Комьюнити-менеджер – это новая профессия, которая стала развиваться на территории нашей страны относительно недавно. При этом у многих молодых людей она вызывает неподдельный интерес.
Кто такой комьюнити-менеджер и чем он занимается? Какие требования выдвигаются к специалисту? Какое обучение требуется и каковы карьерные перспективы? Ответы на эти, а также некоторые другие вопросы вы найдете в нашем материале.
Кто это такой?
Комьюнити-менеджер – это специалист, который управляет сообществами людей (сам термин пришел в русский из английского языка). Подобные специалисты занимаются организацией сообществ людей в интернете (чаще всего в социальных сетях).
Однако помимо работы в режиме онлайн в обязанность многих комьюнити-менеджеров входит проведение реальных встреч и организация самых разных проектов.
Преимущества и недостатки
Как и любая другая профессия, профессия комьюнити-менеджера обладает своими характерными чертами и особенностями. Причем они носят как положительный, так и отрицательный характер. В связи с этим, прежде чем претендовать на должность, необходимо ознакомиться со всеми плюсами и минусами.
К преимуществам работы можно отнести такие характеристики:
- возможность проявления своих творческих способностей (в связи с тем, что одной из функциональных особенностей профессии является создание контента, у комьюнити-менеджера есть возможность проявлять свою креативность и творчество в рамках рабочего процесса);
- удобный график работы (очень часто комьюнити-менеджеры работают в удаленном режиме, что позволяет экономить время на дорогу, а также совмещать рабочие обязанности и домашние дела);
- отсутствие образовательных стандартов (при желании позицию данного специалиста может занять практически любой, так как не существует строго определенных образовательных требований);
- работа в развивающейся сфере (профессиональная деятельность комьюнити-менеджеров напрямую связана с применением новых технологий).
Среди недостатков выделяют:
- ненормированный рабочий график (в первую очередь это касается комьюнити-менеджеров, которые работают с онлайн-сообществами, – форс-мажор может возникнуть в любое время суток);
- высокий уровень стресса (в связи с тем, что данные специалисты работают с разными людьми, стрессовых ситуаций избежать не получится);
- большая ответственность (по причине того, что на комьюнити-менеджера возлагается большое количество задач, он обладает большим уровнем ответственности);
- невысокая заработная плата (крупное денежное вознаграждение за свой труд можно получить только в том случае, если у вас есть большой опыт или вы являетесь популярным специалистом, имеющим множество положительных отзывов);
- комплексность задач (функции комьюнити-менеджера состоят из большого количества разноплановых заданий, поэтому сотруднику необходимо владеть большим объемом знаний и умений).
Таким образом, прежде чем претендовать на вакансию, следует объективно оценить свои силы и определиться с тем, готовы ли вы переносить недостатки профессии.
Должностные обязанности
Должностные обязанности комьюнити-менеджера по большей части зависят от конкретного места работы, а также работодателя. Обычно при трудоустройстве на должность или в процессе прохождения первичного собеседования работодатель предложит вам ознакомиться с должностной инструкцией, которая и будет содержать в себе все задачи, которые придется выполнять в процессе своей профессиональной деятельности. Однако в связи с тем, что специфика работы разных компаний имеет свои отличия, такие должностные инструкции могут видоизменяться, к чему нужно быть готовым. Кроме того, прежде чем устраиваться на должность, вы должны быть абсолютно уверены в том, что сможете справиться со всеми обязанностями.
Если попытаться составить стандартизированный и универсальный список должностных обязанностей комьюнити-менеджера, то получим примерно следующее:
- создание разнообразных материалов для информационных площадок (подобная задача может включать в себя написание постов, верстку и т. д.);
- мониторинг сетевых ресурсов (очень часто одновременно с функциями комьюнити-менеджера специалист, работающий на данной позиции, выполняет задачи модератора);
- написание отзывов;
- аналитическая работа с большим количеством информации (отечественные и зарубежные источники);
- продвижение продуктов;
- контент-анализ;
- общение с пользователями и клиентами;
- разработка и создание проектов;
- сбор отзывов;
- управление дискуссиями;
- написание и публикация новостей;
- работа с командой и т. д.
Для того чтобы успешно выполнять свою профессиональную деятельность, нужно уметь безупречно выполнять все перечисленные выше функции, а также постоянно развивать и совершенствовать навыки.
Требования
Зачастую работодатели выдвигают достаточно жесткие требования по отношению к комьюнити-менеджерам. Все дело в том, что данные специалисты выполняют ключевую роль для многих проектов, а потому они должны обладать достаточной квалификацией и компетенцией.
Навыки
Что касается непосредственно ключевых профессиональных навыков и умений, то комьюнити-менеджер обязан на все 100% выполнять свою должностную инструкцию. Кроме этого, он должен иметь и дополнительные навыки, например:
- понимать алгоритмы и уметь работать с самыми разными социальными сетями («ВКонтакте», «Одноклассники», «Фейсбук» и т. д.);
- уметь анализировать аудиторию;
- выявлять наиболее популярный контент;
- работать со статистическими и аналитическими данными;
- формулировать редакционную политику;
- выстраивать партнерство с другими проектами и т. д.
При этом в ходе работы над конкретным проектом необходимо выявлять его индивидуальные особенности и черты, уметь быстро подстроиться и адаптироваться под изменяющуюся действительность.
Качества
Несмотря на то, что профессионализм и квалификация комьюнити-менеджера играет значительную роль, не менее важны и индивидуальные качества данного специалиста. Так, определенные черты характера помогут комьюнити-менеджеру качественно выполнять свою работу. Считается, что специалист должен обладать такими характеристиками:
- коммуникабельность;
- вежливость;
- дружелюбие;
- высокий интеллектуальный уровень;
- стрессоустойчивость;
- умение принимать решения и нести за них ответственность;
- усидчивость;
- креативность.
Сочетание профессиональных и личностных качеств позволит комьюнити-менеджеру стать первоклассным специалистом, широко востребованным на рынке труда.
Обучение и карьера
На сегодняшний день не существует конкретно определенных требований по отношению к образованию комьюнити-менеджера. Все дело в том, что подобных специалистов не обучают в университетах или колледжах. Именно поэтому большинство работодателей делают акцент на том, чтобы специалист обладал всеми необходимыми навыками и умениями. При этом некоторые работодатели все же настаивают на наличии диплома о высшем образовании у своих подчиненных, однако не уточняют конкретный профиль. Преимуществом станет наличие сертификата о прохождении соответствующих специализированных курсов – на сегодняшний день подобные тренинги и мастер-классы можно пройти как онлайн, так и офлайн.
Что же касается непосредственного карьерного пути комьюнити-менеджера, то стоит отметить тот факт, что профессиональная жизнь специалиста может развиваться самыми разными путями. Так, например, можно дорасти до руководителя проекта, если вас интересует вертикальное повышение. Кроме того, нередки случаи, когда комьюнити-менеджеры открывают собственные креативные агентства и контент-проекты, нанимают сотрудников и развивают собственные проекты либо занимаются консультационной деятельностью.
Где найти работу?
На сегодняшний день профессия комьюнити-менеджера считается довольно распространенной и востребованной. Именно поэтому подобные вакансии вы сможете найти на досках объявлений. Кроме того, изучайте сайты интересующих вас компаний, так как они могут публиковать информацию о вакансиях на своих официальных платформах.
Следует иметь в виду, что работа комьюнити-менеджера чаще всего носит удаленный характер. Это значит, что вам не нужно будет каждый день приезжать в офис, чтобы выполнять сою работу. Данный факт привлекает многих соискателей.
Заработная плата
Что касается материального вознаграждения за труд комьюнити-менеджера, то он может варьироваться в довольно широких пределах. Непосредственная сумма заработной платы может зависеть от самых разных факторов: вашей квалификации, региона функционирования компании, сферы деятельности компании и т. д. Минимальная ставка – 15 000 рублей.
Таким образом, вы смогли убедиться, что профессия комьюнити-менеджера является быстроразвивающейся и достаточно популярной. Однако прежде чем оканчивать курсы по специальности и искать соответствующие вакансии, нужно внимательно оценить свои силы и понять, сможете ли вы справляться с подобной работой.