Игра на гитаре перебором является довольно красивым способом аккомпанирования мелодическому голосу в пьесе или пению солиста. При этом многие виды переборов не считаются технически сложными построениями даже для начинающего гитариста.
К разбору простых схем переборов на открытых струнах новички приступают практически с первых своих уроков. Об этом подробно рассказывается в статье далее.
Что это такое?
Гитарный перебор в обучающей литературе (самоучителях, школах игры на гитаре и музыкальной теории) правильно называется термином «арпеджио», что в переводе с итальянского arpeggio означает «как на арфе». Арфа отличается тем, что струны на ней перебираются поочередно пальцами обеих рук для воспроизведения мелодий. На гитаре арпеджио тоже означает последовательное перебирание струн пальцами правой руки при одновременном взятии аккордов пальцами левой руки.
Другими словами, арпеджио является приёмом игры аккордов путём последовательного извлечения входящих в них звуков, включая басы, в разных комбинациях. В результате все звуки объединяются в цельное созвучие.
Во время проигрывания арпеджио в пределах одного аккорда нельзя ослаблять прижатие струн, иначе созвучия может не получиться.
Как правильно играть?
Чтобы играть перебором, нужно к этому подготовиться технически:
- сначала научиться правильно держать гитару (то есть внимательно отнестись к правилам посадки с инструментом и положению рук при игре);
- затем изучить размещение пальцев правой руки при исполнении простых упражнений на открытых струнах, в том числе и переборов;
- далее начать извлекать звуки из струн разными способами;
- отработать несколько видов арпеджио на открытых струнах.
Рассмотрим правила постановки рук для игры несложных переборов и основные методы звукоизвлечения подробнее.
Постановка рук
Так как разучивание различных схем переборов обучающимися с нуля осуществляется исключительно на открытых струнах, то левая рука размещается на корпусе инструмента в районе основания грифа, обеспечивая его устойчивость и правильное положение. При этом она не должна мешать звукоизвлечению — не касается струн.
Позже, когда будут разучены первые аккордовые построения, отработка переборов уже будет происходить в определённых гармонических последовательностях с помощью пальцев правой руки, зажимающих струны на ладах. Прижатие струн в аккордах должно выполняться на соответствующих ладах настолько близко к металлическим порожкам, насколько это позволяют схемы расположения пальцев и возможности начинающего музыканта осуществлять сложную расстановку пальцев левой руки. В последнем случае имеется в виду, как хорошо растянуты пальцы и натренирована их независимость.
Важно также практически перпендикулярное плоскости грифа прижатие струн последними фалангами пальцев. Такая геометрия прижатия ликвидирует на акустической гитаре риск касания прижимающими пальцами соседних струн.
Если любой палец хотя бы слегка касается струн, находящихся рядом с прижимаемой струной, то они в аккорде звучать не будут.
Большой палец левой руки находится с тыльной стороны грифа поперек его центральной линии. Он противостоит силе давления на гриф остальных пальцев, компенсируя её со своей стороны. Большой палец всегда следует по грифу гитары за указательным и средним пальцами, находясь примерно посередине между ними. Новичку необходимо следить за ним, не позволяя ему становиться вдоль грифа (типичная ошибка всех начинающих).
Пальцы правой руки, выполняющие схему арпеджио, для первых упражнений должны расположиться следующим образом (каждый на «свою» струну):
- большой палец становится на 6-ю (5-ю или 4-ю) струну;
- указательный — на 3-ю;
- средний — на 2-ю;
- безымянный — на 1-ю.
При правильной постановке руки и расстановке пальцев на указанных струнах большой палец должен быть немного выдвинут вперёд (в сторону грифа) по отношению к остальным пальцам. Линии предплечья и кисти с пальцами должны находиться на одной прямой, не смещаясь ни вниз, ни вверх. Кисть со стороны играющего должна выглядеть слегка округлой, выгнутой наружу.
Если какой-либо из признаков правильной постановки правой руки не сходится, значит, следует найти и исправить ошибку.
Способы извлечения звуков
В технике арпеджио классической гитары и фламенко используются два способа звукоизвлечения:
- апояндо, когда после щипка струны палец правой руки опирается на соседнюю струну;
- тирандо, не предусматривающий опору пальца после щипка.
Музыканты, играющие на акустических, полуакустических и электрических гитарах, кроме того, при воспроизведении переборов могут использовать медиаторную технику звукоизвлечения.
Подавляющее число гитаристов, выбирающие для исполнительства классические инструменты с нейлоновыми струнами, играют ногтями, которые имеют длину несколько миллиметров (от 3 до 5). Ногтями удаётся получить более экспрессивные и громкие звуки. Любителям тихо текущей музыки, а также новичкам рекомендуется играть безногтевым способом.
Подготовительные упражнения
Практическая игра арпеджио на гитаре всегда начинается с простых упражнений на открытых струнах. Но и для этого нужна подготовка:
- Отрабатывается техника звукоизвлечения большим пальцем (игра с опорой и без неё) по схеме: на каждой басовой струне отдельно (апояндо, потом тирандо) ⇒ на двух струнах с поочерёдным переходом в каждом такте с метром 4/4 со струны на струну и способом звукоизвлечения ⇒ на трёх струнах с потактовыми переходами с 6-й струны на 5-ю и 4-ю (а затем — обратным ходом возвращение к 6-й струне) ⇒ последний вариант выполнять с изменением: на 6-й и 5-й струнах играть апояндо, а на 4-й менять способ звукоизвлечения на тирандо.
- Тренировка правильной постановки всех пальцев правой руки на «свои» струны — сначала последовательно и медленно, начиная с одной из басовых струн, а затем — одновременно и как можно быстрее и точнее.
- Ознакомление с обозначениями, расхожими среди гитаристов-любителей и профессионалов, для передачи схем переборов в печатных текстах и в интеренет-ресурсах.
- Практическое изучение простых переборов на открытых струнах в заданном темпе и со строгим соблюдением всех правил звукоизвлечения и очерёдности звуков.
Одновременно с перечисленными подготовительными упражнениями следует научиться пальцами левой руки зажимать струны и отработать постановку нескольких популярных аккордов хотя бы для одной логической гармонической последовательности. Это могут быть аккорды ми минорной тональности: Em, Am, C и D.
Первый из них называется аккордом ми минор, второй — ля минор, третий — до мажор, четвёртый — ре мажор. Вот с ними и следует в дальнейшем развивать технику переборов, используя как уже отработанные простые схемы, так и более сложные построения.
Виды и схемы игры
К наиболее простым видам переборов на шестиструнной гитаре относятся такие популярные среди самоучек схемы, как «четверка», «шестёрка и «восьмёрка». Рассмотрим их особенности по отдельности.
«Четвёрка»
Этот перебор называется так потому, что в его рисунке присутствуют четыре последовательных аккордовых звука, например: бас ⇒ звук на третьей струне ⇒ звук на второй струне ⇒ звук на первой. По следующей схеме:
Этот пример перебора записан в табулатуре, представляющей собой шесть горизонтальных линеек, условно обозначающих 6 струн гитары. Верхняя линейка символизирует струну №1 (самую тонкую). Нижняя — басовую струну №6. В начале линеек стоит дробь 4/4 — это мера длины одного такта означающее 4 счёта: «раз, два, три, четыре». То есть каждый такт упражнения нужно считать именно до четырёх.
Всего в примере 4 такта, а их границы на табулатуре отмечены вертикальными чертами. Вертикальная черта так и называется – «тактовая черта». На каждый счёт необходимо извлекать последовательно один звук соответствующим пальцем правой руки:
- на «раз» – большим пальцем (P) извлекается звук открытой струны №6;
- на «два» – указательным пальцем (i) извлекается звук открытой струны №3;
- на «три» – средним пальцем (m) – открытая струна №2;
- на «четыре» – безымянным пальцем (a) – открытая струна №1.
Во втором, третьем и четвёртом тактах рисунок перебора повторяется без изменений.
Бас играется апояндо, остальные 3 звука — тирандо.
Нужно помнить: звуки аккорда в переборе должны продолжать звучать как можно дольше, а если извлекать, например, после третьей струны вторую приёмом апояндо, то палец, соскользнув со второй струны на третью, заглушит её (а этого допускать нельзя).
Бас же на 6-й струне извлекается большим пальцем, который найдёт опору после звукоизвлечения приёмом апояндо на 5-й струне, не участвующей в схеме перебора, поэтому правильней будет применить для лучшего качества басового звука именно апояндо.
Разобранный вариант перебора называется в классической гитаре «восходящим арпеджио», так как звуки аккорда поступенчато «восходят» от низкого звука к более высокому.
Следующий вариант «четвёрки» является «нисходящим арпеджио»: в нём звуки, кроме баса, последовательно извлекаются от самого высокого по схеме:
Дополнительно можно указать, что буквы «TAB» перед табулатурой указывают именно на принадлежность записи к табулатуре, чтобы не путали с нотным станом. Ничего общего, кроме возможного обозначения длительностей звуков (как в примерах выше), между нотоносцем и табулатурой не имеется.
На нотном стане 5 линеек служат для обозначения высоты звуков, а в табулатуре линейки схематически означают струны (в табах для «шестиструнок» их 6, для бас-гитары — 4 или 5, для укулеле — 4, для барочной гитары — 5, для балалайки – 3). На линейках обозначают номер лада, на котором необходимо ту или иную струну прижать. В примерах выше на линейках-струнах стоит обозначение «0» (ноль), что означает извлечение звуков на открытых струнах (нигде не прижатых, свободных).
«Шестёрка»
Ещё один — довольно лёгкий даже для начинающих вариант арпеджио под названием «шестёрка» — в табулатуре записывается следующим образом:
Такой вид перебора в музыкальных заведениях по обучению игре на классической гитаре называется «смешанным арпеджио». Имеет две разновидности: прямое и обратное арпеджио. Приведённый пример выше — представитель прямого смешанного арпеджио, в котором звуки сначала извлекаются в восходящем порядке по высоте, а затем — в нисходящем. Эту схему можно представить и в более коротком для записи виде, обозначив только движение пальцев правой руки: P-i-m-a-m-i. Такой вариант записи подразумевает, что пальцы правой руки располагаются на «своих» местах: P — на басовой струне, i — на 3-й струне, m — на 2-й, a — на 1-й.
Обратная схема выглядит и звучит иначе: сначала звуки после баса двигаются вниз, а затем — вверх по высоте:
В коротком варианте запись обратного перебора будет такая: P-a-m-i-m-a.
Обе представленные схемы «шестёрки» имеют интересные варианты исполнения триолями и секстолями. Рассмотрим их на примере табулатурной записи прямого смешанного арпеджио.
Триольное арпеджио:
Здесь нужно обратить внимание на смену тактового размера с 3/4 на 2/4. Считать следует на счёт «раз, два». На каждый счёт играется три звука:
- на «раз» — струны в последовательности: 6-я, 3-я и 2-я;
- на «два»: 1-я, 2-я и 3-я.
Арпеджио секстолями:
Секстольное арпеджио играется в высоком темпе, поэтому счёт в такте следует разделить на «раз и, два и».
«Восьмёрка»
Наиболее популярным видом перебора на тактовые размеры 2/4 и 4/4 является «восьмёрка». Здесь возможны разные схемы последовательности струн. Но для примера выберем перебор, с помощью которого можно сделать красивую мелодию только одними аккордами (без каких-либо мелодических линий). В музыкальной литературе такой перебор называется «ломаным арпеджио». Пальцами он отображается следующим образом: P-i-m-i-a-i-m-i. Табулатурная схема:
На изображении в аппликатуре красным цветом обозначен указательный палец (i). Если внимательно посмотреть, то третья струна, которая извлекается именно указательным пальцем, звучит после каждого иного звука. Из-за того, что после каждого звука идёт возврат к третьей струне, этот вид перебора и назвали ломаным.
Вальсовые
К вальсовым переборам можно отнести схемы движения пальцами по струнам в восходящем направлении в тактовых размерах 3/4 и 3/8. Например, следующие табулатурные виды переборов:
Точно такой же вид эти переборы будут иметь и для тактового размера 3/8, только длительность каждой доли — восьмые, а не четвертные, как в приведённых примерах. Счёт в любом виде и размере ведётся на три: «раз, два, три».
В пальцовке (аппликатуре) правой руки вариантов 2, 3 и 4 имеются обозначения двух и даже трёх пальцев, написанные друг под другом в столбик. Это означает одновременное извлечение двух или трёх струн соответствующими пальцами.
Цифры 1 и 2 на линейках табулатуры, обозначающих первую, вторую и третью струны, как уже упоминалось, означают прижатие их на первом либо втором ладу соответственно. Этими упражнениями можно заняться уже после того, как учащийся освоил базовую технику игры левой рукой.
Щипковый
Щипковые переборы следует изучать после того, как будут освоены все предыдущие, кроме вальсовых вариантов. Дело в том, что здесь необходимо одновременно щипать сразу несколько струн (две или три). В табулатуре эти струны пишутся по одной вертикали, как и обозначение пальцев правой руки (о чём говорилось в описании вальсовых переборов). Такие двузвучия или трезвучия часто обозначают в записи аккомпанемента к какой-нибудь музыке словом «акк» (аккорд). Вид аккомпанемента принимает вид, например, «Бас-акк-акк-акк» либо «Бас-акк-Бас-акк» в тактовых размерах 2/4 или 4/4. Вот их вид в табулатурном варианте:
К щипковым переборам также относятся и те варианты вальсовых построений, где используется щипок двух или нескольких струн одновременно.
Сложные
После освоения простых и щипковых переборов следует испытать свои силы на сложных разновидностях арпеджио. Очень красивые модели аккомпанемента могут составить некоторые комбинации из простых. Можно привести пример вальсовой мелодии, в которой сначала используется простой восходящий перебор, а затем он переходит в щипковый на тот же трёхдольный размер 3/4:
Но существуют и абсолютно другие виды арпеджио, схемы которых бывает сложно осилить не только начинающим, но и продвинутым гитаристам-самоучкам. Правильно и в нужном темпе сыграть их могут только профессиональные музыканты. Допустим, вот такое начало этюда:
Вариантов переборов очень много — несколько десятков, но все они вряд ли будут нужны. По мере изучения как арпеджио, так и другой гитарной техники можно узнать большое количество разных переборов. Какие-то из них каждый «положит» в свою музыкальную копилку, другие со временем забудутся, внеся свою лепту в процесс развития техники гитариста-исполнителя.
Рекомендации новичкам
Можно дать начинающим гитаристам несколько советов, которые помогут быстрее и качественнее освоить многие простые переборы.
- Обязательно обзаведитесь хорошим метрономом для своих занятий с техникой переборов. Переборы по струнам — это не только красивый аккомпанемент под пение и солирующий инструмент, требующий точности длительностей каждой доли и звука, но и самостоятельная музыка, гармония, способная при ровном и быстром темпе взволновать слушателя даже без слов или сочинённой мелодии. Нужно начинать учиться слышать не только звуки, но и ритм. А этого добиться без метронома очень трудно на начальном этапе обучения.
- Изучение техники арпеджио можно начинать с первых уроков — это положительно влияет на моторику мышц пальцев правой руки. И не беда, если левая рука ещё не умеет зажимать аккорды — тренируйтесь на открытых струнах. Одновременно с арпеджио тренируются способы звукоизвлечения.
- Всё делайте пока в медленном темпе, чтобы пальцы успевали «услышать» и понять ваши команды из мозга. Быстрый темп наращивает ошибки, а их необходимо сразу же искоренять, а не накапливать.
- Каждый день повторяйте пройденный практический материал (звукоизвлечение, очередной вид арпеджио, аккорд), доводите его до автоматизма.
- Не забегайте вперёд, не добившись хороших результатов от пройденного урока.
- Не пытайтесь осилить сложные виды арпеджио, не освоив простые схемы («четвёрку», «шестёрку», «восьмёрку» и их варианты). Играйте упражнения на независимость пальцев рук и растяжку пальцев левой руки. Без этого будет трудно брать аккорды.
И ещё: тренируйте свой слух на проигрывании и одновременном пропевании вслух гамм. Начинайте с До мажорной гаммы или с той, которая наиболее близка вашим голосовым возможностям.
В связи с этим гитара всегда должна быть настроена правильно. Используйте при настройке электронный тюнер или специальную программу на ПК.
Только упорными и внимательными занятиями можно добиться успеха. К сожалению, долгота времени занятий меньше важна для успеха, нежели их регулярность, а также внимательность при изучении учебных упражнений.