Top.Mail.Ru
Гитара

Что такое ритм-гитара и как на ней играть?

Что такое ритм-гитара и как на ней играть?

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. Чем отличается от других моделей?
  3. Тонкости игры

Основу современной вокально-инструментальной или просто инструментальной группы любого направления и стиля обычно составляют 3 или 4 инструмента, не считая ударной установки. При этом все они (при наименьшем составе) могут быть электрогитарами. Одна из них играет бас, другая – ритм, а третья – соло. В этой статье подробно рассмотрим, что представляет собой ритм-гитара, как на ней играть, чем она отличается от других электрогитар.

Что это такое?

Ритм-гитара относится к аккомпанирующим музыкальным инструментам, входя в группу так называемой ритм-секции, которую, кроме неё, составляют ударная установка и бас-гитара того или иного инструментального образования.

Основной функцией гитариста, играющего аккомпанемент, заключается в обеспечении чёткости игры заданного ритма в рамках гармонической основы мелодии. Говоря проще, гитарист создаёт ритмическую и гармоническую структуру музыкального произведения, на фоне которой исполняется песня, играют солирующие инструменты и бас.

В таком ракурсе становится понятным, что ритм-гитара является довольно строгим инструментом в отношении исполнения своей партии – она должна неукоснительно придерживаться бита, создаваемым ударными инструментами, и всегда играть «правильные» аккорды (гармонию).

Импровизировать можно только в рамках боя, видоизменяя, усложняя или облегчая его, но не в гармонии.

Гитара-ритм исполняет не только полные аккорды, но и другие созвучия, например, дабл-стопы (созвучия различных интервалов) и так называемые пауэр-аккорды (C5, F5, G5). Именно на последних строятся большинство риффов современных рок-групп. Пауэр-аккорды – те же двузвучия, как и дабл-стопы, но только у них строгий интервал между звуками – квинта, в которой участвуют тонический и квинтовый звуки аккорда (в C5 это будут «до» и «соль»). Терция основного трезвучия (звук «ми» в C5) не играется.

Кроме того, чаще основной тон пауэр-аккорда дублируется октавным аналогом (в C5 – это будет звук «до» на октаву выше басового основного тона «до»). Выходит, что в таком построении участвуют три звука: 2 основных тона «до» и квинта «соль»). Вот примеры таких построений:

Бывает, что ритм-гитарист играет и однотонные построения в нижнем регистре (при переходах гармонии, ритма).

На гитаре аккомпанирующей функции играют как пальцами, так и медиатором. Игра медиатором является преимущественной.

Чем отличается от других моделей?

Что касается конструкции инструмента, то никаких отличий между гитарой, выполняющей функцию соло (воспроизведение основной мелодии или импровизационных проигрышей между частями пьесы или куплетами песни), и гитарой, создающей гармонический и ритмический «скелет» музыкальной композиции, не существует. На одной и той же модели электрогитары можно исполнять и партию ритма, и партию соло. Такое же количество струн, тот же строй, та же техника игры пальцами либо медиатором.

Нередко в группе один и тот же гитарист, не меняя инструмент, выполняет две роли:

  1. играет риффы или аккорды во время аккомпанирования певцу или другому солирующему инструменту;
  2. исполняет сольные гитарные вставки между частями мелодии, предоставляя ритм-секции (басу и ударным инструментам) обходиться без гармонического насыщения или уступая гармонию синтезатору.

Основные отличия заключаются не в модели гитары, а в технике игры на ней. Солирующий гитарист обычно обладает высоким мастерством в скоростной игре на гитаре, имеет прекрасное чутьё импровизации, отменный слух, отличную технику сольной игры с использованием вертушек, бендов, слайдов. Не каждому ритм-гитаристу это доступно.

Однако и не каждому соло-гитаристу удаётся хорошо разбираться в тех же пауэр-аккордах и ритмических связках партии ритм-гитары.

Этому есть немало примеров. Приведём факты.

  • Гитарист-виртуоз и мультиинстументалист, специализирующийся в основном на соло, Энди Джеймс (играл в группе Sacred Mother Tongue) известен своими не только «убойными» но и лирическими соло. Но с риффами у него выходило значительно хуже.
  • Джеймс Хэтфилд (ритм-гитарист и основной автор песен группы Metallica) отлично владеет ритм-гитарой, наполняет композиции запоминающимися риффами, но вот с соло у него получается значительно хуже, нежели у Энди Джеймса.
  • Ричи Блэкмор (один из основателей и гитарист хард-рок группы Deep Purple) отлично справлялся и с ритмом, и с соло. Это универсальный инструменталист.

Имеется одна особенность в струнах. Сольная игра обычно требует комплект более тонкого калибра (8-10), а ритм-гитаре лучше звучать на струнах потолще.

Если в группе всего один гитарист, то ему придётся либо иметь 2 гитары, либо 2 грифа, либо натянуть на единственный инструмент струны 10 или 11 калибра (8 и 9 совсем не подойдут для ритма).

Тонкости игры

Начинающему гитаристу, нацеленному играть ритм на электрогитаре в группе, следует очень потрудиться не только в плане освоения инструмента, но и в области общего музыкального образования. То есть ему нужны такие минимальные теоретические знания:

  • музыкальная грамота (ноты и табулатура);
  • как строятся аккорды;
  • буквенно-цифровое обозначение аккордов;
  • обозначения ритмических партий;
  • понятие тональностей (минор, мажор) и их построение;
  • умение пользоваться кварто-квинтовым кругом тональностей и их транспозицией;
  • параллельность тональностей;
  • азы гармонических взаимосвязей аккордов в тональностях.

Музыка создаётся по законам гармонии, поэтому знать хотя бы азы этой науки нужно обязательно любому музыканту, особенно ритм-гитаристу.

Всю теорию можно осваивать в процессе практического овладения инструментом. Порядок начального обучения игре на гитаре таков:

  • упражнения для правой руки: на открытых струнах изучаются разные виды переборов (арпеджио) сначала игрой пальцами, затем – медиатором (удар медиатора только вниз);
  • изучение переборов медиатором переменным штрихом (вниз-вверх-вниз-вверх) на открытых струнах;
  • постановка простых аккордов с использованием 1-2 пальцев левой руки при игре ранее разученных переборов на открытых струнах (правая рука извлекает звуки сначала пальцами, затем – медиатором);
  • постановка открытых аккордов в I позиции (в пределах первых двух-трёх ладов): Am, C, Dm, E, D, G7, E7, D7, A, A7, Em;
  • игра простым боем (медиатором ударом сверху вниз) на каждую четвертную долю в тактовом размере 4/4 следующих аккордовых связок: 1) Am-E-E-Am; 2) C-Dm-E7-Am;
  • разучивание нескольких ритмических рисунков с освоенными ранее аккордами, схемы которых размещены ниже (играть сначала ударами указательного пальца правой руки, затем – медиатором);
  • знакомство с квинт-аккордами (пауэр-аккордами) на примере игры гармонической связки C5-D5-C5-A5 игрой медиатором ударом по струнам №5 и №4 вниз на каждую четвертную долю при размере 4/4;
  • следующий этап – освоение полубаррэ и полного баррэ с аккордами F в первой позиции, D7 и A7 во второй позиции с сопутствующими гармонии аккордами открытого (без баррэ) построения;
  • проиграть нескольких ритмов с разученными ранее аккордами по приведённым ниже схемам, где удары приходятся на слабые доли и все они – снизу вверх (на сильную долю нужно накладывать ребро ладони на струны, чтобы их глушить – это обычная практика ритм-гитариста);
  • игра пауэр-аккордов на трёх струнах: C5-D5-G5-A5.

На этом начальные занятия можно назвать законченными. К этому времени гитарист, прилежно изучающий теорию и предложенный вариант практического обучения, многое должен будет понять. Далее обучение нужно перевести в русло ежедневных тренировок игры самых разных ритмических и гармонических схем, которые можно брать даже из обычного песенника.

В помощь - несколько ритмических схем для гитары в разных тактовых размерах:

Одним из основных нюансов обучения является постоянный контроль над звуками электрогитары. Чёткий ритм обязует овладеть множеством приёмов глушения струн как всех одновременно, так и по отдельности, когда нужно будет заблокировать ненужные звуки в аккордах. Поначалу техника глушения может показаться непреодолимым препятствием для новичка, но путём долгих тренировок всё начинает выполняться автоматически, музыканту не приходится даже задумываться, чем и каким образом нужно выполнить блокировку звуков.

А лучшая мотивация к терпеливому обучению – во время «тихого» отдыха от перетирания струн слушать и смотреть по имеющимся в интернете видеоматериалам игру величайших гитаристов прошлого и настоящего столетия.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.