Гитара

Что такое флажолет на гитаре и как его играть?

Что такое флажолет на гитаре и как его играть?

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. Каким бывает?
  3. В каких стилях музыки используется?
  4. Как играть?
  5. Полезные советы

Одними из интересных приёмов звукоизвлечения на гитаре являются способы получения флажолетов. Кроме того, флажолетные звуки являются уникальными по тембру, а ещё они расширяют стандартный диапазон инструмента.

Что это такое?

Флажолет на гитаре является обертоном (призвуком) той или иной ноты. А сам термин «флажолет» возник из-за сходства получаемого обертона со звучанием флейты, которая в стародавние времена так и называлась – «флажолет» (от старофранцузского flageol). Глуховатый звук флажолета по тембру напоминает именно этот музыкальный духовой инструмент.

Звучание обертона любой ноты всегда выше этой самой ноты. На гитаре для получения флажолетных звуков используются открытые струны. Звуки открытых струн являются, по сути, основными нотами, из которых и извлекают обертоны. А происходит это путём деления длины струн на части лёгким прикосновением пальцев над определёнными порожками грифа:

Разделив, например, открытую 1-ю струну, звучащую при классической настройке нотой «ми» первой октавы (истинное звучание), на 2 части (на XII ладу), получают ту же ноту, но только на октаву выше – «ми» второй октавы. При делении длины открытой струны на 3 части (VII и XIX лады) получают флажолет «си», высота которого на 9,5 тонов выше ноты «ми», извлекаемой из открытой струны. То же самое происходит и на остальных пяти струнах инструмента.

Каким бывает?

Флажолеты по способу извлечения делятся на натуральные и искусственные.

Натуральный

Натуральный флажолет извлекают лишь на открытой струне при участии обеих рук: палец левой руки слегка касается струны в определённых точках грифа с одновременным извлечением звука пальцем правой руки.

И хотя считается, что обертоны можно воспроизвести на любом ладу гитары, натуральные флажолеты получаются явными лишь в нескольких местах.

Наиболее яркие звуки воспроизводятся в месте деления струны пополам (над порожком XII лада) и на 3 части (VII и XIX металлические порожки). Также неплохо они звучат и над порожком V лада (в этом месте струна делится на 4 равных отрезка). Не на всякой гитаре и не на всех струнах можно услышать призвуки над III металлическим порожком (на качественных инструментах слышны лишь обертоны на 4-й, 5-й и 6-й струнах). То же самое и на IX ладу грифа.

Интересно, что на XII ладу натуральный флажолет издаёт точно такую же ноту по высоте, которая получается здесь и при обычном зажатии струны пальцем.

Но звуки отличаются тембровой окраской, поэтому оба способа звукоизвлечения несут самостоятельную функцию и применяются в зависимости от ситуации.

Искусственный

Искусственный флажолет получают из уже зажатой на каком-либо ладу струне. То есть длина струны искусственно сокращается на некоторое число ладов. При этом палец левой руки полностью зажимает струну на этом ладу, обозначив тем самым основной звук, а пальцы правой руки воспроизводят флажолет: один палец касается струны в месте, зависящем от того, где зажата струна и какой высоты требуется конечный призвук, а другой одновременно извлекает звук.

Способ получения искусственных флажолетов сложнее воспроизведения натуральных — требуются мастерство гитариста и знание грифа.

При извлечении натуральных обертонов нужно запомнить, на какой высоте они звучат над XII, VII и V порожках:

А чтобы извлечь искусственный флажолет на октаву выше основного звука, находящегося, скажем, на III ладу, необходимо эти 3 лада прибавить к 12 ладам, так как середина струны, дающая высоту обертону на октаву выше основного звука, перемещается именно на 3 лада выше XII. В результате точка касания пальцем левой руки будет находиться над XV порожком. При этом нужно ещё извлечь другим пальцем этой же руки звук.

Просчитать удобно лишь те искусственные флажолеты, которые на октаву выше основного звука. Обертоны большей высоты, получаемые делением струны на 3 или 4 равные части, нужно соотносить с ладами выше XII, где они ещё могут браться (XIX и XXIV соответственно), и уже к ним прибавлять лад, зажатый левой рукой.

Обозначения натуральных и искусственных флажолетов в нотной литературе не приведены к одному знаменателю, что, конечно, удручает начинающих гитаристов. Вот несколько примеров:

В каких стилях музыки используется?

Нельзя сказать, что флажолеты любого типа используются гитаристами в каком-либо выборочном стиле музыки. Они нашли своё применение и в классическом стиле, и новомодном фингерстайле, и рок-музыке. На акустической гитаре и электрогитаре преобладающее большинство музыкантов пользуются искусственными обертонами, когда как классические гитаристы наравне применяют в своей игре и натуральные, и искусственные их виды. Рок-гитаристы в своих сольных партиях флажолетами подчёркивают кульминационные моменты, особенно в тех случаях, когда нужно перейти от мелодической части композиции к более тяжёлой.

В мелодических пьесах для двух или нескольких гитар флажолетные отрезки произведения хорошо слушаются под аккомпанемент перебором (арпеджио). Многие классические сочинения для гитары заканчиваются флажолетным аккордом или перебором, а иногда и начинаются с них.

Как играть?

На электрогитаре искусственный флажолет выполнить сложнее, нежели на акустической, так как требуется сразу после начала звучания струны отработанным движением пальца либо медиатора заглушить основной тон, но оставить обертон.

Сделать это можно так:

  • зажать струну на нужном ладу пальцем левой руки;
  • указательным пальцем правой руки коснуться этой же струны над соответствующим порожком после XII лада, а другим свободным пальцем (большим или безымянным) одновременно извлечь звук;
  • после звукоизвлечения указательный палец снимается со струны и сразу же снова касается её, чтобы заглушить основной тон;
  • остаётся звучать только обертон, указательный палец вновь убирается со струны.

На акустическом инструменте глушения не требуется, а всё остальное проделывается аналогично. При игре медиатором струны касается средний палец правой руки, так как указательный участвует в удержании медиатора.

При извлечении натурального флажолета струны касается над соответствующим порожком палец левой руки, а звук извлекает правая рука (пальцем либо медиатором).

Стоит заметить, что с помощью флажолетов опытные музыканты настраивают гитары, так как настройка по флажолетам наиболее точная.

Полезные советы

Несколько полезных рекомендаций помогут начинающим овладеть флажолетной техникой.

  1. Начинать учиться извлекать обертоны следует с натуральных их видов на XII, затем VII и V ладах.
  2. Касаться струны над флажолетными порожками следует очень мягко, но плотно.
  3. Касание струны и извлечение звука из неё нужно одновременно.
  4. После начала звучания обертона палец сразу же снимается, иначе звук погаснет.
  5. Касаться струны при извлечении искусственных флажолетов можно медиатором, а извлекать звук — пальцем правой руки.
  6. Правильность звучания обертона можно понять самостоятельно: нота слышится ясно, она яркая и довольно долгая.
Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.