В XXI веке появилось огромное количество профессий, о которых раньше не только никто не слышал, но никто в них и не нуждался. Сейчас все меняется, и, например, профессия «тренинг-менеджер» становится очень востребованной как в крупных компаниях (в качестве штатной единицы), так и в мелких (в качестве внештатного работника). Несмотря на то что специальность имеет много общего с профессией учителя, логичнее соотнести ее с другой должностью – владельцем бизнеса. Именно эти люди являются «двигателями» бизнес-стратегий, понимают задачи и потребности своего дела, а также представляют, какой результат и в какие сроки им необходим.
Тренинги как таковые появились в начале прошлого века, их родоначальником стал известнейший психолог Дейл Карнеги. Но сильной популяризации они не получили, а в качестве специальности тренинг-менеджер стал конкурентен на рынке профессий не так давно.
Что это за профессия?
Тренинг-менеджером называют специалиста, занимающегося обучением и развитием работников в пределах компании. Обучение не общеобразовательное, а профессиональное. Для него разрабатываются программы, в которые включаются те аспекты, которые нужно передать персоналу в рамках обучения.
В процессе обучения работник раскрывает свои внутренние резервы, личные и профессиональные качества. Все это задачи, которые должен выполнить тренинг-менеджер. В зависимости от того, в какой компании происходит обучение и какие функции являются ведущими, выделяются следующие виды тренинг-менеджеров:
- корпоративный (по развитию персонала);
- тренер – чаще всего является внештатником, трудится в специализированной компании по тренингам или консалтингу;
- тренер-консультант;
- фрилансер – свободный тренер, оказывающий разовые услуги фирмам.
Каждый из видов востребован в своем направлении. Кто-то оказывает услуги на постоянной основе и трудится в штате, так как потребность в тренерстве имеется практически ежедневно. Маленьким фирмам подобное не нужно, они прибегают к услугам фрилансеров, заключая разовые договоры на проведение тренингов.
Должность «тренинг-менеджер» есть сегодня почти в каждой большой фирме, так как развитием и обучением персонала заниматься необходимо, и делать это должны квалифицированные люди. Тогда компания будет развиваться успешно.
Обязанности
Тренинг-менеджер должен знать и уметь применить основы кадрового дела, быть неплохим рекрутером (если не по образованию, то по своей сути), понимать стратегию развития организации, разбираться в людях, в психологических методах общения как с людьми в парах и малых группах, так и с большой аудиторией. Он должен понимать, как действуют различные системы оценки работников, иметь представление об основах экономики и управленческой деятельности. Деятельность этого специалиста осуществляется в соответствии с планом мероприятий по подготовке, переподготовке и повышении квалификации персонала организации.
Непосредственными направлениями деятельности тренера считаются:
- разработка и подготовка тренингов и обучающих занятий;
- разработка планов и графиков проведения обучающих занятий;
- участие в переговорах между представителями профсоюза работников и представителями работодателя;
- заключение соглашений с коллегами из других фирм или фрилансерами для осуществления совместных мероприятий;
- оценка нужд фирмы и ее представителей в подготовке, переподготовке и повышении квалификации;
- адаптирование уже имеющихся обучающих программ;
- подготовка анализа проведенной работы, эффективности обучающего процесса;
- при необходимости сопровождение персонала после проведения тренинга.
Как стать?
Чтобы устроиться на работу тренинг-менеджером, нужно иметь диплом о получении высшего педагогического либо высшего психологического образования. Если вы начинаете работу в маленькой компании, достаточно окончания курсов по специальности «бизнес-тренер».
Образование – не самое основное требование к кандидату на должность (хотя, безусловно, важное). Личные и профессиональные качества значительно важнее: плохой оратор и застенчивый человек, который не может привлечь внимание даже небольшой группы людей, при этом имея диплом с отличием, не сможет выполнять обязанности тренера по персоналу.
Сильная харизма, поставленный звучный голос, способность заинтересовать и увлечь аудиторию, расположить к себе людей, грамотная и образная речь, умение применить все имеющиеся навыки, высокий профессионализм, прекрасная память – вот те составляющие, которые отличают высококлассного тренера.
Однако если вы хотите сделать карьеру тренера по персоналу или бизнес-тренера, высшее образование в сфере психологии или педагогики (или ППФ – психолого-педагогический факультет) получить очень желательно.
Для трудоустройства в крупную компанию потребуется не только образование, но и наличие опыта работы – от 1 до 3 лет.
Помимо получения профильного образования очень полезно отточить навыки грамотной устной и письменной речи. Для этого можно заняться самообразованием: решать тесты, смотреть обучающие фильмы, читать. Нужно избавляться от слов-паразитов, нескладности, мычания – в этом отлично помогают курсы актерского мастерства и ораторского искусства. Они же помогут избавиться от зажатости и стеснения при выступлении перед большим количеством людей.
Читайте профлитературу, блоги тренеров в интернете, соцсетях, смотрите их каналы, подмечайте интересные приемы, набирайтесь не только теоретических выкладок, но и их практического применения. Посещайте семинары, которые проводят известные тренеры. Если у вас нет возможности посетить семинар лично, записывайтесь на вебинары, онлайн-курсы и занятия, которые проводятся в огромном количестве. Чтобы не слушать одно и то же много раз, выбирайте проверенные бизнес-школы с хорошей репутацией.
В настоящее время в России не слишком востребованы молодые бизнес-тренеры, хотя социальные сети (и особенно Instagram) медленно меняют эту тенденцию. Молодые блогеры зарабатывают огромные деньги на контенте, который производят, а также товарах, которые продают. После чего они проводят курсы насчет своих бизнес-моделей и стратегий, запускают марафоны либо иным способом обучают других.
Но что касается тренеров по персоналу, в основном среди них преобладают люди старше 35 лет. Эту специфику нужно учитывать, если вы хотите двигаться именно в направлении тренерства персонала.
Ответственность
Тренинг-менеджер, который работает в коммерческой фирме, ответственен за то, как проходит подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала по обучающим программам, разработанным или адаптированным им же. Он также отвечает за то, как усвоен материал из обучающих программ работниками, насколько верно они восприняли концепцию обучения.
В идеале тренинг-менеджер должен нести ответственность за каждую свою рекомендацию, каждую разработанную программу, за выбор той или иной стратегии обучения. За качество обучения персонала также отвечает именно этот специалист.