Если и говорить о безладовых гитарах, то лишь в контексте того, что они мало чем отличаются от обычных версий. Скорее, это неплохая модификация, в которой отсутствуют ладовые порожки. Современные производители учли спрос на такой вид музыкального инструмента и стали выпускать нестандартные модели.
Особенности
По названию несложно догадаться, что собой представляет безладовая гитара. Внешне она очень схожа со стандартным инструментом и работает по тому же принципу.
Присмотревшись, можно заметить, что по длине вибрирующая струна равна тому же показателю от струнодержателя до места, где палец прижимает к грифу струну. В обычном варианте этот показатель учитывается до ладового порога.
На Западе такой вид гитар используется редко. Все потому, что он обладает низкой акустической громкостью. Но бас-гитары этого вида востребованы у современных музыкантов. Чаще всего их можно заметить в руках тех, кто увлекается следующими направлениями музыки:
- фьюжн;
- метал;
- дэт-метал;
- ритм-энд-блюз.
Именно потому, что струну приходится прижимать во время игры непосредственно к накладке, басы у инструмента обладают особым звучанием. Этим и привлекателен инструмент для многих музыкантов
.Получаемый звук напоминает «муа», так же звучит и контрабас, если используется техника пиццикато. Становится возможно использовать при игре на инструменте такие техники, как:
- глиссандо;
- неравномерная темперация;
- микротоновые интервалы;
- вибрато.
В зависимости от исполняемой композиции музыкант может менять инструмент во время выступления. Безладовый бас чаще всего можно услышать в джазе.
Возвращаясь к истокам, скажем о том, что впервые такой инструмент был изготовлен 1961 году. Первым, кто удалил лады с гитары, стал Билл Ваймэн. В производственных масштабах выпускать инструмент этого вида стали только в 1966 году.
Сегодня для безладового баса используют контрабасные струны, отличительной особенностью которых является плоская обмотка. Они не так сильно портят накладку, расположенную на грифе.
Если на ней имеется эпоксидное покрытие, то оно не только продлевает жизнь грифу, но и дает яркое, необычное звучание.
Производители наносят линии-ориентиры, которые указывают на лады. Но так не на всех инструментах, есть варианты с отметками по краю грифа. Такие гитары часто изготавливаются с четырьмя струнами, но можно найти в продаже с пятью, шестью и даже семью. Остальные нестандартные варианты изготавливаются на заказ.
Еще одна особенность безладового инструмента в том, что музыкант не привязан к музыкальному строю. Гриф у таких инструментов изготавливается из плотной древесины. Чаще всего это эбен.
Виды
Бас-гитара используется для игры в басовом диапазоне. В этом случае редко используются пальцы, чаще у музыканта в руках можно увидеть медиатор. Такой инструмент без ладов, если его поставить рядом с ударной установкой, позволяет создавать ритм-секцию.
Акустическая версия всегда звучит тише. Электрогитара того же вида больше, обладает массивным грифом. Классическая версия предполагает 4 струны. Настраивают ее по квартам. Допускается подключение усилителя. В поп-музыке такая гитара заменила практически полностью контрабас.
Техника игры
Играть на безладовой гитаре можно как сидя, так и стоя. Звукоизвлечение доступно тремя способами:
- щипок пальцами;
- слэп;
- использование медиатора.
У каждого из указанных методов будет отличаться тембр игры. Реже используются такие техники, как бой и тамбурин.
Щипок пальцами
Это самый распространенный вариант звукоизвлечения. Его же считают универсальным, поскольку он может использоваться независимо от стиля музыки.
Звуки обладают мягким тембром. В этом варианте преобладают низкие частоты. Именно потому, что музыканту приходится прикладывать больше усилий, щипок на этом виде гитары осуществляется с опорой на струну по соседству.
Медиатор
Данную технику звукоизвлечения чаще других используют рок-музыканты. Она является более легкой.
По звучанию музыка отличается средними и высокими частотами, которые ярко выражены. Громкость извлекаемых звуков получается равномерной, поэтому часто отсутствует необходимость в дополнительной коррекции имеющегося диапазона.
Слэп
Это трудноусвояемый прием звукоизвлечения. Музыкант отбивает струны о ладовые пороги. Удары и щипки комбинируются между собой во время игры на инструменте.