Менеджер

Продакт-менеджер: особенности профессии и обязанности

Продакт-менеджер: особенности профессии и обязанности

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это за профессия?
  2. Востребованность
  3. Квалификация
  4. Личные качества
  5. Функциональные обязанности
  6. Должностная инструкция
  7. Карьерные перспективы

Продакт-менеджер является достаточно новой и очень перспективной профессией, которая пользуется популярностью среди молодёжи. Особый интерес к ней испытывают специалисты, работающие в области бизнеса, технологий, логистики и пиара.

Что это за профессия?

В переводе с английского словосочетание product manager обозначает «менеджер по продукту». Таким образом, продакт-менеджером называют человека, занимающегося продвижением на рынке каких-либо продуктов, начиная от материальных ценностей и заканчивая IT-технологиями. Такой специалист отвечает не только за создание чего-то нового, но и отслеживает тенденции рынка, анализирует происходящие на нём изменения, определяет ценообразование, планирует продвижение продукта, а также формирует к нему ряд требований.

Продакт-менеджеры тесно связаны с продажами, производством, рекламой, налаживанием рынка сбыта, маркетингом и в зависимости от направления деятельности компании могут выполнять роль дистрибьютора, дилера, системного интегратора и даже стартапера.

Иными словами, амплуа человека этой профессии напрямую зависит от того, чем занимается предприятие и какова природа выпускаемого им продукта. Так, работа продакт-менеджера обувной фабрики будет в корне отличаться от деятельности специалиста в области высоких технологий, однако, конечной целью их трудов является раскрутка и продвижение услуги, товара или IT-разработки без осуществления непосредственных продаж, так как этим занимаются другие специалисты. Однако некоторые компании в своём желании сэкономить взваливают на своих продакт-менеджеров не только раскрутку товара, но и его выкладку – мерчендайзинг.

Это в корне неверно, так как поле профессиональной деятельности этих уникальных специалистов лежит в несколько иной плоскости и требует куда больших интеллектуальных, аналитических и экономических навыков, знаний и умений, чем наведение порядка на магазинных полках. Опытный продакт-менеджер в совершенстве владеет такими профессиями, как экономист, технолог, пиар-менеджер, дизайнер, аналитик, маркетолог и даже логист, и считается одним из самых важных и незаменимых специалистов на любом предприятии.

От профессионализма этого человека часто зависит не только прибыль компании, но и общая номенклатура производимой продукции, и, как следствие, жизнеспособность фирмы.

Рассматривая профессию продакт-менеджера, нельзя не упомянуть о её достоинствах и недостатках. К преимуществам данной специальности относят достойную оплату и высокую востребованность на рынке труда, увлекательность процесса управления продуктом, возможность карьерного и профессионального роста, «элитность» профессии и внушительные бонусы в случае успеха товара или услуги на рынке.

Среди минусов можно отметить необходимость взаимодействия с очень большим кругом лиц, что требует от менеджера высокой стрессоустойчивости и коммуникабельности, работу в условиях серьёзной конкуренции, давление руководства, ненормированное время работы и частые стрессовые ситуации, неизбежно возникающие при общении с людьми.

Востребованность

Профессия продакт-менеджера становится всё более востребованной на рынке труда, что связано с развитием производства, расширением уже имеющихся предприятий и стремительно растущей конкуренцией. Ни одна серьёзная компания на сегодняшний день не сможет обойтись без грамотного специалиста в области управления продуктом, поэтому высоко оценивает его труд.

Особым спросом пользуются профессионалы в области продвижения информационных технологий, что связано с расширением данного сектора и появлением на этом поприще новых, достаточно сильных игроков. Однако и в производственной отрасли без менеджера обойтись довольно трудно, из-за чего без работы такие специалисты не останутся никогда.

Квалификация

Первое профильное образование по специальности «Продакт-менеджер» на сегодняшний день отсутствует, и большинство профессионалов имеют диплом по направлениям «Экономика», «Маркетинг» и «Менеджмент».

    Данные специальности выступают отличной базой для овладения этой непростой и интересной профессией, подготовка специалистов по которой ведётся в рамках постдипломного образования и дополнительных курсов.

    Обучение

    В качестве примера профессиональной подготовки продакт-менеджеров можно привести программу переподготовки под названием «Продакт-менеджмент технологического продукта», которую предлагает НИУ Высшей Школы Экономики. Соискатели должны иметь на руках диплом бакалавра по одной из экономических или маркетинговых специальностей и быть готовыми выложить за повышение квалификации немалую сумму.

    Помимо ВШЭ, получить специальность продакт-менеджера можно на многочисленных специализированных курсах, которые проводятся на базе бизнес-школ, а также можно самостоятельно ознакомиться с тематическими пособиями и учебной литературой, широко представленными в интернете.

      Также можно воспользоваться услугами университетов интернет-профессий, позволяющих получить диплом не выходя из дома.

      Навыки и умения

      По окончании обучения студент овладевает умением проработки концепции конечного продукта, разработки модели его финансирования и способностью выбора метрики и анализа. Кроме того, на курсах обязательно научат проведению качественного тестирования customer development, разработке дорожной карты продукта и ведению собственного профессионального блога.

      Среди ключевых навыков по управлению продуктом, приобретённых в процессе обучения, можно отметить умение построения адекватной картины мира и ситуации на рынках, выстраивание процесса работы в команде, овладение основами ведения статистического учёта и умение смотреть на продукт своей компании глазами потребителя.

      Дипломированный продакт-менеджер умеет разрабатывать концепцию и стратегию продукта, следить за работой конкурентов и анализировать их успехи и промахи, планировать развитие и продвижение своего продукта на рынке относительно аналогичной продукции других производителей, а также эффективно взаимодействовать с людьми, вовлечёнными в процесс продвижения товара, услуги или IT-технологии – разработчиками, производственниками, продажниками и маркетологами. Важным навыком является умение работать на компьютере и знание различных версий программы 1С.

      Личные качества

      Несмотря на то что профессия продакт-менеджера является интересной и высокооплачиваемой, стать грамотным специалистом в этой области сможет не каждый. Потенциальный соискатель на данную должность должен обладать рядом ценных качеств, необходимых для плодотворной и эффективной работы. Человек должен легко сходиться с людьми, иметь отличные организаторские способности, быть хорошим оратором и отличаться креативным мышлением. Важными моментами являются наличие аналитического склада ума, дружба с арифметикой, инициативность, стрессоустойчивость, высокая ответственность и свободное владение английским.

      Продакт-менеджер должен иметь ярко выраженные лидерские качества, быть гибким, но в то же время настойчивым, уметь объединять людей в команду и вдохновлять их на продуктивную работу, слышать чужое мнение, находить инструменты решения возникающих проблем и в понятной лаконичной форме доносить свою точку зрения до окружающих. Кроме того, он должен уметь подстраиваться под имеющиеся обстоятельства, быть готов к командировкам и ненормированному рабочему дню.

      Функциональные обязанности

      Работа продакт-менеджера предполагает наличие ряда профессиональных обязанностей, от добросовестного выполнения которых зависит конечный результат всего производственного цикла по изготовлению и продвижению материального или интеллектуального продукта. В их число входят:

      • проектирование стратегии создания товара или услуги;
      • составление дорожной карты с учётом особенностей продукта и конъюнктуры рынка;
      • тщательный анализ положения дел конкурентов и отрасли в целом;
      • составление долгосрочных и краткосрочных планов выпуска продукции и контроль её качества на каждом этапе производства;
      • планирование ключевых показателей эффективности – KPI и подготовка презентаций продукта;
      • мотивированное ценообразование с учётом стоимости аналогичного продукта, выпускаемого конкурентами;
      • глубокий анализ потребительского спроса и изучение мнения покупателей о данном продукте;
      • переговоры с заказчиками и контроль за реализацией предлагаемых товаров и услуг;
      • быстрое внесение изменений в производственный цикл в случае выявления недостатков продукта;
      • разработка и реализация концепции по увеличению продаж и популяризации продукта, а также разработка системы льгот и скидок;
      • взаимодействие со всеми участниками производства и реализации продукции, а также сертифицирование продукта в государственных органах;
      • внесение предложений руководству компании по созданию новых продуктов, расширению уже имеющегося ассортимента и прогнозирование продаж;
      • публикации о данном продукте в собственном блоге с ответами на вопросы потребителей;
      • активное посещение маркетинговых семинаров, выставок и конференций, связанных с логистикой и менеджментом.

      Должностная инструкция

      При устройстве в компанию на должность продакт-менежера рекомендуется следовать определённому алгоритму и максимально структурировать свою деятельность. Это необходимо для того, чтобы ни один цикл жизни продукта не выпадал из поля зрения специалиста, а коррективы в тот или иной этап его продвижения вносились вовремя. При этом нужно помнить, что ответственность продакт-менеджера за продукт начинается на ранней стадии его концептуальной разработки. Задача специалиста на данном этапе – это отслеживание тенденций рынка и внесение предложений по повышению уникальности продукта на фоне продукции конкурентов.

      Далее продакт-менеджер внимательно следит за производством и при необходимости вносит коррективы. После того как продукт будет готов, специалист приступает к самой сложной и ответственной работе – маркетингу. Он подключает к работе дизайнеров, маркетологов и пиар-менеджеров, координирует их работу и представляет продукцию инвесторам. После выхода продукта на рынок менеджер внимательно следит за изменением его позиций относительно аналогичных товаров, оценивая эффективность работы маркетологов.

      При достижении продуктом целевых значений метрик, выраженных в большом размере аудитории или в высокой прибыли, работу продакт-менеджера можно считать успешной.

      Карьерные перспективы

        Если продакт-менеджер занимается своим делом со всей ответственностью и делает это достаточно профессионально, то со временем ему могут предложить продвижение более дорогостоящего продукта или стать участником масштабного проекта. Заработная плата молодых специалистов варьируется от 30 до 70 тысяч рублей в зависимости от региона и характера продвигаемой продукции, в то время как работник с 3-летним опытом работы зарабатывает около 120 тысяч. Более опытные сотрудники высоко ценятся руководством и имеют ежемесячный доход порядка 250 тысяч рублей.

        Комментариев нет
        Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.