Помощник менеджера по продажам: квалификация и функциональные обязанности
Помощник менеджера по продажам — одна из новомодных профессий нашего времени. Но в ней есть свои требования к квалификации и функциональные обязанности. Очень важно разобраться в таких деталях, чтобы понимать — устроит подобная деятельность или нет.
Что это за работа?
Помощник менеджера по продажам, называемый ещё в ряде компаний ассистентом, является фактически ближайшим соратником данного управленца. Важнейшие положительные стороны такой должности:
- возможность обогатить свой опыт (повысить квалификацию);
- внушительные перспективы карьеры.
Это в ряде случаев перевешивает значительную нагрузку в физическом и интеллектуальном плане, которая неизбежно обрушивается на помощников менеджеров любого вида деятельности. Конкретный круг дел, поручаемых ассистенту, определяется спецификой компании и тем, что она продает. Чаще всего ассистенты работают на пятидневной неделе, а планка заработной платы колеблется от минимального уровня до 20000 рублей, изредка превышая этот уровень.
На должности ассистентов, если не требуется опыта, обычно попадают те, кто раньше не работал по какой-либо причине, а также студенты последних курсов, аспиранты и так далее. На этой работе они, собственно, опыт и получают. Нередко должность помощника становится ступенькой к самостоятельному превращению в менеджера. Это практикуется обычно там, где нынешние управляющие вскоре уйдут на повышение или будут направлены в другое подразделение.
Помощники менеджеров обычно встречаются в крупных компаниях, где управляющий персонал имеет столько обязанностей и дел, что становится необходимым его «разгрузить».
Требуемая квалификация
Образование требуется разное, что опять же определяется конкретным местом работы. В отдельных случаях хватает и средней профессиональной подготовки. В других ситуациях нужны помощники с высшим образованием, а в третьих начальника устроит только ассистент с профильной университетской подготовкой. Основной упор делается на владение экономическими знаниями в целом, умение продавать и знание психологии. Приветствуется знание иностранных языков.
Что касается опыта работы, то здесь ситуация тоже не слишком однозначна. Чтобы продавать автозапчасти, продукты или одежду с обувью, он, конечно, желателен, но не категорически. А вот торговля спецодеждой, особыми видами продовольствия (экзотическими, уникальными), сложными видами промышленной продукции без опыта мало реальна. Владение компьютером и основными программами является уже нормой для всех, занятых в сфере управления, и вскоре будет подразумеваться по умолчанию.
В должностных инструкциях квалификационные требования к помощникам менеджеров озвучивают более четко. Им необходимо владеть:
- основными законами и ключевыми подзаконными актами (в том числе ведомственными), регулирующими коммерческую торговую деятельность производства;
- текущим состоянием экономики;
- базовыми принципами коммерческой деятельности и торговли;
- ситуацией на рынке (в целом, у самой компании, у ее конкурентов, в смежных отраслях, в разных регионах);
- динамикой рынка и основными тенденциями по спросу и предложению;
- основным ассортиментом продаваемых товаров (услуг), их классификацией, целевым предназначением, ключевыми характеристиками и возможностями, которые эти товары (услуги) реально дают потребителю.
Но и на этом требования не заканчиваются. Хороший помощник менеджера по продажам должен быть в курсе порядка ценообразования на оптовом, мелкооптовом, розничном и мелкорозничном сегментах рынка.
Конечно, придется следить за текущим уровнем цен. Сверх того, очень полезно будет владение теорией и практикой менеджмента, принципами администрирования в организации. Ассистенты менеджера составляют различные документы и участвуют в переговорах, поэтому им надо знать делопроизводство и документооборот, психологию торговли.
Дополнительно придется освоить:
- этику делового взаимодействия;
- подходы к налаживанию деловых связей;
- социологию;
- мотивацию персонала;
- современные компьютерные программы и сетевые сервисы, облегчающие работу.
Функциональные обязанности
Основными обязанностями такого сотрудника являются:
- содействие менеджеру в организации и отладке сети продаж;
- сбор сведений о спросе на товары или услуги, анализ причин, по которым он меняется;
- отыскание дополнительных покупателей и посредников, налаживание контактов с ними;
- ведение переговоров с клиентурой;
- подготовка документации на преддоговорном этапе;
- заключение договоров;
- организация поставок товаров соответственно договорам;
- отслеживание оплаты поставленных товаров и оказанных услуг, соблюдения иных условий;
- изучение основных претензий и пожеланий по качеству товаров и их характеристик;
- анализ качества послепродажного обслуживания;
- анализ количества продаж и их динамики.
Помощник менеджера учитывает претензии потребителей и разбирается, в чем причина, кто прав, как предотвратить подобные жалобы впредь. Этот сотрудник активно участвует в маркетинговых и рекламных акциях. На него возлагается сбор данных о потребителях и ввод их в базы данных, экспертные системы. Необходимо также готовить отчеты о работе, составлять аналитические обзоры и справки (тематика которых определяется менеджером).
Наконец, непосредственный начальник может поручить помощнику отдельные задания по тому или иному функциональному профилю.
Должностная инструкция
Назначать помощников менеджера и снимать их может только руководитель организации или филиала (структурного подразделения), а представления вносит менеджер или иное должностное лицо. Пока ассистент отсутствует, его сменяет лицо, назначаемое в официальном порядке. Тогда на сменщика переходят те же права и обязанности. У ассистентов есть полномочия:
- знакомиться со всеми документами, регулирующими их деятельность;
- запрашивать всю информацию для работы (в том числе в других структурных подразделениях);
- вносить предложения, как усовершенствовать работу.
Они отвечают за:
- невыполнение своих обязанностей;
- нарушение гражданского кодекса;
- нарушение уголовного кодекса;
- административное нарушение;
- причинение материального ущерба или утечку данных.