Если обратить внимание на актуальные вакансии в интернете, городских центрах занятости и на досках объявлений, то можно отметить тот факт, что одной из самых популярных и востребованных специальностей является менеджер по подбору персонала (HR-менеджер). Однако далеко не каждый знает, чем занимается подобный специалист, какие требования к нему предъявляются и что входит в должностную инструкцию работника. Сегодня мы подробнее поговорим об этом.
Особенности профессии
HR-менеджер – это специалист, который занимается подбором персонала для предприятия. Название профессии пришло к нам из английского языка, где HR (или human resource) дословно переводится как «человеческий ресурс». Такая расшифровка сразу дает понять каждому, чем занимается подобный работник.
Вообще говоря, данная профессия впервые появилась на западе. Однако на сегодняшний день такая должность популярна в нашей стране, а также на просторах СНГ. HR-менеджер – это сотрудник кадрового отдела, его работа заключается в оптимизации процесса подбора сотрудников. Кроме того, HR-менеджер отвечает за управление, обучение и развитие кадров. Несмотря на то что во всем мире эта профессия была известна еще в XIX веке, пик потребности в специалистах данной отрасли пришелся на 2000-й год. С тех пор специальность приобрела большую популярность среди соискателей.
На сегодняшний день HR-менеджер на предприятии может выполнять роль специалиста широкого профиля или специализироваться в более узких областях, например, заниматься только рекрутингом, только обучением, только делопроизводством и т. д. При этом те обязанности, которые будут входить в должностную инструкцию работника, полностью зависят от конкретного предприятия и начальства. Так, например, маленькие компании зачастую нанимают только одного HR-менеджера, который самостоятельно отвечает за все процессы. В то время как на крупных международных предприятиях существуют огромные кадровые отделы, где каждый специалист имеет четко определенную и достаточно узкую область деятельности.
Кроме того, HR-менеджер может не быть наемным рабочим, он может выполнять функции консультанта, тем самым одновременно обслуживая несколько предприятий, или создать свою кадровую фирму с большим количеством подчиненных сотрудников.
Обязанности и функции
Специалист по кадрам (независимо от того, работает ли он на предприятии или является независимым консультантом) должен выполнять ряд определенных задач. Перед трудоустройством в обязательном порядке следует узнать у работодателя то, какие конкретно должностные обязанности для HR-специалиста предусмотрены данным учреждением, чем он занимается на ежедневной основе и какой функционал выполняет только в особых случаях. При этом также важно узнать о том, будет ли в вашем распоряжении ассистент или секретарь, можете ли вы делать определенные задания дистанционно. После этого обязательно оцените свои компетенции, чтобы понять, справитесь вы с работой или нет.
Очевидно, что список должностных обязанностей HR-менеджера может видоизменяться в зависимости от конкретного места работы. Но в то же время некоторые функции остаются стандартными. Рассмотрим несколько из них.
Прямые
Эти обязанности должен выполнять каждый HR-менеджер.
Формирование кадровой политики
HR-менеджер – это человек, который занимается обеспечением кадрами той или иной организации. Соответственно, в его прямые обязанности входит разработка методов, способов и принципов поиска самых лучших специалистов. При этом кадровик должен не только пользоваться всеми самыми новыми и технологичными достижениями в этой области, но также обучать этому своих подчиненных.
Таким образом, на предприятии можно создать единую политику поиска новых сотрудников, которая будет привлекать только самых опытных и высококвалифицированных специалистов.
Поиск и наем кадров
Если предыдущий пункт носит стратегическое и теоретическое значение, то поиск и наем кадров – это чистая практика. При этом подобная деятельность состоит из большого количества этапов и дополнительных шагов. Так, например, многие занимаются активным поиском кадров в интернете, другие – размещают объявления и пассивно ждут отзывов.
Разработка системы штрафов и вознаграждений
Для того чтобы принятые на работу сотрудники внимательно, дисциплинированно и активно выполняли все свои функции, важно позаботиться о том, чтобы на предприятии присутствовала четко определенная система штрафов и вознаграждений. При этом в процессе трудоустройства сотрудников о ней необходимо рассказывать каждому кандидату. Так, например, за систематические опоздания и нарушения графика работы могут быть назначены штрафы, а за перевыполнение плана – вознаграждения.
Повышение квалификации сотрудников
Одна из областей ответственности кадрового работника – это образование и развитие сотрудников компании. Для этого рекомендуется на регулярной основе организовывать семинары, тренинги, конференции, мастер-классы и другие мероприятия, которые повысят квалификацию работников фирмы, соответственно, увеличат их производительность и позитивно повлияют на прибыль организации.
Адаптация новых сотрудников
Трудоустройство специалиста на должность – это не единственная задача HR-менеджера, на этом его работа не заканчивается. Сотрудник отдела кадров должен убедиться в том, что новый работник хорошо приспосабливается к своим новым обязанностям, а также понимает культурные особенности офиса.
Мотивационная работа
Каждый HR-менеджер должен проводить активную работу по мотивации своих сотрудников. Это могут быть как специализированные встречи и семинары, так и выступления на рабочих планерках и собраниях.
Подобная мотивационная работа имеет важное значение в отношении формирования целостной команды, которая работает на общий результат и стремится достигнуть единой цели.
Дополнительные
При этом существуют некоторые задачи, которые выполняются только в том случае, если выполнены все основные требования.
Мониторинг рынка труда
Мониторинг рынка труда помогает HR-менеджерам оценивать количество претендентов на ту или иную должность, популярность разных профессий, а также общую экономическую и социальную динамику в нашей стране. В этом отношении они могут в дальнейшем помогать начальству формировать заработную плату, а также советовать нанимать того или иного специалиста, который может оказать неоценимую помощь предприятию.
Составление трудовых договоров
Подобная деятельность ложится на плечи сотрудников отдела кадров в том случае, если на предприятии отсутствует полноценный юридический отдел. Это в большей степени касается маленьких компаний. Если вы попали в такую ситуацию, то вы должны в обязательном порядке ознакомиться с нормативно-правовой базой, которая регулирует подобные вопросы.
Делопроизводство
Несмотря на то что делопроизводство не является основной обязанностью менеджера по подбору персонала, данная задача может выполняться именно этим сотрудником. Поэтому зачастую работодатели требуют от кадровиков довольно широких знаний в самых разных областях.
Таким образом, прежде чем трудоустраиваться на должность HR-менеджера, важно внимательно ознакомиться с должностными инструкциями, которые предлагает вам начальство, и объективно оценить свои компетенции.
Требования
На сегодняшний день многие работодатели выдвигают по отношению к HR-менеджерам определенный профстандарт, то есть требования о том, что должен знать и уметь данный специалист. Так, в первую очередь, подобный стандарт включает образование. Специалист по подбору кадров в обязательном порядке должен иметь высшее образование. При этом в отдельных случаях может требоваться образование по конкретной специализации, но по общему правилу образование должно быть в сфере юриспруденции или экономики. При этом недостаточно просто иметь диплом, нужно обладать системными знаниями и постоянно совершенствоваться как специалисту.
Профессиональные навыки и умения – это то, за что в первую очередь ценится HR-менеджер. Как было описано выше, данный специалист выполняет на предприятии довольно большой комплекс работы, при этом на его плечи могут ложиться на только основные, но и дополнительные обязанности. Именно поэтому, чем большим количеством компетенций обладает специалист, тем лучше.
Кроме того, могут выдвигаться требования относительно опыта работы. Так, молодых специалистов, которые только что окончили университет, довольно редко принимают на эту должность в связи с тем, что она связана с большой ответственностью и в какой-то степени является руководящей.
Именно поэтому многие руководители требуют того, чтобы претендент обладал опытом работы (при этом желательно на руководящих позициях).
Какими качествами должен обладать?
Помимо вышеописанных требований, очень важно, чтобы специалист отдела кадров обладал рядом личных характеристик и черт, которые помогут ему в профессиональной деятельности и карьерном росте.
Среди личных качеств, которые должны быть присущи каждому HR-менеджеру, можно выделить следующие:
- самоорганизация (зачастую работу кадровика не контролируют на ежедневной основе, поэтому достигать результатов необходимо самостоятельно);
- стремление к самосовершенствованию (профессия постоянно видоизменяется, поэтому нужно следить за всеми новыми тенденциями);
- коммуникабельность (в рамках рабочего процесса специалисту необходимо общаться с большим количеством людей, что будет сложно для интроверта или человека с замкнутым или стеснительным характером);
- креативность (подбор персонала – довольно творческая работа, которая требует нестандартных и оригинальных подходов);
- стрессоустойчивость (работа связана с большой эмоциональной нагрузкой);
- внимательность (для того чтобы подобрать максимально подходящего сотрудника на должность, нужно обращать особое внимание на детали).
При этом при заполнении резюме постарайтесь быть максимально открытыми и искренними, не приукрашивайте свой характер и не переписывайте шаблоны, найденные в интернете.
Образование и повышение квалификации
Для того чтобы стать менеджером по подбору персонала, нужно получить высшее образование в университете. При этом учиться можно по самым разным специальностям: менеджмент, экономика, социология и т. д. В этом случае следует выбрать именно то направление подготовки, которое будет максимально интересно для вас как для личности. При этом желательно отдавать предпочтение престижным крупным вузам, которые расположены в больших городах и пользуются авторитетом среди работодателей. Однако при невозможности посещения такого университета, можно учиться и в провинции. Так или иначе, у вас должен быть диплом с высокими оценками.
В то же время не стоит расстраиваться, если вы не получили необходимых для работы знаний в университете. Выучиться на HR-менеджера или его помощника можно с нуля благодаря профессиональной переподготовке. Так, на сегодняшний день существует огромное количество разнообразных курсов, тренингов и мастер-классов, которые помогут вам повысить свою квалификацию, стать компетентным, востребованным и конкурентоспособным специалистом.
Карьера
Карьера HR-менеджера может начаться и развиваться несколькими путями. Так, например, зачастую на должность кадрового работника приходят специалисты, которые уже работали на руководящих должностях: они имеют опыт подбора персонала, а также управления нижестоящими по рангу сотрудниками. С другой стороны, свой путь можно начать как помощник или ассистент HR-менеджера. В таком случае вы с самого начала своей карьеры будете иметь четко определенную профессиональную направленность.
При этом, как уже было сказано выше, HR-менеджер необязательно выполняет роль наемного работника. Очень часто подобные специалисты набираются опыта на предприятии, а затем переходят в консультационный бизнес, организовывают ИП или открывают собственные фирмы. В данном случае выбор конкретного пути зависит исключительно от вас лично, от ваших желаний и возможностей.
Заработная плата специалиста по подбору персонала находится в довольно широком диапазоне: минимально она может составлять 10-15 тысяч рублей, а максимально – около 100 тысяч рублей. При этом многие компании платят своим сотрудникам неодинаково: некоторые получают строго определенную заработную плату, а другие – процентный гонорар (например, в зависимости от количества закрытых вакансий).
Таким образом, мы смогли убедиться, что HR-менеджер – это довольно популярная профессия на современном рынке труда. В то же время следует иметь в виду: для того чтобы стать высококвалифицированным профессионалом, необходимо обладать большим объемом специальных знаний, а также достаточным количеством профессиональных навыков и умений. Кадровик – это тот специалист, который должен постоянно учиться и повышать свой профессионализм. В противном случае ваша работа окажется малоэффективной и не принесет пользы предприятию, на котором вы работаете.