Флейта

Флейта: описание и разновидности

Флейта: описание и разновидности

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. Устройство
  3. Виды
  4. Чем отличается от дудочки?
  5. Как выбрать для начинающих?
  6. Как играть?
  7. Интересные факты

Описание флейты в общем виде и ее разновидностей может оказаться очень интересно для увлеченных музыкальной тематикой людей. Необходимо разобраться, как выглядит поперечная, деревянная многоствольная, альтовая, античная и другие варианты. Также важно выяснить, как ее выбрать, как играть, а еще узнать много дополнительных интересных фактов.

Что это такое?

Сразу стоит указать, что флейта — это не какой-то один музыкальный инструмент, как часто полагают несведущие люди. Это целая группа духовых инструментов, обязательно деревянных, и она имеет длительную историю. Характерная особенность звучания флейт связана с тем, что оно возникает из-за рассечения воздушного потока о границу. Язычок, который типичен для остальных духовых, тут не используется вовсе. Не всякое дерево подходит для изготовления такого инструмента.

Обязательно используют для свисткового блока только твердые породы. Собственно канал для пропуска звука может делаться и из мягкого дерева. Знатоки отмечают, что в этом случае звуковая картина выглядит мягче и приобретает бархатные нотки. Но надо понимать, что самые мягкие породы сильно страдают от теплого увлажненного воздуха. Компенсировать этот эффект можно за счет нанесения полиуретанового лака — однако это устраняет характерные нотки и делает звучание однообразнее.

Губная пластина флейты присоединяется к головной трубке через специальную пластинку. Давно установлено, что самые красивые неповторимые звуки возникают в среднем регистре. Они отличаются ясностью, прозрачностью и чистотой. Недаром ряд средневековых легенд и романтических рассказов посвящен мистическим эффектам флейты. Считается, что исполняемая на ней музыка обязательно вызывает самые позитивные эмоции. Сказать, в каком году появились первые древние флейты, невозможно, даже век их создания установить нельзя. Достоверно известны находки таких инструментов возрастом 35-40 тысяч лет до нашей эры.

Однако археологи и другие специалисты не исключают, что некоторые прообразы придумали заметно раньше. Самым ранним предшественником флейт считается простой свисток, который постепенно начали оснащать отверстиями. Зажимая их, древние музыканты могли влиять на высоту издаваемого звука. Дальнейшее усовершенствование велось за счет удлинения свистковой трубочки и добавления отверстий. Звуковой диапазон удалось расширить. Постепенно началось и создание новых приемов игры. Затем флейты начали делиться на несколько вариантов по качеству и характеристикам звучания.

Близкий к современному виду инструмент появился 3-5 тысяч лет назад.

Устройство

Помимо основных вех развития, необходимо охарактеризовать и строение флейты. Влиять на высоту звука можно за счет такого приема, как передувание, то есть извлечение губами гармонических созвучий. Ту же задачу можно решить, открывая и закрывая отверстия (для этого используются клапаны). Чаще всего флейты делают металлическими, чуть меньше применяют древесину. Стекло, пластмасса и композиты используются лишь изредка. Диапазон этого инструмента составляет примерно 3 октавы. Подняться выше нотки «до» на четвертой октаве весьма затруднительно. Но все же опытные флейтисты на хорошем инструменте могут немного приподнять эту планку.

Рассказ, как устроена флейта, стоит начать с ее верхней части. Там в боковой плоскости размещено отверстие, через которое вдувается воздух. Сами музыканты называют его просто — дульцем. А вот в технической документации чаще встречается термин «амбушюрное отверстие». Снизу оно дополнено утолщениями, похожими на губы. Их задача — повышать устойчивость игры, блокируя чрезмерный отток воздуха. Головка оканчивается пробкой, с которой надо обращаться как можно аккуратнее; замена головной части позволяет корректировать звучание инструмента.

Далее идет так называемое «тело» флейты. Оно располагается в середине. В этом сегменте размещают каналы, служащие для извлечения звука, а также клапаны, позволяющие закрывать и открывать эти каналы. Механика «тела» требует особо тонкой настройки. Обращаться с ней нужно максимально осторожно. Колено оснащают клавишами. Играть на них нужно правым мизинцем. Существует два формата колен — До и Си. Клапанная механика делится на разновидности inline и offset.

Несмотря на то что специфика внешне сводится только к расположению клапана Соль, это влияет на особенности постановки рук музыкантов. Сложные флейты оснащаются открытыми клапанами. Пользоваться таким инструментом можно только при наличии солидного опыта. Колено также конструктивно отличается.

Материалы профессиональных изделий подбираются гораздо тщательнее, нежели для простых бытовых моделей. Разница касается и исполнения клапанов.

Виды

Флейта-пикколо

Ее альтернативное название — малая флейта. Считается, что это духовой инструмент с самым высоким звуком. Профессионалы говорят о «блестящем» тембре. В позиции форте он пронзителен и содержит свистящие нотки. Извлечение низкочастотных звуков физически невозможно.

Альтовые флейты

Их впервые представил в 1854 году Теобальд Бём. Музыканты отмечают тут «быстрый расход дыхания». Такая разновидность флейт выступает чаще не сама по себе, а как часть оркестра. Произведения с «партиями» для нее создавали уже многие композиторы XIX столетия. Среди них был и тот самый Бём.

Сиринга

Такое название получила одна из разработок древнегреческого периода. Эксперты считают ее подвидом продольных флейт. Первое упоминание такого слова найдено в бессмертной «Илиаде». В прошлом существовали одноствольные и многоствольные сиринги. Но те и другие давно уже вытеснены более совершенными вариантами.

Флейта Пана

Это типичная многоствольная конструкция. Точнее — обобщенное название целого ряда изделий со многими стволами. Свое имя подобные предметы получили в честь античного бога Пана. Конструкции могут быть сделаны как со скреплением, так и из разрозненных трубок. Сейчас этот вариант используется редко.

Ди

Такие флейты тоже бывают. Они связаны уже не с античной, а с китайской традицией. В КНР это один из самых распространенных духовых инструментов. Но изобретен он был не там, а в Средней Азии в начале нашей эры. Выделяют 2 подтипа ди, относящихся к южным и к северным районам Китая.

Ирландская флейта

Так называют тип поперечной флейты со специфической аппликатурой. Ее применяют, чтобы исполнять народную традиционную музыку Ирландии и северных районов Великобритании. Разработаны модели с клапанами и без них. Стоит учесть, что название «ирландская» условно, поскольку разработку придумали англичане.

Любопытно, что изначально предпочитали говорить не про ирландскую, а про «немецкую» флейту.

Кена

Это продольный инструмент, который помогает исполнять музыку местностей около Анд. Основным материалом для его изготовления выступает тростник. Музыканты за пределами Южной Америки кеной не пользуются. Был только один краткий всплеск интереса к ней в 1960-1970 годы. По умолчанию предусматривается 7 отверстий, 1 из них располагают внизу.

Свирель

Это продольная конструкция, типичная для русской культуры. Иногда она двойная (вернее, двухствольная), длина одного ствола – от 30 до 35 см. У другого она составляет 45-47 см. Верхние края стволов оканчиваются свистками. При настройке стволов добиваются получения «кварты».

Пыжатка

Это славянская или русская фольклорная небольшого размера флейта. Ее делают строго из дерева. Сечение трубочки составляет от 1,5 до 2,5 см. Длина колеблется от 40 до 70 см. На один край крепится «пыж», то есть пробка из дерева.

Сопель

Так называют еще одну традиционную русскую разновидность. Специалисты установили, что именно сопель появилась в Восточной Европе раньше, чем другие варианты. Для нее был характерен диатонический звукоряд. Акустический диапазон составлял примерно 2 октавы — впрочем, у современных типов ненамного больше. Сопель – это не просто инструмент с историей, на ней продолжают активно играть самодеятельные группы.

Окарина

Это древний вариант. Его было принято делать из глины. При первом взгляде на окарину трудно поверить, что это флейта, потому что внешне она ближе по форме к яйцу. Поверхность оснащают 4-13 отверстиями для пальцев. Иногда используется даже большая многокамерная окарина, и отверстий в ней также больше.

Блокфлейта

Само название уже говорит, что это флейта с блоком. Речь идет о близком родственнике свирели. Современные оркестровые блокфлейты получают уже и из пластмассы, а не только из дерева. На музыкальных возможностях это почти не отражается. Музыковеды давно отметили полный хроматический звукоряд и возможность играть в разных тональностях.

Другие

Электронная группа — просто дальнейшая модификация традиционного инструмента. По своему функционалу инструменты весьма разнообразны и зависят от конкретной модели. Корейская флейта имеет условное название тансо. Классический вариант ее делался из бамбука. Но современные образцы изготавливают из пластика. Басовая модель имеет обычно тональность C. Она на октаву ниже, чем концертный образец. Чаще всего ее используют во флейтовых хорах, а не поодиночке. Также встречаются иногда цуг-флейты. Они издают звук, максимально близкий к пению птиц.

Дополнительно существуют:

  • носовая;
  • формата соло;
  • пентатоническая разновидности инструмента.

Чем отличается от дудочки?

Разница между ними проявляется прежде всего по уровню и типу звучания. Сходство флейт и дудочек касается только внешних признаков. К тому же флейты сами по себе визуально отличаются, в зависимости от типа. Играть на них нужно различным образом. Более подробные сведения можно получить из конкретного описания.

Как выбрать для начинающих?

Самое важное — не оценить звуковой потенциал и особенности настройки флейты, а начать с отбора преподавателя. Только опытные педагоги и музыканты со стажем могут дать действительно ценные рекомендации. Лучше непосредственно с опытным человеком посещать магазин, чтобы там посмотреть на то, какие гаммы позволяет разыграть тюнер и корпус устройства, насколько оно удобно. Распространенное мнение состоит в том, что первый инструмент должен быть дешев. Однако это неверно, потому что самые доступные версии не имеют достойных характеристик.

Мало того, они служат недолго, и уже скоро придется покупать новое изделие. Неудобство и невозможность ремонта делают малобюджетные модели заведомо невыгодным приобретением. Стоимость продукции известных фирм выше, однако и прослужит она далеко не 1-1,5 года. Мало того, чем лучше инструмент, тем проще учиться музыкантам. Разница будет ощутимой и при концертном исполнении.

Важно: желательно сразу вместе с флейтой выбирать чехол. Лучше того же производителя и даже рассчитанный на конкретную модель.

Любой хороший магазин продает и все необходимые комплектующие, так что проблем возникнуть не должно. Особое внимание надо уделить качеству материала. Для начинающих музыкантов рекомендуется выбирать модели из нейзильбера, сумма характеристик которого вполне приемлема для обучения.

Губная пластина должна делаться из более качественного металла. Это же требование относится и к райзеру. Инструмент бюджетного класса выпускают из латуни, покрытой тонким слоем серебра. Чисто серебряные флейты нужны только для тех, кто уже имеет солидный опыт игры. Их стоимость не оправдывается для новичков; только подготовленные музыканты сумеют распознать четко акустические нюансы.

Флейты производят самые разные компании. Лучше обращать внимание на те марки, которые поставляют продукцию самых разных категорий, для новичков и профессионалов, для людей разного возраста и физических кондиций. Тогда в дальнейшем не придется переучиваться. Конкретную марку сами для себя определяют только опытные флейтисты. Если стажа игры нет, правильнее проконсультироваться у подобного знатока.

Популярностью еще некоторое время назад пользовались товары Yamaha. Но в последнее время музыканты отмечают снижение планки качества. Пока что на первый план вышли предложения от Di Zhao, Tomasi. Однако опять же не факт, что они останутся лидерами и через несколько лет. Разумеется, первую покупку лучше делать непосредственно, а не в онлайн-магазине — что особенно важно при покупке подержанных изделий.

Только наметанный глаз инструктора или умудренного годами игры музыканта сможет оценить, насколько флейта потрепана, насколько она сохранна, удобно ли будет ею пользоваться новичку. При хорошем обращении продукция приличных фирм прослужит неплохо, даже если она уже была какое-то время в употреблении. Но если планируется учиться в музыкальной школе, лучше брать новый экземпляр; его срок службы как раз достаточен для обучения. Детям лучше выбирать для первичной подготовки поперечные флейты с головкой в виде капли или литеры U. Такие решения относительно компактны и удобны. К сведению: такой же инструмент оптимален для людей с маленькими руками.

Еще новичкам стоит предпочитать изделия, у которых клапаны поставлены «не в линию». При подобном исполнении гораздо легче брать ноту соль. Выбор открытых или закрытых клапанов для первичного этапа обучения зависит от рекомендаций педагога. Именно его подход наиболее важен в этой теме. Если сложно отдать предпочтение одному варианту, надо покупать инструмент, укомплектованный особыми затычками.

Советы педагогов важны также для выбора ми-механики, нео-механики, системы Brogger, французского и немецкого вариантов инструмента. Без помощи экспертов разобраться в них сможет только профессионал.

Как играть?

Чарующий тембр звука извлекается из флейты не всегда сразу — но по мере набора опыта можно добиться потрясающего эффекта. Рекомендуется собирать инструмент строго по инструкции. Перед началом игры его части следует выравнивать. Левую руку ставят поближе к мундштуку, обращают к себе с противоположной стороны флейты (положив на верхние кнопки). Правую руку ставят около колена, ладонью от тела музыканта. С самого начала следует учиться правильно удерживать инструмент. Когда он будет привычен в руках, можно осваивать дутье. Иногда приходится отрабатывать само дуновение прежде, нежели будут сыграны ноты.

Некоторым людям приходится даже тренироваться с бутылкой, и только затем заниматься музыкальными тренировками. Расположение нот следует выучить наизусть, чтобы переключаться между ними не глядя. Надувать щеки при исполнении не требуется. В норме воздушный поток идет из диафрагмы, а не из глубины рта. Отработать надлежащий навык поможет звук «ту». Очень важное значение надо уделить каждой ноте, отработав ее до полностью безукоризненного исполнения. Только затем можно переходить к отыгрышу мелодий; на этом этапе плавный переход важнее технической безупречности.

Есть еще такие рекомендации:

  • поддерживать стабильное и четкое положение тела в ходе игры;
  • стоять или сидеть прямо;
  • избегать опоры на одну ногу;
  • держать шею ровно;
  • играть расслабленно;
  • лучше тренироваться 20 минут ежедневно, нежели 4 часа один раз в неделю;
  • снимать напряжение после каждой тренировочной или концертной игры при помощи растяжки;
  • быть морального готовыми, что не все всегда пойдет гладко, и что порой довольно долгие периоды пойдут без видимого прогресса.

Учитывая сложность игры, помощь наставника — не прихоть, а необходимость. Но если и учиться самостоятельно, то лучше не по видеокурсам, а по проверенным временем учебникам.

Очень важна отработка жесткого выдоха. В противном случае игра будет хрипла. Флейта, как и любой рабочий инструмент, должна поддерживаться в порядке.

Интересные факты

Этот музыкальный инструмент — один из самых древних в истории. При этом его популярность не снижается, и существуют уже буквально сотни вариантов. Клапаны появились тоже достаточно давно — в XVII столетии. Инициатива тут исходила от видных французских мастеров. Специфика флейт состоит еще и в их изготовлении из уникальных материалов — на опыте доказано, что они неплохо получаются и из нефрита. А один экземпляр и вовсе сделали из чистой платины.

Есть еще несколько интересных фактов:

  • у флейтистов в среднем лучше иммунитет и ниже опасность респираторных инфекций;
  • количество профессиональных музыкантов, виртуозно освоивших этот инструмент, сравнительно невелико;
  • флейта из журавлиных костей возрастом свыше 9 тысячелетий была однажды найдена в Китае;
  • самые миниатюрные экземпляры — размерами около 5 см — делались для своих нужд пастухами;
  • вплоть до 1920-х годов профессиональные выступления флейтистов происходили главным образом во Франции.
Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.