Многие современные музыкальные инструменты известны с давних пор. Но не каждый инструмент смог сохранить свою самобытность и звуковые особенности. Альпийский рог уже давно не используют пастухи, да и сигнал о помощи можно подать другими известными способами. Зато он по праву считается символом своей страны и частью её истории.
Что это такое?
Альпийский рог или, как его ещё называют, альпийский горн – духовой музыкальный инструмент, имеющий длину до 5 метров. Это своеобразный древний швейцарский символ, служивший изначально предметом для передачи военных сигналов. Подробности его истинного происхождения неизвестны, но считается, что его родина в Азии.
Пастухи горных районов использовали альпийский рог в целях общения. С его помощью они созывали стада и сообщали жителям деревни об опасностях. Спокойный мелодичный звук означал безопасность; резкий прерывистый предупреждал о приближающейся беде.
История
Первые источники, повествующие о существовании альпийского рога, относятся к 1555 году. Известный натуралист Конрад Гесснер, увидев рог в Альпах на горе Пилатес, рассказал о нём в своём произведении. А на одной из гравюр 1754 года изображён пастух с альпийским рогом и коровы, преодолевающие высокие склоны гор.
В те времена рог использовали в качестве своеобразного ритуала для вечерней молитвы, хотя в Швейцарии, в центральной её части, предпочтение было отдано колоколам.
В начале XIX века производить сыр стали на молочных фермах, а не в Альпах. Применение горна уже не было так необходимо. О нём не было слышно на протяжении нескольких лет. К 20-м годам XIX века Никлаус фон Мюллен решил возобновить производство и спрос на альпохроны. Он собрал лучших исполнителей Гриндельвальда, и теперь рожок стал не просто средством коммуникации, а полноценным музыкальным инструментом.
Иоганн Брамс в 1868 году написал музыкальную партию для альпийского горна и включил её в свою «Первую симфонию».
Со временем альпийский рог стал местной достопримечательностью и символом Швейцарии.
В былые времена рожок изготавливали из ели, растущей в горах. Из-за этого его форма изначально была изогнутой. Ствол распиливали на две части и выдалбливали внутри при помощи резцов. Потом половины соединяли ивовыми прутьями, обматывали бечёвкой и заворачивали в берёзовую кору или кору вишнёвого дерева. После этого снова обвязывали ветками орешника или тканью, смазанной смолой.
Углубление в верхней части служило мундштуком. В то время рог был не более 2-х метров. Его звучание зависело от длины и толщины ствола дерева. Во время игры его держали на весу.
Современный рожок делают по той же технологии, но используют разные породы дерева. Сейчас рог редко бывает целостным, обычно его собирают по частям. С недавнего времени стали использовать отдельный мундштук, который присоединяется уже в процессе игры.
Как звучит?
Обычно музыкальные инструменты со временем изменяются. Их усовершенствуют в зависимости от удобства игры для исполнителей. Альпохрон же, спустя столько лет, сохранил свою самобытность. Он сочетает в себе звуки и медных, и духовых инструментов.
Так как альпийский рожок не имеет отверстий для пальцев и всяческих клапанов, то с его помощью можно создать звукоряд только из натуральных звуков. Число звуков небольшое, и они находятся на больших интервалах между собой.
Звуковая гамма альпийского рога напоминает гамму натуральной трубы. Его главной особенностью является «нечистая» нота «фа», она звучит в диапазоне между «фа» и «фа диез». Эта нота используется в песнях йолдеров.
Существует мнение, что рог стал родоначальником знаменитого пения.
Где можно услышать?
Звучание этого инструмента можно услышать в различных фольклорных программах и шоу.
Для горна существует специально написанный репертуар, который в основном и исполняется:
- Леопольд Моцарт «Пасторальная симфония для альпийского горна и струнных», 1755 год;
- Жан Детвилер «Концерт для альпийского рожка», 1971 год;
- Ференц Фаркаша «Concertino rustico для альпийского горна и струнных», 1977 год.
Сейчас по всему миру насчитывается около 2000 человек, которые владеют искусством игры на альпийском роге. На нём играет каждый член Ассоциации Йодлеров Швейцарии. Музыкальные композиции, исполняемые на альпохроне, можно услышать во время Швейцарского Фестиваля Йодлинга или на парадах, устраиваемых Швейцарской ассоциацией традиционного костюма, а также на международном фестивале альпохрона в Нанде.