зудящего колорита.
Ди настраивается на звуки мажорной диатоники. Инструмент имеет довольно сочное звучание, которое обеспечивается встроенной внутри тростью и поддерживается традиционным китайским зудом мембраны. В общем, звучание необычное, а диапазон флейты довольно широкий — более двух октав. Это позволяет использовать дицзы в самых разнообразных оркестровых композициях.
Как играть?
Игра на флейте подразумевает зажимание пальцами обеих рук определённые комбинации отверстий (клапанов), за счёт чего изменяется звучание инструмента. Естественно, на каждый издаваемый флейтой звук существует своя аппликатура (пальцовка).
Для начинающих флейтистов в первую очередь необходимо изучить пальцовку.
В помощь этому процессу разработаны разные схемы аппликатуры, а также варианты извлечения даже одной и той же ноты. Имеются еще различные технические нюансы с дыханием, прямым и угловым выдыханием потока воздуха через рабочий клапан (свисток), слайдовая и трельная техники пальцев, языковая техника. Но последнее всё для новичка пока что недоступно.
Начинающему музыканту нужно научиться выдувать ноты: сначала каждую по отдельности, изучая аппликатуру, а затем извлекать их по очереди, двигаясь по основному звукоряду от самой низкой ноты до верхней в пределах диапазона.
В современной исполнительской практике существуют флейты дицзы разных строев.
Эти строи обычно обозначают с помощью латинских буквенных наименований соответствующих нот.
Наиболее распространены следующие строи ди:
- «До» (C);
- «Ре» (D);
- «Соль» (G);
- «Ми» (E);
- «Фа» (F).
На флейте строя «До» (C) нужно закрыть пальцами левой рукой 3 из 6 отверстий, чтобы по высоте получить звук, соответствующий ноте «До» первой октавы. Последовательно закрывая пальцами правой руки остальные 3 отверстия, мы спустимся от «До» первой октавы к «Соль» малой октавы, и это будет самая нижняя нота в данном инструменте.
Все остальные ноты в этом и любом другом строе инструмента можно изучить по графическому типовому изображению ниже, в котором нужно понять, что номера ступеней (конкретных звуков берутся от ноты строя инструмента).
В строе «До» 1-я ступень — это и есть нота «До», 2-я — «Ре», 3-я — «Ми», 4-я — «Фа» и так далее.