Top.Mail.Ru
Менеджер

Менеджер ресторана: кто это и как стать?

Менеджер ресторана: кто это и как стать?

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Кто это такой?
  2. Обязанности и функции
  3. Права и ответственность
  4. Требования
  5. Обучение и повышение квалификации

Менеджер ресторана – незаменимый сотрудник на предприятиях общественного питания. По сути, данный специалист контролирует и отвечает за все происходящие в заведении процессы и даже формирует его имидж.

Кто это такой?

Менеджера ресторана можно назвать правой рукой владельца или директора заведения. Деятельность человека, являющегося представителем данной профессии, практически незаметна для посетителей, но «за кадром» под его контроль попадают все важные действия от закупки продуктов до работы уборщицы. Менеджер ресторана или кафе совмещает административные функции с руководством персонала. Кроме того, именно в его обязанности входит оперативное решение всех возникающих вопросов. Надо сказать, что сама профессия возникла относительно недавно, так как раньше данные функции находились под контролем владельцев заведений общественного питания.

Если сравнить работу менеджера ресторана с работой директора, то разница довольно очевидна. Первый отвечает за решение внутренних проблем, а второй обеспечивает более глобальное руководство с учетом всех внешних факторов.

Чтобы обеспечить продуктивную работу, а также соблюсти требования трудового законодательства, в заведении должно находиться не менее 2 менеджеров. Большее количество сотрудников на данной должности также возможно.

Обязанности и функции

Должностные обязанности менеджера гостинично-ресторанного бизнеса довольно обширны. Их краткое содержание включает:

  • подготовку заведения к началу работы и его закрытию;
  • распределение обязанностей между персоналом;
  • контроль деятельности персонала.

Менеджер обязательно проводит обучение персонала, следит за соблюдением дисциплины, а также разбирается с возникающими конфликтами. Если в ресторане отсутствует хостес, то менеджер или его помощник могут осуществлять встречу гостей. При наличии банкетного зала данный работник отвечает и за организацию мероприятий.

Очень важными обязанностями менеджера являются соблюдение санитарных норм, противопожарной безопасности, а также взаимодействие с контролирующими инстанциями. Специалист работает с продуктовыми поставщиками, а иногда даже контролирует ведение социальных сетей, решение вопросов гостей и мониторинг отзывов. Наконец, менеджер ресторана делает в конце каждого отчетного периода соответствующий документ. Все эти пункты можно обнаружить либо в должностной инструкции, либо в договоре.

Если рассматривать каждый пункт подробнее, то можно обнаружить немало других должностных обязанностей и функций работника. К примеру, чтобы обеспечить надлежащую подготовку ресторана к работе, он должен приходить за час до открытия заведения и уходить минимум час спустя. Сотрудник должен быть готов в любой момент появиться в зале, ответить на вопрос гостя или же решить возникший конфликт. Ему необходимо контролировать всех своих работников, при необходимости направлять их на обучение, а также заниматься распределением обязанностей. Если в коллективе отсутствует отдел кадров, то менеджер занимается и подбором персонала: размещает вакансию, проводит собеседования.

Через данного сотрудника происходит взаимодействие разных отделов. Он должен держать под контролем и товарные закупки, и состояние оборудования, и ведение документации, и составление графиков персонала. В большинстве случаев менеджер ресторана отвечает даже за такую глобальную задачу, как формирование имиджа заведения.

Каждый день управляющий рестораном выполняет как минимум 12 основных задач.

В первую очередь происходит подготовка заведения к началу работы. За час до открытия сотрудник должен оценить готовность рабочих мест, проконтролировать опоздания сотрудников и, при необходимости, оценить соответствие их внешнего вида дресс-коду. За этот час управляющий обычно составляет отчет за предыдущую смену, проверяет кассу, а также проводит планерку либо только с руководителями, либо еще и с сотрудниками зала. На планерке происходит подведение итогов, постановка целей и решение сложных моментов.

Кроме того, задачей менеджера ресторана является согласование закупки, проверка путевых листов. На каждодневной основе сотрудник занимается и отслеживанием социальных сетей, а также проверкой книги жалоб и предложений. Если ресторан располагает возможностью бронирования столиков и проведения мероприятий, данный момент также контролируется управляющим. В течение дня менеджер общается с посетителями, наблюдает за работой всех отделов, проверяет хранение продуктов и опрашивает сотрудников по теоретическим знаниям.

Права и ответственность

Права менеджера ресторана не столь обширны, как обязанности. Однако он имеет возможность запрашивать и знакомиться с информацией и документами, необходимыми для успешной реализации своих функций. Работник может предлагать своему непосредственному начальству любые идеи по совершенствованию деятельности заведения общественного питания, а также требовать обеспечения всех необходимых условий для исполнения должностных обязанностей.

Имеется у менеджера ресторана и ряд ответственностей. К примеру, если он не будет выполнять свои функции или будет делать это неправильно, то руководитель вполне может привлечь его к ответственности в согласии с трудовым законодательством. Если же работник совершит особо тяжкие правонарушения, то получит наказание в соответствии с административным, уголовным или гражданским кодексами. При нанесении материального ущерба ресторану последует соответствующее взыскание.

Требования

Так как менеджер ресторана выполняет огромное количество разнообразных функций, требования к соискателю такой вакансии предъявляются довольно высокие.

Качества

Для менеджера ресторана крайне важны лидерские качества. Именно он контролирует, мотивирует и организует работу подчиненных, поэтому для слаженной работы в отношении к начальнику должны присутствовать и уважение, и признание его авторитета. Кроме того, негласный лидер заведения должен всегда быть готов как прийти на выручку, так и сделать строгий выговор. Сотруднику необязательно обладать сверхобщительностью, но хорошим психологом ему быть следует. В его обязанности входит выстраивание правильного социального климата в коллективе, а также предотвращение и ликвидация конфликтных моментов.

Так как управляющий рестораном должен успевать выполнять каждый день многочисленные задания, владение тайм-менеджментом является крайне необходимым качеством.

Сотрудник должен служить персоналу примером для подражания, а значит, его поведение, речь, внешний вид и дисциплина должны быть соответствующими.

Навыки

Менеджер ресторана должен уметь обращаться с деньгами и управлять издержками. Так как именно он контролирует закупку продуктов и списание, а при необходимости и ремонт оборудования, умение работать с большим материальным потоком является очень важным. Более того, именно данный сотрудник отвечает за подсчет выручки. Важно, чтобы менеджер обладал организационными навыками, ведь именно под его началом реализуются практически все происходящие процессы. Работнику стоит быть готовым выступать и в роли «связующего звена» между вышестоящим начальством и подчиненными. Это подразумевает как доводить до сотрудников распоряжения начальства, так и сообщать директору о просьбах сотрудников.

В том случае, когда в ресторане отсутствует хозяйственный отдел, менеджеру придется взять на себя выполнение этой функции. К примеру, именно он должен вовремя отследить устаревшую или испорченную мебель и организовать закупку новой. Большим плюсом являются и контролирующие навыки работника, а также умение подмечать детали. Потребность в продвижении бренда создает необходимость в знании лучших методов маркетинга и применении наиболее действенных стратегий.

Конечно же, у менеджера ресторана или кафе должен иметься соответствующий опыт работы в сфере ресторанного бизнеса. Как правило, отличными управленцами становятся те сотрудники, которые знакомы с делом изнутри – то есть раньше работали либо официантами, либо администраторами. Отсутствие соответствующего опыта для работодателя является однозначным поводом для отказа. Помимо этого, менеджеру необходимо быть в курсе всех современных норм законодательства.

Обучение и повышение квалификации

Сегодня образование ресторанного менеджера является не таким важным фактором, как его опыт и практические навыки. Тем не менее для правильного старта все-таки необходимо соответствующее обучение. Выбор образовательных заведений, позволяющих стать менеджером ресторана, довольно широк. К примеру, в Москве можно подать заявление в Институт отраслевого менеджмента, Российский государственный гуманитарный университет или Московский государственный институт индустрии туризма имени Ю. А. Сенкевича. Ориентироваться следует как на «говорящий» профиль «Менеджмент гостиничного и ресторанного бизнеса», так и на такие программы, как «Ресторанная деятельность», «Технология и организация ресторанного сервиса» или «Технология продукции и организация общественного питания».

Уже во время работы приветствуется посещение различных курсов по повышению квалификации. Как вариант, это может быть тренинг для управляющих предприятиями общественного питания или курс эффективного управления продажами и сервисом в ресторане.

Так как помимо собственного обучения ресторанный менеджер отвечает и за обучение остального персонала, ему не помешает хотя бы частично «прокачивать» себя теоретически в данной сфере, оставаться в курсе современных тенденций и даже развивать в себе преподавательские навыки.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.