Психологические конфликты

Описание стадий конфликта

Описание стадий конфликта

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Предконфликтная ситуация
  2. Инцидент
  3. Эскалация
  4. Кульминация
  5. Завершение конфликта
  6. Постконфликтная ситуация

В течение всей жизни любой человек так или иначе сталкивается с возникновением конфликтных ситуаций: становится либо их непосредственным участником, либо сторонним наблюдателем. Восприятие возникающих разногласий по-разному проявляется у отличающихся друг от друга личностей.

В связи с этим психологи считают, что необходимо трезво оценивать конфликтную ситуацию, уметь различать разнообразные её стадии и быть готовым ко всевозможным исходам событий. Чтобы чувствовать себя в конфронтации как рыба в воде, важно иметь представление о каждой из стадий конфликта, о чём и пойдёт речь в статье.

Предконфликтная ситуация

Так в конфликтологии называется этап, входящий в свои права накануне ссоры. На первый взгляд кажется, что ничего серьёзного не произошло, однако, как утверждают специалисты, именно на этой стадии зарождается тот небольшой комок, который в дальнейшем превратится в грозящую опасностью снежную бурю.

Само положение дел перед возникновением конфликтной ситуации (хотя, по сути, это уже и есть её начало) не вызывает особых подозрений. Главное отличие всего происходящего в том, что следующая стадия может начаться когда угодно, в любой момент. А случается это обычно неожиданным взрывом, резкой сменой обстоятельств, вторжением кого-то или чего-то.

По мнению специалистов, на этой стадии всегда есть какие-либо предпосылки будущего конфликта, однако далеко не каждый человек сможет их вовремя распознать, ведь для этого нужен опыт переживания подобных ситуаций. А значит, и предотвратить эти самые предпосылки не получится.

Выделяется несколько факторов, которые обычно служат причиной конфликтной ситуации, что можно выявить как раз на данной стадии.

  1. Нестыковки в процессе обмена информацией (к примеру, может возникнуть искажение фактов, вследствие чего недопонимание одной из сторон неизбежно).

  2. Напряжённая обстановка, возникшая вокруг одного человека или группы людей (часто к такому состоянию приводит авторитарный стиль управления со стороны руководства или подавление от коллег).

  3. Серьёзные различия в особенностях мировоззрения (конфликт неизбежен, если столкнувшиеся в споре люди имеют определённые отличия во взглядах на те или иные вещи).

  4. Некорректное отношение к человеку и его мнению (бесспорно, любого человека задевает, если к нему обращаются по-хамски, не уважают его точку зрения, даже если она серьёзно разнится с тем, что думают другие).

Инцидент

Так в психологии называется стадия, когда конфликт полностью вступает в процесс развития. Две или несколько сторон от более или менее мирных трений переходят к серьёзному противостоянию. Главной характеристикой этого этапа выступает тот факт, что между участниками начинается общение, цель которого – ущемить интересы других участников.

Если на предыдущей стадии у кого-то могли возникать сомнения насчёт вероятности конфликта, то с возникновением данного этапа становится очевидно – конфликт неизбежен. Здесь в фазу активности переходят эмоции оппонентов, каждый стремится высказать свою позицию, а также как можно серьёзнее задеть чувства партнёра, выставляя собственное мнение единственно верным. Стоит учесть, что в вопросе преобладания эмоций логическое и трезвое размышление полностью сдает свои позиции.

Именно на стадии «Инцидент» одна сторона стремится к тому, чтобы ограничить действия другой, ограничить её взаимодействие с объектом, спровоцировавшим конфликт, и занять лидирующие позиции. Для этих целей применяются оскорбительные выражения, а порой дело доходит и до физических действий, рукоприкладства.

Безусловно, в данном вопросе одну из важных ролей играет некое хладнокровие оппонентов, их способность сохранять рассудок и трезвый взгляд на вещи в стрессовых ситуациях. Ещё один важный аспект – осознание проблемы и предотвращение того, чтобы споры отличались затяжным характером. Для того чтобы в итоге прийти к мирному урегулированию возникшей конфликтной ситуации, важно осознавать проблему.

Чем большее число человек, участников ссоры, признают точку – начало конфликта, тем больше шансов для того, чтобы найти точки соприкосновения.

Эскалация

Буквальный перевод этого слова с английского языка означает «процесс восхождения по лестнице». Что касается вопроса рассмотрения конфликтной ситуации, то эту стадию можно приравнять к наращиванию определённых вооружений, распространению сути конфликтной ситуации на более широкую публику, обострению положения одного из участников или всей обстановки в целом.

Грубо говоря, на стадии «Эскалация» конфликт передвигается вверх и вниз по ступенькам, а его реализация протекает в самых разнообразных проявлениях: конфликтующие стороны действуют и противодействуют, разжигая конфликтные огни с ещё большей силой.

Наиболее часто этот термин употребляется, когда речь заходит об обострённых политических ситуациях в отношениях между разными странами.

Если говорить о протекании межгосударственного или военного противостояния, то термин используется в словосочетаниях «эскалация войны» или же «этапы эскалации» (подразумеваются те самые ступени, по которым может развиваться конфликт).

Кульминация

Момент наступления этой стадии знаменуется тем, что стороны признают необходимость поиска путей решения стремительно развивающейся конфликтной ситуации. Каждое из действий теперь направлено на то, чтобы конфликт пришёл к своему логическому завершению.

По мнению психологов, существует несколько стадий процесса разрешения противоречий.

  1. Избегание конфликта (когда один из участников, пройдя предыдущие стадии, целенаправленно не желает принимать участие в вопросе разрешения конфликта).

  2. Конфронтация (продолжение активного противостояния, ярко выраженное стремлением одного из оппонентов достигнуть собственной цели в ущерб другому, полное безразличие к интересам других участников спора).

  3. Приспособление (применение разнообразных попыток сглаживания случившихся разногласий путём ущемления собственных интересов и возвеличивания позиции своего оппонента).

  4. Компромисс (один из наиболее удачных путей разрешения конфликта, представляющий собой поиск решений, устраивающих все стороны разногласий). Обычно бывает так, что человек в итоге получает только половину из того, на что надеялся изначально, а причины конфликта не оказываются устранены в полной мере.

  5. Сотрудничество (самый удачный способ разрешения конфликтной ситуации, поскольку предполагает нахождение решения, удовлетворяющего потребности каждого из участников спора). Здесь учитываются интересы всех оппонентов, а также сохраняется возможность продолжения взаимодействия между людьми в будущем, чего нельзя сказать о вышеперечисленных стратегиях поведения.

Выбор одной из выявленных стратегий помогает добиться желаемых результатов от разрешения конфликтной ситуации. На этой стадии определяется та сторона, которая остаётся в выигрыше после спора. Или же, если стратегия поведения подобрана максимально верно (скорее всего, это сотрудничество), определённые выгоды имеют обе стороны.

На этом этапе крайне важную роль играет умение вести диалог, слушать, договариваться, искать решения, которые устраивают не только вас самих, но и вашего оппонента.

Не менее важно подобрать максимально подходящий момент для того, чтобы приступить к поиску решений: когда все претензии уже высказаны, мнения выслушаны, а результат пока не достигнут.

Завершение конфликта

Это та стадия конфликтного противодействия сторон, когда наступает время подведения итогов всего действия. В теоретической психологии выведен ряд формул, с помощью которых можно определить два понятия: цена самого конфликта и цена выхода из этого конфликта.

Первое складывается из взаимосвязи трёх показателей: затраты (энергетические и временные), ущерб, который терпит одна сторона от некорректных действий другой; потери, повлиявшие на общее дело посредством серьёзных противоречий сторон.

Цена выхода из конфликта отождествляется с разностью таких показателей, как утраты (без них почти невозможен выход из конфликта) и приобретения (чаще всего выход из конфликта даёт и их тоже). Выгода от конфликта очевидна, если приобретения превышают утраты. Однако приобретения по большей части не выражены так явно и оцениваются с гипотетической точки зрения, а вот утраты очевидны, вследствие чего и оцениваются высоко.

Сравнение этих двух показателей помогает в решении вопроса о возможности продолжения конфликта или успешного выхода из него. Чтобы окончательно принять это решение, необходимо взвесить собственные шансы на победу в данный момент и, хотя бы навскидку, представить возможные варианты, если ситуация подвергнется изменениям в ближайшее время. Эти действия помогают выявить необходимость проведения переговоров с другой стороной.

Постконфликтная ситуация

Противоборство подошло к своему логическому завершению, каждой из сторон подводятся определённые итоги, выясняется, насколько оправдались ожидания, и какие выгоды были получены. Если договорные обязательства оказались выгодными для всех сторон, а каждый из участников ещё и получил свою выгоду, высока вероятность успешного сохранения отношений между когда-то конфликтующими сторонами.

Если же одна из сторон оказалась в проигрышном положении, безусловно, остаётся тяжёлый душевный груз и, возможно, материальные потери. Отношениям грозит процесс разрушения. Сохранить их под силу только тем, кто питает невероятное уважение к своему оппоненту и готов закрыть глаза на прошлое ради плодотворного взаимодействия в будущем.

Если уметь различать каждую из стадий возникшей конфликтной ситуации, в той или иной степени управлять ими с опорой на трезвый рассудок, а не на яркие эмоции, то есть высокая вероятность завершить спор так, как будет выгодно всем его участникам. Важно лишь быть внимательным к своему оппоненту и собственным побуждениям.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.